Одоев - крепость духа сквозь времена

Не отпускает меня древняя земля вятичей. Все началось с поездки в городище Кремень, но об этом в другом репортаже. А в этот раз мы поехали в Одоев.
Комфортно добраться из Москвы до Одоева можно, как минимум, двумя путями: через Калугу и Суворов или через Тулу и Крапивна (съезд на Пришня). Правда, мы выбрали третий путь – через Тулу и Воскресенское (съезд на Зайцево). Интуиция нас не подвела. Дорога спокойная. Трасса идет мимо лугов, полей, перемежающихся небольшими лесными массивами. Прекрасный отдых от городской суеты для любителей автопутешествий!


На подъезде к Одоеву на высоком холме стоит памятник генералу П.А. Белову. Правда официально он носит название Памятник конногвардейцам генерала П.А. Белова. А вот после него дороги 21 века закончились…



Административное название «поселок городского типа» достаточно полно отражает реальность. В центр нас вела витиеватая узкая дорога. Потом навигатор предложил маршрут по дворовым территориям. Говорю навигатору «спасибо», поскольку, когда мы, наконец, выбрались на центральную площадь, то уже имели полное представление о сегодняшнем состоянии Одоева.
Но в любом поселение главное – это люди. А вот люди в Одоеве прекрасные, отзывчивые, знающие и любящие свой край. Первый же человек, к которому мы обратились за помощью в поисках места древней крепости подробно и большой гордостью указал нам путь. И, что не маловажно – абсолютно верный.
Дорога к древнему Одоеву идет от центра городского поселения по достаточно узкой и выщербленной дороге мимо старого кладбища и мемориала погибшим войнам. В том месте она становиться шириной с одну машину. Сразу возникают сомнения – а туда ли мы едем?
Но все сложности позади и мы у древних валов.


По летописным данным, земля вятичей в VIII–XI вв. была целостной восточно-славянской территорией. Причем современная Тульская область была заселена раньше, чем Калужская. Длительное время вятичи сохраняли свою самостоятельность и обособленность, хотя, например, упоминаются летописцем в числе участников похода киевского князя Олега на Царьград.
Киевский князь Святослав в ходе походов 964—966 гг. против волжских булгар и хазар освободил вятичей от уплаты дани хазарам, хотя и ему вятичи подчинились не сразу. Летопись особо отмечает, что в 966 г. Святослав вятичей победил, и дань на них возложил. Дважды воевал с вятичами и киевский князь Владимир Святославич. В летописи говорится, что в 981 г. он их победил и возложил дань. Но в 982 г. вятичи «поднялись войною, и пошел на них Владимир и победил вторично».
В былинах об Илье Муромце его переезд из Мурома в Киев дорогою «прямоезжею» через вятическую территорию считается одним из его богатырских подвигов. Обычно предпочитали ее объезжать кружным путем. С гордостью, как об особом подвиге, говорит о своих походах в эту землю и Владимир Мономах в своем «Поучении», относящемся к концу XI в. Следует заметить, что он не упоминает ни о покорении им вятичей, ни об обложении их данью. По всей видимости, они управлялись в те времена независимыми вождями или старейшинами. В «Поучении» Мономах упоминает из них Ходоту и его сына. До последней четверти XI в. летописи не называют ни одного города в земле вятичей. Вероятно, она была по существу неведомой для летописцев.
В дальнейшем, в результате развития феодальных отношений в XI–XII вв. сложилась система княжеских владений как вблизи, так и вдали от стольных городов. Возникли города и городки — опорные пункты в сборе дани и других феодальных податей, резиденции князей и бояр, ремесленные и торговые центры.

Мы проходим между валами. И, как будто, переносимся в иную эпоху…
Одоевское городище представляет собой археологический памятник ориентировочно XI – XII века. Оно располагается между реками Хлевенка и Упа на высоком мысе и имеет форму треугольника. Площадь Одоевского городища составляет 1,15 гектаров. Что не так много, по сравнению с другими городищами, которые мы исследовали.


[i]К сожалению, когда здесь образовалось поселение точно не установлено. Появление Одоевской крепости связывается со временами, когда земли вятичей подчинялись киевским князьям (конец X – XII веков).
В 1375 году князь Роман Новосильский свою столицу перенес в Одоев, спасаясь от «засилия татарского», и тем самым положил начало Одоевскому княжеству и знаменитой ветви князей Одоевских и Воротынских. Когда в 1380 году князь литовский Ягайло с войском двигался на помощь хану Мамаю, он в «ожидании вестей» остановился под Одоевом. После того, как здесь он получил известие о разгроме армии Мамая, Ягайло направил свое войско обратно в Литву, разграбив по пути окрестности, но Одоев он захватить не смог.
Выполняя роль важного форпоста на границе Золотой Орды, Литвы и Московского государства, эта крепость имела большое оборонительное значение и не раз подвергалась нападению литовцев в XV веке и татар в XV – XVII столетиях.[i]]

Организовано было городище по всем правилам градостроения тех лет, дошедших до нас из разрозненных источников. Одоевскую крепость с трех сторон защищали отвесные склоны, а с юго-западной стороны – ров и земляной вал высотой шесть метров, над которым высился дубовый высокий частокол. Вокруг крепости стояли вкопанные в землю столбы, которые затрудняли проход конницы (надолбы). Над деревянными двойными стенами, которые внутри были засыпаны землей и камнями, стояли восемь сторожевых башен. На стенах был проложен бревенчатый настил, с него защитники городища во время осады сбрасывали на врагов камни, стреляли из орудий, скатывали бревна. Чтобы пополнять запасы воды, в стене был потайной ход к реке.
К нашему великому сожалению из оборонительных сооружений Одоевского городища сохранился только земляной вал. К 600-летнему юбилею событий 1380 года, которые произошли у стен Одоевской крепости, на Соборной горе 5 мая 1980 года установили стелу.
В XVI – XVII веках Одоев стал одним из основных элементов Большой засечной черты. Но после расширения на юг территории Московского государства, в конце XVII века крепость утратила оборонное значение и пришла постепенно в упадок. Население ее увеличилось, и город вышел за пределы ранее существовавших слобод и посадов.
Вот таким он предстает сейчас.


В заключении хочу отметить, что что-то такое сильное и уверенное есть в этих местах и жителях Одоева. Мне стало неимоверно жалко эти неотремонтированные улицы, эти само разрушающиеся памятники старины. Само Одоевское городище, на мой взгляд, прекрасное место для проведения разного рода фестивалей исторической направленности. Думаю, что это могло бы помочь в приведение древнего города в более пристойный вид, продолжить восстановление памятников нашего исторического наследия и сделать его привлекательным для исторического туризма.
При создании репортажа использовались материалы «Калужская старина».