Небо над Европой. Полет на параплане выше леса, выше гор



Когда сердце рвется в полет гравитация бессильна





Взгляд сверху



Полет на параплане - это один из самых простых способов подняться в небо. Не нужно никаких моторов - только ты, крыло и нужный ветер.
Это ни с чем не сравнимые ощущения. Ни с чем. Серьезно, этим можно заразиться и заболеть на всю жизнь. Я могла бы это описать так: у тебя появляется возможность оторвавшись от земли лететь туда, куда ты хочешь, смотреть, наблюдать, любоваться, парить. Находится в воздухе от нескольких минут до нескольких часов. Многое зависит от умения и опыта, и чем его больше тем большие возможности открываются.



Летать на дальние расстояния и на большую высоту, видеть мир под новым углом, заглядывать в такие уголки и наблюдать их с необычного ракурса. Когда дух захватывает от мысли, что ты являешься единственным человеком в целом мире , который все это видит, словно первооткрыватель новых земель.
Когда я впервые услышала о том, что это возможно, я сразу же решилась попробовать. Из двух вариантов: обучения в летной школе или ознакомительный полет с инструктором, я выбрала первый и, пройдя обучение, совершила свой первый самостоятельный полет.

Италия. Чемпионат Италии в Альпах



Как я писала в прошлом репортаже – мы отправились в Европу с парапланами, кочевать с одного парапланерного соревнования на другое и первым летным местом в нашем списке была Италия. А именно Чемпионат Италии в Cornizzolo ( Гора Корницоло) недалеко от озера Комо.



Пару слов о соревнованиях.
Соревнования заключаются в том, чтобы пролетать маршрут, взяв несколько точек заданными координатами и с определенными радиусами, и долететь до финиша быстрее других пилотов. Замечу, что не все пилоты долетают до финиша, потому что это действительно сложно, нужно преодолевать большие расстояние по 60 -90 -110 км по воздуху, не терять высоту, «выживать», когда приходят облака и отбрасывают свои тени, нужно лететь против ветра или же прижиматься вплотную к острым скалам или к склону поросшему высоченными мохнатыми деревьями, в то время как, вокруг тебя кружится еще десяток или два таких же пестрых парапланов и порой бывает очень тесно. И это под силу только самым опытным пилотам. Маршрут строится, исходя из рельефа, погодных условий каждый раз по разному.



Мы поселились в деревеньке, расположенной у подножья горы, опоясанной сетью бирюзовых озер и ярко зеленых полей. Гора до середины покрыта лесом, на одной из ее сторон располагается старый карьер, а на вершине стоит большой крест.
Гора изрезана множество троп и дорог, на которых можно встретить как велосипедистов так и туристов, которые приехали из Милана и близ лежащих городов, пройти несложный трекинг.
Первым делом мы познакомились с главой местного летного клуба и получив указания и комментарии по поводу местной аэрологии, узнав подробный прогноз погоды, мы отправились на старт, посмотреть на все с высоты.



Дорога на старт асфальтированная, но на столько узкая, что в некоторых местах по ней может проехать только одна машина, а повороты страшно крутые, приходится полностью сбрасывать скорость, чтобы в них вписаться.
Со стартовой площадки открывается отличный вид на малюсенькие деревеньки, голубые озера и бескрайние зеленые поля.



Первым делом я нашла глазами посадку. Площадка приземления представляет собой огромное скошенное поле, перепад высоты от старта до посадки больше 900 метров. Что самое забавное, здесь учатся летать «чайники». Пройдя курс наземной подготовки они совершают свой первый полет именно с этой горы.



Меня это мотивировало, изначально я боялась сделать первый шаг и полететь. Но, у страха глаза велики, на практике отказалось все совсем не страшно и достаточно безопасно.
Чтобы совершить полет в новом месте, мне требуется время. Нужно привыкнуть к нему, прочувствовать его, ознакомиться с местной аэрологией, послушать миллион советов и задать тысячу вопросов и когда я почувствую, что я готова- я отправляюсь на старт.



Как все происходит:
Приехав на старт нужно осмотреться, оценить погодные условия: силу и направление ветра, облачность.
Затем нужно разложить параплан, утеплиться т.к в небе прохладнее чем на земле, одеть подвеску, шлем, подсоединить приборы, показывающие высоту, скорость подъема и gps навигацию. Подождать несколько минут перед тем как стартовать, осмотревшись нет ли в воздухе парапланов, которым мы можем помешать.
Когда в лицо подует ветерок, наполнившись поднимется колдунчик( ветроуказательный конус) можно стартовать.
Сделав несколько шагов по мягкий траве вниз по склону, параплан наполняется воздухом и ты отрываешься от земли.



Это достаточно волнительный момент.
Но волнение сразу же исчезает, как только ты оказываешься в воздухе.
Управлять парапланом не сложно, очень похоже на велосипед. Тянешь левую клеванту – поворачиваешь влево , правую – вправо. Можно помогать себе весом.



Обычно, если есть цель набрать высоту, а не слететь сверху вниз, есть два варианта. Летать в динамике, набирая высоту рядом со склоном, когда воздух поднимается вверх сталкиваясь с препятствием- горой. Или же обрабатывать термические потоки- термики . Они обрабатываются по спирали. Для этого нужно кружиться в потоке теплого воздуха, стремящегося наверх, постепенно набирая высоту.
Облако – главный сигнал, что где то под ним есть поток – это та влага, которая испарилась и поднялась наверх, словно вода испарившаяся на сковородке, превратившаяся в пар.



Уже очень скоро я адаптировалась к месту. Тем более, что старт в Корниццоло очень удобный и безопасный, я созрела на полет и достаточно быстро для самой себя оказалась в небе. Набирая высоту и поднимаясь гораздо выше вершины горы, я засматривалась на аккуратные красные крыши домов в соседнем ущелье. Я вылетала в долину и снова возвращалась к уже привычному мне склону, летала вдоль стартового хребта, любуясь окрестностями, озерами необыкновенной красоты, полями. Весело, когда можно подлетать близко к другим парапланам, фотографировать и переговариваться. Я пребывала в восторге от того, что оказалась в новом месте и, что условия здесь очень мягкие и добрые для новичков.



На чемпионате Италии собралось очень много первоклассный, сильных пилотов, которые с разрывом в несколько минут прилетали на финиш, несмотря на то, что условия были далеко не идеальные.



Летать во время соревнований проще морально.
Необыкновенное и захватывающие зрелище, когда в небе кружится сотня разноцветных парапланов, набирая высоту в стартовом потоке.



Во время соревнований произошел один чудесный случай.
Мне рассказали о нем местные пилоты, на одной из вечеринок, которые так любят устраивать итальянцы. Во время обучающих полетов, один парень поднял крыло и стартанул, поток воздуха поднял его параплан вверх, но он забыл застегнуть подвесную систему и выскользну из нее он упал метров с 30 камнем вниз, люди побежали его искать, думая что он разбился на смерть. Как оказалось крона дерева смягчила падание и он удачно приземлился. Ничего не сломав и не повредив. Все считают, что это просто чудо.

Франция. Летать может каждый



Европа, а особенно Франция являются мекой парапланеризма. Здесь летают все, в том числе дети, старики и инвалиды. Во время одних соревнований во Франции я видела довольно старенькую бабушку уже сгорбленную, которая только что приземлилась и тащила на себе парапанерный рюкзак, объемом больше чем она сама..
Или же наоборот, познакомившись с одним французом, и когда мы заговорили о возрасте, я расспросила его о том , как он так хорошо и быстро научился летать, ведь ему 21 год и он уже выступает на очень престижных соревнованиях. Он ответил, что его отец инструктор по парапланеризму и с крылом он познакомился еще в детстве в возрасте 6 лет, а свой первый полет совершил в 8 лет. А в подростковом возрасте начал помогать отцу и обучать людей. Сейчас он тренер.



Меня сильно поразило то, что во Франции летают даже инвалиды, есть курсы маршрутных полетов для людей с ограниченными возможностями. Это так здорово. Мне стало интересно, люди учились летать сначала до например травмы , как в фильме 1+1 или же уже после . Мне рассказали что 80 процентов записывается на курсы уже будучи инвалидами (сидя в инвалидном кресле) но это очень круто, что люди не замыкаются в себе , а продолжают активную жизнь. Сидя в инвалидном кресле они могут летать долгие красивые маршруты по 30-50 км на ровне с другими пилотами. Единственный нюанс заключается в том, что им нужно помочь стартовать, все остальное они делают самостоятельно.
Еще один из плюсов тут в глуши Французских деревень на каждой горе есть парапланерный старт, а иногда их несколько. Многие старты облагорожены, устелены ковролином и оборудованы стендом на котором указана вся полезная информация.



С чемпионата Италии мы отправились на Чемпионат Франции
Здесь все серьезно. Локация сильно изменилась, теперь мы не в Альпах а в Пиринеях недалеко от границы с Испанией. Условия для полетов здесь совсем не для начинающих, во первых из за северной экспозиции склона гор, во вторых что ветер продувает все ущелье насквозь и сильные шквальные ветра здесь не редкость. На соревнования могли заявится лишь те пилоты ,к которые входят в топ 500 лучших пилотов мира, также на сайте соревнований было указано, что условия полетов тут достаточно сложные.
В отличии от Итальянского Корницолло здесь настоящая глушь. Вокруг большие горы с заснеженными вершинами, поблизости мало населенных пунктов, в основном это несколько домов, в деревне в которой мы обосновались находятся горячие источники с лечебной минеральной водой. Из местных жителей я познакомилась лишь с одной женщиной, не смотря на то что она плохо говорила по английски мы отлично понимали друг друга и даже успели подружиться. Она создала униклаьную настольную игру про Пиренеи, к тому же она художница.



Вокруг деревни расположено сразу несколько стартов, за это мне и нравится Европа, что в радиусе нескольких километров есть стартовые площадки под разные условия и разные направления ветров.
На старте мирно пасутся коровки. Из за сложных для меня условий я летала в этом местре только один раз, да и разыграли всего три соревновательных дня. В один из дней старт был закрыт в целях безопасности так как надвигался ветер. Шутки со стихией плохи. По сравнению с ней ощущаешь себя беспомощной песчинкой. Существует даже поговорка « лучше на Земле желать оказаться на небе, чем на небе мечтать оказаться на земле» . Поэтому вопрос безопасности, особенно в Европе стоит на первом месте.



Однако, несколько местных парней в тот день полетели в соседнее ущелье, перемахнув через хребет, они пролетели в общей сложности километров 60-70, а уже ближе к вечеру вернулись из соседней – более широкой долины в нашу, более узкую и ветреную. Ребята рассчитали прогноз так , что когда здесь задумал сильный ветер у них все было спокойно, штиль. Ведь, когда годами летаешь в одном месте учишься определять погоду и чувствовать ее, знакомишься с местными особенностями и знаешь где можно пролететь, а куда лучше не соваться. Это к слову о том, что с местом необходимо познакомиться, изучить его досконально, нужно много опыта и только так оттачивается мастерство.



Спустились гор к морю. Полеты на берегу океана на Дюна де пила.



Место идиллии и гармонии.



Огромная песчаная дюна, с одной стороны океан, с другой сосновый лес. Атлантический океан, с ледяной водой, в которой сложно продержаться дольше нескольких минут, такое чувство будто ныряешь в прорубь и постоянный ветер, который включается как по расписанию в 11 утра и выключается уже после того, как сядет солнце.



Многие пилоты учатся здесь летать, многие отрабатывают мастерство. Благодаря ровному постоянному ветру здесь можно часами стоять с крылом над головой и тренироваться.



Когда поднимаешься в воздух поражает то сколько пестрых крыльев вокруг. Ребята, которые летают здесь на тандемах используют свисток, чтобы им уступали дорогу. А вообще существуют правила расхождения в воздухе.



Полет здесь больше расслабленный и медитативный, можно глазеть по сторонам, слушать музыку и созерцать. Летать вдоль дюны скучно, если не использовать неменяющийся ветер, его стабильность для тренировок.



Место проведения кубка Икара. Франция


Поражает то, что тут учатся летать, я уже не в первый раз во Франции удивляюсь этому. Новички стартуют и сразу же оказываются рядом с отвесными скалами. Часто старт затягивает слой плотного тумана, так что совершено не видно куда лететь. Пилоты уже готовые к старту стоят и ждут, пока туман рассеется и стартуют, за уже через несколько минут страт снова погружается в молоко.



За пару месяцев я познакомилась с несколькими летными местами. Каждое особенное. Хорошая организация полетов, информация на стартах, удобные площадки для приземления и страта, инфраструктура, грамотный подход к обеспечению безопасности полетов - то, что объединяет летные места в Европе.
Там я заново взглянула на полеты на параплане и снова начала летать с упоением, после долгого перерыва.
Пусть это краткая статья будет для вас небольшим окном в мир парапланеризма, в мир, в котором я живу.