Непал: познать свою Меру. Часть 5

Восхождение
07.11.2013 (четверг)

Фото С.Рагимова

Ночью ветер всё-таки не стих, скорее, усилился и с шумом трепал полотнища палаток, мешая заснуть. От мороза выдыхаемые пары воздуха осаждались под куполом в виде инея, и он тут же снежной пылью стряхивался на нас порывами ветра. Я спрятал лицо поглубже в капюшон спальника и мысленно представил себе наш завтрашний путь. Главное – не торопиться и идти своим темпом, медленно, но верно. И надеяться на то, что погода позволит сделать этот последний шаг.
Когда пропикал будильник, я понял, что поспать так и не удалось – только немного подремал, ворочаясь с бока на бок. Оля тоже спала неспокойно и несколько раз за ночь включала свой фонарик – как она потом призналась, это позволяло ей вернуться в привычную реальность из какого-то пугающего состояния небытия, куда она временами погружалась.
Был второй час ночи начала десятого дня пешей части похода. К каждому из четверых, вышедших на восхождение (Кирееву, Радаеву, Рагимову и мне), был приставлен проводник из числа наших непальских парней, чтобы показывать путь в темноте и помочь в случае необходимости.
Тропа поднималась вверх по снежному плато с достаточно ощутимым уклоном. Шириной она была не более полуметра, и разминуться на ней с другим человеком можно было, только отступив чуть вбок и сразу провалившись по колено в глубокий снег.
Примерно в одно время с нами на штурм вышли участники французской группы, чьи палатки располагались в высотном лагере по соседству.
Мы с Радаевым шли впереди всех, примерно в одном темпе, при этом Владимир двигался чуть быстрее меня, но постоянно останавливался, чтобы восстановить сорванное дыхание. Я шёл размереннее, не сбивая дыхания и практически не останавливаясь, и через каждые два десятка шагов его нагонял.
Через какое-то время Володя сообщил, что замерзает, и ему надо где-то остановиться – желательно, укрывшись от ветра – и одеться потеплее. Я очень настойчиво посоветовал ему не тратить драгоценное время на поиски укрытия, которого на этом плато, скорее всего, и не было, и переодеться немедленно, пока совсем не закоченел. Он внял моему совету и остался где-то позади в темноте, вместе с сопровождавшим его Ками, а я со своим гидом и чуть обогнавшая нас пара из французской группы двинулись дальше.
В 5:45, через 3,5 часа после выхода из высотного лагеря, мы поднялись к предвершинной седловине. Быстро рассветало, и остаток пути был хорошо виден.
Прямо перед нами высился покрытый снегом купол с 50-метровым почти отвесным участком в самом начале. Для подъёма на него требовалось организовать страховку, поэтому никто не начинал движения, ожидая прихода поддержки.
Наконец, минут через двадцать подошли Ками с Радаевым, и два наших гида занялись провеской перил. Первым отвесный участок прошёл Ками и закрепил верёвку, потом по ней поднялся я, за мной – Владимир и второй гид.
В этот момент начало всходить солнце, слепя яркими лучами, и усилился ветер. Очки стали стремительно запотевать и тут же замерзать изнутри, оставляя видимой лишь процентов тридцать картинки (а у Радаева – и того меньше, отчего он на подъёме стал практически терять ориентировку, не видя, куда ставить ногу для следующего шага).
С трудом, борясь с внезапной "слепотой", мы всё-таки забрались наверх, где купол резко выполаживался и сразу переходил в вершину. На часах было 6:45 утра, и мы достигли цели!
Для того чтобы запечатлеть себя и своего товарища в этот счастливый момент, я на короткое время снял очки (а то как потом доказать, что этот мужик на фото – Иванов, а не Петров или Сидоров?). Володя же остался в очках и красной защитной маске, надетой сверху на голову и закрывавшей всё лицо и шею. В этом наряде он был похож на какое-то божество с телом человека и головой красного пса.

Мы быстро сделали несколько фоток и поспешили вниз, потому что ветер уже разыгрался не на шутку (по ощущениям Радаева, он дул со скоростью не меньше ста километров в час).
В 7:00, спустя 15 минут после подъёма на вершину, я начал спуск.
Владимир чуть задержался, чтобы пропустить нескольких французов, которые в этот момент стали подниматься навстречу.
У подножия купола я встретился с командором – он был в отличном настроении и, как всегда, никуда не торопясь, собирался в своём проверенном темпе подняться вслед за нами.

Командор со своим гидом

В 8:05 я уже был в высотном лагере, напился горячего чая и, ощутив невероятную усталость, залез в палатку и какое-то время отлёживался, не думая ни о чём, пока ещё оставалось время до возвращения Рагимова и сбора вещей. Здесь же выяснилось, что Сергей Киреев поднялся примерно до высоты 6000 метров и решил вернуться, понимая, что ничего не может поделать с замерзающим руками и особенно ногами, несмотря на хорошую экипировку.
И вот уже лагерь свёрнут, и мы прощаемся с Рагимовым, Киреевым и Папушами, всё-таки решившими не менять первоначальный план и попробовать пробиться к Ампулапче. Наши пути разойдутся у базового лагеря – они с Ками и частью шерпов пойдут на восток по высокогорной долине Хонгу Кхола, а мы с Пурбой и остальными непальцами вернёмся в Кхаре.

Вдалеке по центру – купол Меры Центральной (фото из высотного лагеря)

Пока шли по леднику (а путь к базовому лагерю занял около часа), ветер окончательно рассвирепел и своими порывами пытался буквально сбить с ног. Как хорошо, что мы успели подняться и спуститься с вершины. В этот момент Пурба и изрёк своё меткое "Lucky group!", затем повторенное им неоднократно и ставшее своеобразным девизом экспедиции. А мне только оставалось с ним согласиться.
Ещё через два с небольшим часа мы, наконец, добрались до Кхаре. Спускаясь по тем крутым снежным склонам, по которым мы два дня назад лезли сюда, я ещё раз оценил, насколько они непростые. А Оля так вообще не могла поверить, что мы шли именно здесь. "Что, неужели я поднялась вот по этой тропе?! – раскрыв от удивления глаза, переспрашивала она. – Да если бы я видела этот подъём сверху, ни за что не согласилась бы лезть на него!" И она недоумённо качала головой, словно надеясь услышать от меня, что всё это розыгрыш, и наш путь сюда проходил в каком-то другом, более удобном для хождения ногами месте.
Остановились мы в той же лоджии. Лёша и Исакич ждали нас – они за эти два дня тоже полазили по окрестным склонам и нащёлкали фоток, при этом, по словам Лёши, более плавная акклиматизация помогла ему лучше адаптироваться к высоте 5000 метров, чем год назад.
Спалось на деревянной кровати номера гораздо комфортнее, чем на леднике, только и меня, и Олю донимал кашель из-за простуженного наверху горла, но это было уже неважно, поскольку завтра – вниз, в тёплую долину.

Схема восхождения на Мера-пик (из Интернет-источников)

Обратный путь в Луклу и Катманду
08–14.11.2013

Три последующих дня мы впятером шли назад, в Луклу. Потом Лёша, Володя и Исакич улетели в Катманду, а я и Оля совершили четырёхдневную прогулку до Намче-Базара и обратно.
Не буду описывать то, что с нами произошло в эти несколько дней – для этого есть более полная версия моих путевых заметок, немного выходящая за формат данного репортажа. Скажу лишь, что были и встречи с интересными людьми, и наблюдения с близкого расстояния за дикими животными, и бесчисленные фотографии гор и всего того, что их окружало. Вот некоторые из них:

Остановка в Пхакдинге

Эверест – вид с подъема к Намче-Базару

Намче-Базар

Эверест

Ама-Даблам

Яки

Навесной мост

14 ноября по возвращении в Луклу мы снова воссоединились с нашей четвёркой отважных, которым так и не удалось пробиться через перевал Ампулапча (они пройдут его почти тем же составом годом позже). Мы были бесконечно рады увидеть весёлые лица ребят, слегка потрёпанные морозом, ветром и солнцем.
Устроив себе шикарный ужин с тортом, мы на следующий день вылетели в Катманду.

Последние два дня в Непале
15–16.11.2013

После возвращения в Катманду у нас в запасе было полтора дня для шопинга и прогулок по городу, включая два замечательных вечера, один из которых мы провели в доме Пурбы. Он пригласил заранее нас и тех ребят, которых мы встретили в Кхаре и с которыми, оказывается, он был хорошо знаком и даже когда-то гостил у них в Москве. Тот визит, судя по всему, врезался ему в память, особенно одно явно необычное для него место – "дача", о котором он вспоминал в разговоре несколько раз. Не знаю, что уж там происходило на этой даче, но русское гостеприимство оставило заметный след в душе скромного непальца.
Впрочем, называя его так (а в быту и в общении он действительно обходился без каких-то бросающихся в глаза излишеств), я нисколько не хочу умалять всего того, чего он добился и создал своими руками: успешная туристическая фирма, отдельный трёхэтажный домик для себя и своей семьи в черте столичного города, взятая на воспитание приёмная дочь (это притом, что у них с женой и так трое детей) – в общем, молодец, настоящий мужик!

Фото С.Рагимова

Принимая нас, он приготовил поджаренного на огне барашка, хорошую выпивку и закуску (включая большое количество заранее охлаждённого пива). Единственное, к чему не был готов бедный Пурба – это то, что его русские гости, попив и поев, начнут долгие разговоры и песни под гитару допоздна, когда впору задавать неуместный вопрос: "Дорогие гости, вам хозяева ещё не надоели?"
К счастью, гости в какой-то момент всё-таки вспомнили, что пора возвращаться в отель, а для этого ещё надо добраться через жилой квартал до шоссе и поймать попутную машину или такси в сторону центра (здесь у Пурбы случился "прокол" – он вряд ли думал, что мы засидимся столь долго, и не организовал никакого транспорта в обратном направлении). Впрочем, меня, например, после прекрасного вечера эти мелочи уже мало волновали, я только помню, что в отель мы вернулись без приключений и в полном составе.

Улетали мы в воскресенье 17-го (за исключением улетевшего несколькими днями раньше Радаева), а до этого был ещё целый день, которого мне не хватило год назад, чтобы просто побродить по улочкам Катманду, наблюдая, как течёт его жизнь. Мы с Олей провели этот день, никуда не торопясь, гуляя и заглядывая в разные лавки и магазинчики.
А под вечер все собрались в кафе, располагавшемся на открытой террасе второго этажа прямо у пересечения улиц. Пока готовились и подавались на стол заказанные блюда, мы потягивали коктейли и обменивались последними впечатлениями, а также обсуждали планы на будущее.
Рагимов был полон идей и предлагал осваивать другие районы Непала, где тоже много интересных трекинговых маршрутов. Я высказал мысль про другие страны и континенты, например, про Южную Америку. Но в любом случае нам хотелось не терять друг друга из виду и обязательно продолжить начатое – тем более, что команда у нас сложилась боевая.

До встречи, Непал!

Полтора года спустя после описываемых событий, когда я наконец-то закончил их последовательное изложение, в Непале произошла трагедия – землетрясение, унесшее жизни тысяч людей.
Просматривая новостные сводки телеканалов и фотографии в Интернете, обмениваясь впечатлениями по телефону, все мы были потрясены увиденным. Не дай Бог такое пережить!
Но желание ещё раз побывать в Непале от этого не уменьшилось. Зная, насколько трудолюбивы и упорны непальцы, я уверен: они восстановят разрушенные мосты и тропы, построят новые лоджии и храмы и будут так же приветливо встречать всех, кто придёт к ним с открытым сердцем.
Поэтому я говорю: "До свиданья, Непал! Ещё встретимся!"
Не прощаюсь и с вами, мои терпеливые читатели. Надеюсь, вам не жаль времени, потраченного на чтение этих путевых заметок.