Очерки из Сибири: 120 лет спустя
Решение поехать на Сахалин, было принято А.П. Чеховым летом 1889 г. Из Москвы писатель выехал 21 апреля 1890 г. Из-за обострения болезни с 28 апреля до 2 мая он задержался в Екатеринбурге. Здесь стало известно, что первый пароход от Тюмени до Томска пойдет через 20 дней, поэтому было решено ехать на лошадях до Байкала. Весь труднейший путь продолжался 82 дня. В дороге А.П. Чехов написал девять очерков под общим названием «Из Сибири». Надеюсь, Вам будет интересна наша попытка обмена образами и впечатлениями о Большой Дороге с Антоном Павловичем.
«…Говорят, что в городах и селах, по сибирскому тракту, живут люди, которые получают жалованье за то, что починяют дорогу. Если это правда, то надо прибавить им жалованья, чтобы они, пожалуйста, не трудились починять, так как от их починок дорога становится всё хуже и хуже…»
трасса Тюмень - Омск: как выжить?
…- Ты как же смеешь, подлец, не починять дорогу? - стал он кричать плачущим голосом. …Не знаю, к счастью или к несчастью для сибирского тракта, заседатели недолго сидят на одном месте; их часто меняют. Рассказывают, что один вновь назначенный заседатель, прибыв в свой участок, согнал крестьян и приказал им копать по сторонам дороги канавы; его преемник, не желая уступать ему в оригинальности, согнал крестьян и приказал им зарывать канавы. Третий распорядился в своем участке покрыть дорогу слоем глины в пол-аршина. Четвертый, пятый, шестой, седьмой - каждый постарался принести в улей свою долю меда...
И вот, первая ночевка перед старинным сибирским селом Абатское. Административный центр Абатского района Тюменской области - село Абатское – уютно расположилось на левом берегу реки Ишим на трассе Тюмень — Омск. Появилась поселение Абатский острог как форпост №868 по Ишимской линии в 1680 году, с целью наблюдения за перемещением кочевников. Слово «абат» устойчиво сохраняет языковой диалектизм живших здесь сибирских татар (вторая версия - в 1697 году, защищая Абацкую крепость, погиб казак Абацков). Со строительством Ишимской линии военных объектов, плодородные степи Приишимья получили хорошую защиту и привлекли внимание земледельцев из Центральной России. С первой половины XVIII века с. Абатское становится известным как крупное торговое село - местоположение села на пересечении великих трактов сыграло свою роль. В то время здесь была одна улица – Центральная, по ней возили грузы Сибирского тракта. На этой улице в доме И.И. Константинова ночевал А.П. Чехов в мае 1890 г. по пути на Сахалин и был впечатлен переправой через Ишим.
«(подъехали к реке)…Начинаем реветь. Река широкая, в потемках не видно того берега... От речной сырости стынут ноги, потом всё тело... Ревем мы полчаса, час, а парома всё нет. Надоедают скоро и вода, и звезды, которыми усыпано небо, и эта тяжелая, гробовая тишина…»
Раннее предрассветное утро. Мы садимся в комфортный автомобиль, а Чехов - в холодную телегу.
«…- Вставай, приятель, лошади готовы. Какое издевательство над ленью, над отвращением к холоду, который змейкой пробегает по спине и вдоль и поперек! Опять еду... Уже светло, и золотится перед восходом небо…»
Просторы Западно - Сибирской равнины: березовые колки, сфагновые болотины. Услышанное на БАМе высказывание, что дорога измеряется не километрами, а затраченным на нее временем, запомнилось и подтверждается в жизни. Есть при одинаковой протяженности дороги «легкие» и быстрые, и есть «тяжелые» и нудные. Самый такой «долгоиграющий» участок – 700 км. от Тюмени до Омска. Основная и единственная магистраль на восток давно не соответствует действительности, требует ремонта и расширения. Транспортная нагрузка здесь очень велика, на такой интенсив эксплуатации явно не рассчитывали при строительстве этой трассы. Обгон здесь становится смертельно опасным маневром. Тем более, что чаще всего приходится обгонять фуры, которые за редким исключением двигаются со скоростью 60 или 80 км/ч. Но, путешествие по Сибирскому тракту небезопасно было всегда!
«…Навстречу, во весь дух, гремя по кочкам, несется почтовая тройка. Старик спешит свернуть вправо, и тотчас же мимо нас пролетает громадная, тяжелая почтовая телега, в которой сидит обратный ямщик. ...Мы торопимся свернуть вправо, но, к великому моему недоумению и страху, тройка сворачивает почему-то не вправо, а влево и прямо летит на нас. А что, если столкнемся?...»
Столкновения Чехову избежать не удалось, хорошо, что произшло оно без особых последствий!
Долгая автоколонна-переправа по узкому мосту через Тобол, который входит в шестерку крупнейших рек (вместе с реками Иртыш, Чулым, Ишим, Кеть и Конда) Западно-Сибирской низменности, имея протяженность более 1000 км. На участке от Ишима до Омска весьма непросто съехать с дорожного полотна на отдых, оборудованных стоянок не предусмотрено. Сложно выбрать место для ночевки – трасса почти на всем протяжении идет через рямы. Конечно, хочется встать на ночевку к воде, но местные реки легко углубляются в осадочных породах, надежно защищаясь от посетителей влажным и вязким глинистым берегом, крепко заросшим кустарником.
Авторитетные источники говорят, что Омск был единственным городом в Сибири и Азии, имевший право поднимать государственный флаг Российской Империи (наряду с Санкт-Петербургом, Москвой, Варшавой, Гельсингфорсом и Тифлисом), а с 1967 года до развала СССР Омск носил статус « город-сад».
Трасса пробивается сквозь промышленную зону. Замысловато петляем по окраинам города более часа и наконец, по Южному мосту через Иртыш вырываемся на свободу – на новосибирский тракт. До Омска Иртыш еще не принял своих самых мощных притоков, но все равно впечатляет. Не случайно речной — исторически первый вид транспорта в Омске. Омский речной порт (основан в 1951 году) расположен в черте города по обоим берегам Иртыша у пересечения его с Транссибом, это крупнейший перевалочный порт на Иртыше. Речной вокзал стоит в самом центре города, на месте основания Омской крепости.
«…Иртыш широк. Если Ермак переплывал его во время разлива, то он утонул бы и без кольчуги. Тот берег высок, крут и совершенно пустынен… Этот же берег отлогий, на аршин выше уровня; он гол, изгрызен и склизок на вид»
Впереди Федеральная трасса со звучным именем «Байкал», включающая три магистральных участка: М51, М53, М55. , с общей протяженностью 4500 км.
О хлебе насущном
От Омска до Новосибирска стремительно движемся по трассе М-51. Вокруг раскинулась знаменитая низменная Бараба – вотчина земледелия и молочного животноводства Сибири. И названия сопровождают трассу говорящие: Кормиловка, Калачинск, Золотая Нива. Ах, как пахнет под солнышком цветущее поле гречихи!
По нашей обычной традиции в дороге едим продукты местного производства. Омичи гордятся тем, что ряд товаров омских производителей пищевой промышленности, входит в перечень «100 Лучших товаров России». А чем кормили здесь путников в 19 веке?
«… Хлеб везде по сибирскому тракту пекут вкуснейший; пекут его ежедневно и в большом количестве. Пшеничная мука здесь дешевая: 30-40 коп. за пуд…»
В Барабинских степях обосновалось крупнейшее Западно-Сибирское озеро - бессточные Чаны (Большие Чаны) или «Пульсирующее озеро Чаны». Характерной особенностью Чанов являются многолетние пульсации водного режима, который каждые 30—40 лет проходит две фазы — многоводную и маловодную. Озеро Чаны манило нас пелядью, зеркальным карпом, сазаном и лещом, а вот добраться до озера с трассы оказалось нелегко - от Белехты нужно будет проехать еще порядка 60-ти километров по щебневой грунтовке. Есть информация, что строительство асфальтовой дороги до озера Чаны уже началось и надежда, что скоро появится еще одна замечательная зона отдыха в Западно-Сибирском районе.
«…Если в полдень попросишь чего-нибудь вареного, то везде предлагают одной только "утячьей похлебки" и больше ничего. А эту похлебку есть нельзя: мутная жидкость, в которой плавают кусочки дикой утки и потроха, не совсем очищенные от содержимого. Невкусно, и смотреть тошно. В каждой избе - дичина. В Сибири никаких охотничьих законов не знают и стреляют птиц в продолжение всего года. Но едва ли здесь скоро истребят дичь…»
Питьевая вода в придорожном кафе оказалась солоновата на вкус, зато налили на вынос бесплатно и вдоволь (что уже выдающееся событие современности). Соленая вода текла из водопроводной колонки небольшого поселка. Судя по карте, этот участок равнины отличается значительным скоплением озер с названием «Горькое».
…Разговаривают. Все эти станционные разговоры везде по тракту ведутся на одну и ту же тему: критикуют местное начальство и бранят дорогу.
«…Если пейзаж в дороге для вас не последнее дело, то, едучи из России в Сибирь, вы проскучаете от Урала до самого Енисея. Холодная равнина, кривые березки, лужицы, кое-где озера, снег в мае да пустынные, унылые берега притоков Оби - вот и всё, что удается памяти сохранить от первых двух тысяч верст. …»
Нам повезло больше - мы едем в августе, пейзажи радуют бескрайними полями. Много воздуха, света, до горизонта глазу не достать. Поэтому здесь, многоуважаемый Антон Павлович, наши впечатления расхожи. Но нам еще до Красноярска открывать Сибирь вместе. Едем дальше!