Нигер. Ч - 18. Султан Агадеса и его дворец

Предыдущая часть - Нигер. Ч - 17. Дом пекаря

Трудно сказать, сколько на сегодняшний день в мире так называемых монарших династий? Короли, цари (они же князья) и султаны у различных народов появлялись вместе с образованием государств. Таковые приходили на смену общинам охотников-собирателей. (Нет, были в этом процессе исключения, но это именно исключения из общего правила. Здесь речь не об этом).

Какой монарший дом считать крупным, а какой не очень? О подобном судить сложно. И всё же, когда разговор заходит про Чёрный континент, чаще всего фигурирует цифра 14. Именно столько в Африке больших и значимых монарших династий. Какие-то из них до сих пор при власти. Другие, наоборот, сделались элементом живой истории. А сколько же в Африке всего королевских династий? Думаю, подсчитать всех тамошних королей и султанов попросту невозможно.

За два года до поездки в Нигер я был в Камеруне. Мне посчастливилось посетить дворец ламидо (правитель) в городе Нгаундере.
Позже мы были в доме князька более мелкого. Его Высочество удостоил нас приёмом.

В Нигере довелось побывать в четырёх монарших апартаментах, но аудиенцией нас осчастливили только три правителя. Впрочем, начнём по-порядку.

В исторической части Агадеса всё рядом, и потому, погуляв по глинобитным переулкам, мы попали на площадь, которую обрамляло по местным меркам мощное здание.
По архитектуре оно вписывалось в формат Старого города. Однако его размеры заявляли о том, что здание не вполне обычное. С задраенными окнами второго и третьего этажа и одной единственной дверью, здание походило скорее на крепость, нежели на дворец султана.



Да, это был именно дворец! Построенный в 19-ом веке, он дошёл до нашего времени в неизменном виде. Когда-то на прилегающей площади стоял эшафот. Султан (высшая судебная власть Аира) прямо во дворце производил суд. Виновных казнили незамедлительно, причём здесь же, на площади. Именно поэтому, помня о своём суровом прошлом, дворец выглядит подчёркнуто строго.

Все официальные справочники по Нигеру в один голос утверждают, что в настоящем всевозможные короли и султаны не имеют в стране никакой власти, и что они просто дань традиции. Увы, это не совсем так или, правильнее говоря, совсем не так.

Возле дворца сидели люди, ожидавшие аудиенции. Судя по напряжённым лицам, пришли они не просто так. Результат встречи для них имеет большую ценность, от разговора с султаном многое зависит.



Строгие напряжённые секьюрити подчёркивали важность момента. Если обычные туареги предпочитают балахоны и тюрбаны синих и белых цветов, то стражники, замотанные в красное, с элементами жёлтого, на их фоне выглядели так, словно являлись артистами кино.



Ну а насчёт напряжённых лиц, так тут всё просто и понятно. Неспокойно живётся людям Сахары в последние годы. Если кто-то захочет раскачать в Агадесе ситуацию - мишенью в первую очередь станет именно султан. И посему, я более чем уверен - у его стражи имеется оружие.



Один из караульных отправляется известить монарха о визите иностранцев. Вскоре он возвращается, радуя известием - султан туристов примет.

Разувшись на входе, проходим мимо напряжённого стражника.



Попадаем далее в тёмный проходной коридор, который выводит нас во вполне обычный и ничем непримечательный двор.



Однако идти нам по нему не пришлось. Кабинет султана оказался прямо у входа. Всей толпой из двадцати человек втискиваемся в небольшой зал, где по-турецки садимся на пол.

Его Высочество царствует на кожаном диване прямо напротив нас. Любой, кто сюда попадает (если не считать Президента страны и других значимых персон), должен находиться на полу, заведомо ниже Его Высочества. Даже визирь, пребывающий справа от султана, сидит не в кресле, не на стуле, а на полу.



В свою очередь, обстановка зала достаточно простенькая. На стенах меч, особый туарегские кошелёк, сумка и множество фотографий, где Его Высочество представлен с разными людьми, в том числе с Президентом Республики Нигер. Туареги бывают по цвету кожи, как белые, так и чёрные, похожие больше на негроидов. Его Высочество чёрный. Изначально туареги принадлежали к берберам. На юг Сахары их вытеснили арабы. Как результат рыцари пустыни перемешались с негритянским населением.

Видя солидного мужчину, в чистых накрахмаленных одеждах, наши женщины замолкают. В зале зависает тишина, которую прерывает сам султан. Его Высочество спрашивает, кто мы, откуда приехали, нравится ли нам Агадес и вообще сам Нигер? Старший группы, по имени Дмитрий, отвечает на дежурные вопросы. Беседа, подобно узелку, начинает завязываться.

Султан рассказывает, что он 52-ой потомок правящей династии. Один из его предков по имени Юсуф, основал султанат Аир, почти сразу после этого появился и Агадес. С 1430 года он стал столицей Аира.

Мои спутницы, как истинные женщины, начинают проявлять любопытство. Увы, на Востоке не принято спрашивать о личном. Помня о подобном, множество вопросов мы с Дмитрием попросту забраковываем. Разговор, подобно весеннему ручью, то журчит, то натыкается на препятствие и останавливаясь, образуя запруду.

В начале прошлого века территория нынешнего Нигера попала под контроль французов. В советской школе нас учили, что колонизаторы везде и всюду превращали в рабов местное население. В принципе это так, но не совсем. В Нигере с приходом французов рабство, наоборот, было отменено. Туареги, бывшие хозяева Сахары, вынужденно дали вольную своим рабам, коих они из века в век они набирали в походах, содержали, используя их труд, либо попросту получая подати.

Одним словом, у местных туарегов причин для недовольства французами было много и отмена рабства одна из таковых. В 1911—14 годах из-за сильной засухи и французской политики налогообложения в виде изъятия верблюдов (корабли пустыни требовались французам для новых завоеваний) состоялось первое восстание туарегов. Колониальной администрацией оно было подавлено. При этом стоит отметить, что Агадес таковое не затронуло.

Казалось бы ситуация успокоилась. Правивший на тот момент Тагама, султан Агадеса, убедил французских военных, что конфедерации туарегов остаются верными им. Но это был обман, с помощью которого французский гарнизон Агадеса 17 декабря 1916 года попал в осаду.

Лидером нового восстания стал один из аминакалов (князь) Ага Мохаммед Бей Тегидда Каосен (1880—1919). Каосен родом был из Ливии и на Юг он переместился после подавления восстания на Севере.

Туарегские повстанцы, насчитывающие более 1000 человек, во главе с Каосеном и его братом Мохтаром Кодого, были вооружены винтовками и одной пушкой, захваченной у итальянцев в Ливии, разбили несколько французских лёгких колонн. Они захватили все крупные города Аира. Территория, составляющая сегодня север Нигера, находилась под контролем повстанцев на протяжении трёх месяцев.

Гарнизон французов оставался в полной осаде до марта 1917 г. Снять её удалось только после прихода дополнительных войск. Колонизаторы с восставшими жестоко расправились.

Но какова же во всём в этом роль тогдашнего султана Тагамы? Остался ли он у власти, или французы султана заменили? Подобное мне было интересно. Я попытался в краткой форме объяснить суть вопроса, дабы Дмитрий, перевёл его нынешнему султану?

Увы, Дмитрий, будучи человеком опытным, посчитал вопрос некорректным и спрашивать не стал. Про восстания 2007 и 2012 года мы и подавно не стали выяснять. Думаю, логика тут была, и тогда и сейчас султаны старались усидеть на двух стульях. Одним словом, мы решили задать вопрос по-проще и более мягкий.

В этот момент султан, услышав наши препинания, продолжил рассказывать о себе. Зная что европейцев интересует в первую очередь, монарх сказал, что ему 51 год, у него 2 жены, но детей нет.



Тут и я поспеваю с новым вопросом. Я интересуюсь у Его Высочества, есть ли у него связи с ливийскими собратьями? Ну и вообще, как обстоят дела в Агадесе и в братской Ливии?

Султан отвечает, что он поддерживает связь с ливийскими лидерами Юга. Иногда они совместно решают общие вопросы. Здесь же, в его родном городе, никаких проблем у нас не будет. В Агадесе живут мирные люди. В султанате Аир спокойно.

После этих слов, Его Высочество добавил, что вчера у него умер любимый дядя, попросив нас поскорее завершить аудиенцию. Но это было не всё! Султан разрешил желающим вместе с ним сфотографироваться. Тут вновь начались женские писки и визги.... Я на подобное смотреть не захотел и потому ушёл.

Любопытно, что мы хоть и были во дворце, но дверь, ведущая в проходной коридор, хотя и являлась исторической, внешне выглядела отнюдь не по королевски.



Сам коридор, если не обращать внимания на колоритных стражников, был также вполне обычен.



Казалось бы, аудиенция завершена? Вроде как да. Мы вышли из дворца, надели обувь, и тут визирь султана приглашает нас зайти в ещё одно здание. Вновь разуваемся, заходим и видим, что привели нас не абы куда, а в тронный зал.

Внутри, создавая прохладу, работал кондиционер. Нам всем предложили сесть в кресла. Таковые были расставлены возле боковых стен. Возле центральной стены приковывал взгляд узорчатый диванчик. По бокам от него стояли кресла из той же серии. Диван дополнял низкий стеклянный столик. Рядом находилась застеленная белыми салфетками особая табуретка, на которой покоился Коран.

Как далее выяснилось, диван - официальный трон султана Агадеса. Не успели мы толком рассесться, кто на полу, кто в креслах, как в зал зашёл Его Высочество и царственно занял подобающее место.



Никаких бесед Его Высочество с нами уже не вёл. По всей видимости, мы Ему понравились, и потому было решено, провести для нас официальную церемонию.

Что делать и как себя вести в на приёме у монарха? Ни я, ни мои товарищи ничего толком не знали, и потому церемония почти сразу перешла в ещё одну фотосъёмку. Правитель Агадеса вполне спокойно позировал желающим.



Впрочем, всё это продолжалось не долго. Нам показали две кровати, на которых отдыхает Его Высочество.



Почему две, спросит читатель? Объясняю. Читатель, мы на Востоке и потому подобные вопросы задавать крайне неприлично!!!

Я сфотографировал два плаката, где были изображён нынешний султан - Абубакар Бала, а также Его отец - султан предыдущий.



Один немаловажный момент! Хронология Европы, как и других частей света, кровоточит от историй, где брат пошёл на брата, дабы отвоевать отцовский трон. Удивительно, но в истории туарегов ничего подобного мне лично находить не приходилось. (Знаете? Напишите.)

У туарегов всегда и во все времена власть передавалась спокойно. Абубакар Бала детей не имеет. Зато у него наверняка великое множество братьев и племянников. Так что, друзья, за спокойствие в султанате Аир не переживайте.

Наш визит закончен. Желаем Его Высочеству всех благ, долгих лет правления и выходим на улицу. Возле тронного зала уже сгруппировались новые просители. Устроившись на полу, они ожидали аудиенции.



При этом старые ходоки, подобно старикам из "Белого солнца пустыни", по прежнему сидели возле дворца.



За теми и за этими, ни на секунду не теряя бдительность, следили величественные стражники.



Африканские суды продажны. Африканцы государственному правосудию не верят, предпочитая решать вопросы через родовое право. Таким образом, короли и султаны во многих странах Западной Африки по-прежнему выносят судебные решения. В большинстве случаев к ним обращаются по хозяйственным вопросам. Официально уголовные дела короли и султаны не рассматривают, а там кто знает....

На какие доходы живёт султан Агадеса? На какие средства содержит двор? Согласно букве закона - Абубакар Бала простой гражданин. Не официально - в странах Западной Африки до сих пор работает проверенная веками система управления. И если не будет подобной вертикали, начнётся хаос.

Завершая экскурсию, мы посмотрели царственные авто. В гараже Его Высочества более десятка дорогих машин. На принадлежащих двору и администрации, вместо цифр номера красуется надпись - султанат Аир.



Личные машины первого парня Агадеса узнать ещё проще - султан Аира.



Следующая часть - Нигер. Ч - 19. Великая мечеть Агадеса