О Египте, фараоне Шошенке I и его мифическом захвате Иерусалима
Статья посвящается поклонникам неовощного отдыха, книжным червям и просто любителям истории.
Если вы любите Египет и после поездки можете с уверенностью сказать, что побывали именно в Египте, а не в Турции/Тунисе/Краснодарском крае… (нужное подчеркнуть), то есть фактически выходили за территорию ол инклюзив отеля, то наверняка поехали в пустыню за древностями (ха-ха!). Даже, как мне кажется, любители дайвинга, скалолазания, походов и прочих прелестей за которыми мы ездим в путешествия не сочтут западло посмотреть на древний Египет, все-таки это визитная карточка страны.
И те, кого не остановят жара, хамсин, египтяне, гражданская война, верблюжий аромат и бог знает что еще, не утратят энтузиазма и доедут- таки до храмов и пирамид.
Основная проблема с которой там часто сталкиваются эти энтузиасты - гиды-перегонщики. Турист там как бы некая хозяйственная единица от которой следует избавиться поскорее, он нетребователен, послушен и вообще на кой сюда приехал, пора уже честь знать, зачем ему толковая экскурсия, не хватит же времени на сувениры да и в отель уже пора!
Лично меня всегда бесил такой подход, поэтому, если вы по каким-то причинам не можете спланировать самостоятельную поездку по интересующим вас местам и не знаете компетентных людей, которые могут помочь вам в получении интересной и полной информации и в итоге встряли в составе инертной ничем не интересующейся группы, спрашивайте (глупых вопросов не бывает!), задавайте ваши вопросы, интересуйтесь деталями, требуйте ваше время и не позволяйте за ваши-то деньги, относится к себе как к верблюду в караване, стоило ли ради этого ехать на другой континент! С другой стороны, мне кажется, что почти всегда найдутся люди, которые оценят ваш интерес и предоставят вам даже больше возможностей, чем предусматривалось изначально, поэтому я настоятельно не рекомендую быть сонной амебой.
Однако, этот гневный пассаж не был главной темой, которую мне бы хотелось затронуть, прошу пардона.
Так что если вы доехали до, например, Карнака и так уж получилось, что не владеете в совершенстве древнеегипетским, а гид читал лишь путеводитель, который и у вас валяется под диваном, может быть вас заинтересует история одного небезызвестного изображения в храме в Карнаке.
По большому счету Карнак потрясает воображение как самых искушенных путешественников, так и вообще людей далеких от истории и архитектуры. По сути это целый храмовый комплекс достраиваемый в разных стилях разными фараонами.
Рассказать обо всем в рамках статьи нереально, поэтому я бы хотела остановиться на одном настенном изображении комплекса на «воротах Бубастидов», примыкающих с запада к южной стене Большого Гипостильного зала (тот что с колоннами). Эта храмовая стена украшена изображением фараона Шошенка I, он же библейский Шишак, он же Сусаким, основатель XXII ливийской династии с описанием триумфа его ближневосточной военной кампании.
Напомню, что Египет того времени, это уже не супер могущественная империя как когда-то, Верхний Египет не подчиняется фараону Нижнего и Среднего Египта, Фиванское княжество суверенно, Палестинкие земли частично захвачены филистимлянами, Объединенная монархия (Израильско-Иудейское царство) не платит дани.
Тогда этот фараон с сомнительной родословной и относительно слабым бюджетом, путем политических и матримониальных интриг объединяет Египетские территории, строит козни соломонову царству и готовится к большому походу в Палестину.
Изображение Шошенка окружено списками захваченных городов общим числом 156, многие из которых не сохранились. Еще меньшее число удалось идентифицировать и соотнести с реально существовавшими поселениями. Но вот что интересно: если географически определить направление похода, даже с учетом погрешностей, следует, что армии Шошенка целенаправленно обходили центральную гористую часть Израиля, избегая Иерусалим.
Археологических следов нашествия в Иерусалиме также обнаружено не было.
Библия и Иосиф Флавий рисуют нам совсем другую картину. В Библии дважды упоминает о взятии Иерусалима Шошенком, а именно: Третья книга Царств, Глава 14, ст. 25-28 и Вторая книга Паралипоменон, Глава 12, ст. 1-12, если вкратце, то на 5-ом году царствования царя Ровоама, царь египетский Сусаким (Шошенк) вышел против Иерусалима, ограбил Храм и дворец, унес даже некие золотые щиты, так что бедному израильскому царю Ровоаму пришлось заменить их на медные. Причем Вторая книга Паралипоменон (то есть Летопись или Хроники) идет еще дальше и дополняет сухие строчки из Третьей книги Царств описанием египетского войска, автор этих строк объясняет случившееся божьей карой против отступившихся от него князей.
Так кто же тогда ошибается?
Археологи, изучая вопрос захвата или незавхвата Иерусалима, не слишком доверяют священному писанию, хотя бы потому что как исторический источник, он далек от описываемых событий, причем автор строк из Хроник, написанных еще позже Книги Царств, принимая де-факто ее версию, предлагает свою интерпретацию событий с таким религиозным флером, приплетая еще более древние мифы и предания.
Подтвердить это предположение можно еще одним наблюдением: в идентифицированных городах и поселениях (по списку) следы армии Шошенка видны, в частности в Мегиддо, (крупном политическом и административном по тем временам центре) Шошенк оставил стелу своего имени, восхваляющую себя великого. Оставляя после себя такие напоминалки, вряд ли бы он не сделал этого а Иерусалиме, был бы он захвачен, по причине, например, забывчивости, ведь это был вопрос престижа, легитимизации собственной власти в конце концов.
И если уж исходить из предполагаемых целей этого похода: сбор контрибуции (по возвращении Шошенк понастроил храмов и прочего в родном Египте), лигитимировать власть, возможно попытка реанимации прежнего статуса Египта как могущественной империи (хотя маловероятно, что Египет даже пытался бы фактически удерживать власть на территориях) Вполне возможно что Иерусалим просто откупился от Шошенка, оставив город нетронутым, вполне возможно, что теми же упомянутыми щитами, откуда и пошли интерпретации, легенды и библейская версия.
Наслаждайтесь путешествиями и не упускайте мелочи!))
Если вы любите Египет и после поездки можете с уверенностью сказать, что побывали именно в Египте, а не в Турции/Тунисе/Краснодарском крае… (нужное подчеркнуть), то есть фактически выходили за территорию ол инклюзив отеля, то наверняка поехали в пустыню за древностями (ха-ха!). Даже, как мне кажется, любители дайвинга, скалолазания, походов и прочих прелестей за которыми мы ездим в путешествия не сочтут западло посмотреть на древний Египет, все-таки это визитная карточка страны.
И те, кого не остановят жара, хамсин, египтяне, гражданская война, верблюжий аромат и бог знает что еще, не утратят энтузиазма и доедут- таки до храмов и пирамид.
Основная проблема с которой там часто сталкиваются эти энтузиасты - гиды-перегонщики. Турист там как бы некая хозяйственная единица от которой следует избавиться поскорее, он нетребователен, послушен и вообще на кой сюда приехал, пора уже честь знать, зачем ему толковая экскурсия, не хватит же времени на сувениры да и в отель уже пора!
Лично меня всегда бесил такой подход, поэтому, если вы по каким-то причинам не можете спланировать самостоятельную поездку по интересующим вас местам и не знаете компетентных людей, которые могут помочь вам в получении интересной и полной информации и в итоге встряли в составе инертной ничем не интересующейся группы, спрашивайте (глупых вопросов не бывает!), задавайте ваши вопросы, интересуйтесь деталями, требуйте ваше время и не позволяйте за ваши-то деньги, относится к себе как к верблюду в караване, стоило ли ради этого ехать на другой континент! С другой стороны, мне кажется, что почти всегда найдутся люди, которые оценят ваш интерес и предоставят вам даже больше возможностей, чем предусматривалось изначально, поэтому я настоятельно не рекомендую быть сонной амебой.
Однако, этот гневный пассаж не был главной темой, которую мне бы хотелось затронуть, прошу пардона.
Так что если вы доехали до, например, Карнака и так уж получилось, что не владеете в совершенстве древнеегипетским, а гид читал лишь путеводитель, который и у вас валяется под диваном, может быть вас заинтересует история одного небезызвестного изображения в храме в Карнаке.
По большому счету Карнак потрясает воображение как самых искушенных путешественников, так и вообще людей далеких от истории и архитектуры. По сути это целый храмовый комплекс достраиваемый в разных стилях разными фараонами.
Рассказать обо всем в рамках статьи нереально, поэтому я бы хотела остановиться на одном настенном изображении комплекса на «воротах Бубастидов», примыкающих с запада к южной стене Большого Гипостильного зала (тот что с колоннами). Эта храмовая стена украшена изображением фараона Шошенка I, он же библейский Шишак, он же Сусаким, основатель XXII ливийской династии с описанием триумфа его ближневосточной военной кампании.
Напомню, что Египет того времени, это уже не супер могущественная империя как когда-то, Верхний Египет не подчиняется фараону Нижнего и Среднего Египта, Фиванское княжество суверенно, Палестинкие земли частично захвачены филистимлянами, Объединенная монархия (Израильско-Иудейское царство) не платит дани.
Тогда этот фараон с сомнительной родословной и относительно слабым бюджетом, путем политических и матримониальных интриг объединяет Египетские территории, строит козни соломонову царству и готовится к большому походу в Палестину.
Изображение Шошенка окружено списками захваченных городов общим числом 156, многие из которых не сохранились. Еще меньшее число удалось идентифицировать и соотнести с реально существовавшими поселениями. Но вот что интересно: если географически определить направление похода, даже с учетом погрешностей, следует, что армии Шошенка целенаправленно обходили центральную гористую часть Израиля, избегая Иерусалим.
Археологических следов нашествия в Иерусалиме также обнаружено не было.
Библия и Иосиф Флавий рисуют нам совсем другую картину. В Библии дважды упоминает о взятии Иерусалима Шошенком, а именно: Третья книга Царств, Глава 14, ст. 25-28 и Вторая книга Паралипоменон, Глава 12, ст. 1-12, если вкратце, то на 5-ом году царствования царя Ровоама, царь египетский Сусаким (Шошенк) вышел против Иерусалима, ограбил Храм и дворец, унес даже некие золотые щиты, так что бедному израильскому царю Ровоаму пришлось заменить их на медные. Причем Вторая книга Паралипоменон (то есть Летопись или Хроники) идет еще дальше и дополняет сухие строчки из Третьей книги Царств описанием египетского войска, автор этих строк объясняет случившееся божьей карой против отступившихся от него князей.
Так кто же тогда ошибается?
Археологи, изучая вопрос захвата или незавхвата Иерусалима, не слишком доверяют священному писанию, хотя бы потому что как исторический источник, он далек от описываемых событий, причем автор строк из Хроник, написанных еще позже Книги Царств, принимая де-факто ее версию, предлагает свою интерпретацию событий с таким религиозным флером, приплетая еще более древние мифы и предания.
Подтвердить это предположение можно еще одним наблюдением: в идентифицированных городах и поселениях (по списку) следы армии Шошенка видны, в частности в Мегиддо, (крупном политическом и административном по тем временам центре) Шошенк оставил стелу своего имени, восхваляющую себя великого. Оставляя после себя такие напоминалки, вряд ли бы он не сделал этого а Иерусалиме, был бы он захвачен, по причине, например, забывчивости, ведь это был вопрос престижа, легитимизации собственной власти в конце концов.
И если уж исходить из предполагаемых целей этого похода: сбор контрибуции (по возвращении Шошенк понастроил храмов и прочего в родном Египте), лигитимировать власть, возможно попытка реанимации прежнего статуса Египта как могущественной империи (хотя маловероятно, что Египет даже пытался бы фактически удерживать власть на территориях) Вполне возможно что Иерусалим просто откупился от Шошенка, оставив город нетронутым, вполне возможно, что теми же упомянутыми щитами, откуда и пошли интерпретации, легенды и библейская версия.
Наслаждайтесь путешествиями и не упускайте мелочи!))
Читайте также
1 декабря 2024
85