Нет сил терпеть! Три главных «писающих» памятника Брюсселя
Про турецкие туалеты нам тут уже рассказали, а я предлагаю внести в разговор свежую струю! Сегодня поговорим о трёх «писающих» памятниках Брюсселя. Начнём с самого известного из них — «Писающего мальчика». Миниатюрная бронзовая статуя-фонтан находится недалеко от главной городской площади, собирая вокруг себя десятки любопытных туристов.
Когда именно в Брюсселе появилась эта статуя — точно неизвестно. Говорят, она существовала уже в XV веке. Вопросы вызывает и история появления «Писающего мальчика». По одной из версий, статуя установлена в память о событиях гримбергенской войны, когда люлька с малолетним Готфридом III Лёвенским была подвешена на дереве, чтобы воодушевлять горожан видом будущего монарха. Если верить легенде, оттуда ребёнок мочился на сражающихся под деревом воинов. Другая версия гласит, что статуя напоминала горожанам о мальчике, который струёй мочи якобы потушил боеприпасы, разложенные неприятелем под городскими стенами.
Свой нынешний вид памятник приобрёл в 1619 году благодаря мастерству придворного скульптора Жерома Дюкенуа. «Писающего мальчика» много раз похищали. Последний такой инцидент произошёл в 1965 году. Тогда неизвестный отпилил статую на уровне ступней, а затем унёс с собой. Восемь месяцев спустя в редакцию журнала De Post поступил анонимный звонок. Голос на том конце провода сообщил, что «Писающий мальчик» лежит на дне брюссельского канала! На место выехали дайверы и действительно выловили статую. Её отреставрировали, а затем поместили в Музей города Брюсселя. Как вы понимаете, туристы сейчас фотографируются на фоне копии, а не оригинала 1619 года. Но и взглянуть на шедевр Дюкенуа никто не запрещает.
У бронзового парня есть имя — Жюльен. Правда, получил он его по ошибке. Произошло это в XIX веке, когда историки перепутали «Писающего мальчика» с другим фонтаном. Он стоял неподалёку и назывался как раз «Маленький Жюльен». До наших дней тот фонтан не сохранился, зато память о нём, как видите, жива до сих пор. С годами вокруг «Писающего мальчика» появилось много интересных традиций. Например, в праздничные дни струю воды заменяли вином или пивом. Но главная традиция связана, конечно, с костюмами Жюльена. Первый наряд для Жюльена в 1698 году прислал баварский князь Максимилиан-Эммануил. С тех пор в Брюсселе решили регулярно переодевать «Писающего мальчика». Сегодня в его гардеробе более тысячи разных костюмов. Меняют их строго по списку, составленному специальной организацией под названием «Друзья Писающего мальчика». На ограде фонтана можно узнать, какие костюмы будут на Жюльене в этом месяце.
Мы оказались в Брюсселе во время пивного фестиваля, потому и наряд у «Писающего мальчика» был соответствующий. Это костюм пивного братства Готфрида Бульонского! Да-да, есть и такое сообщество. Оно было основано в бельгийском городке Бульон.
Ну а теперь познакомлю вас с «Писающей девочкой». Не удивляйтесь, у Жюльена есть подружка. Правда, найти её не так просто. Женская версия фонтана находится в тупике одного из переулков, абсолютно типичного и ничем непримечательного.
«Писающая девочка» появилась здесь в конце 80-х годов прошлого века как пародия на «Писающего мальчика». По крайней мере, так говорит одна из версий. Есть и другая: фонтан якобы установил местный ресторатор, чтобы привлечь внимание к своему заведению. Ну а сам фонтан вполне обычный — тут даже добавить нечего.
И напоследок взгляните на «Писающую собачку». Правда, это не фонтан, а просто статуя. Она появилась в центре Брюсселя в 1998 году. В оригинале памятник называется «Дворняжка» или Het Zinneke. Звучит скорее по-нидерландски. Всё верно. Нидерландское слово Zinneke когда-то стало частью брюссельского диалекта и обозначало не только дворняжек, но и самих жителей Брюсселя. Кроме того, это ещё и отсылка к нидерландской фразе «Zin hebben in», то есть «Чувствуем себя подобными». По замыслу автора Тома Францена собака смешанной породы символизирует объединение разных культур в Брюсселе. В августе 2015 года «Дворняжку» сбил автомобиль, после чего скульптор собственноручно восстановил своё творение.