One World Two Ways - Владимир Кристина Тая
19 октября 2014

#One World two Ways. БАМовщина продолжение

БАМ.

Погода здесь суровая - поэтому рисковать мы не стали, предпочли до Тынды добираться поездом, чтобы путешествие не превратилось в месячную борьбу с холодом, диким зверьем и "пустынной дорогой". Да и местные сказали, что до Таксимо автостопом можно ехать неделю, а до Тынды и того дольше. Такого затяжного путешествия по БАМу в наших планах не было, ведь времени не так много - на новый год мы хотим оказаться в Индонезии.

Но мы поняли, сюда надо вернуться. Тут просто необходимо провести часть своего времени и вжиться в реалии дороги, сделанной людьми с большой буквы «Л», живших одной идеей.

Впрочем, время для прогулки и знакомств еще оставалось. Когда Дима брал интервью у жителей БАМа, он познакомился с Сергеем Ивановичем. Тот предложил нам остаться у него столько, сколько понадобится. А после, вместе с другом Анзором, пригласил на чай, на придомовой участок (типа дачи, только рядом с домом). Увиденное тотчас подняло настроение: растущие в теплице огурцы на фоне заснеженных гор и уличной температуры -5 °С смотрелись, как минимум, необычно.

Анзор, проживает на БАМе с 1973 (могу ошибиться в дате, но точно с 70-х). Большую часть карьеры проработал прорабом тоннелепроходчиков. Пробили многие туннели на пути дороги, основные -Байкальский (перевал Даван), Северомуйский. Рассказы о том, что во время прохода Байкальского туннеля, пробили канал радоносодержащей реки с температурой воды +80 °С, последствия были мрачными. Об этом случае, разумеется, умалчивают. Так же умалчивается и о высоком радиационном фоне в Северомуйском туннеле. О том, что приехавшие на подряд японцы, после измерений, бежали оттуда сломя голову. А наших этим не напугаешь - всегда имеется в запасе пара стираных свинцовых трусов.
Поселок Тоннельный. Семь лет назад там жило порядка 15 000 человек, сегодня от некогда процветающего поселка остался след как от динозавра - еле заметный. Бетонная дорожка, с остатками заборов, фундаментов, да брошенный вагончик местного предпринимателя. В пути он рассказывал: «Тут раньше был хороший поселок, справа пожарка, там, видите, остаток бетонки. Это был дом культуры, а там спортзал. Вот справа мой дом, был». А сейчас на месте бывших домов растут деревья, стоит стела в честь павших в 1945-м, напоминающая «мы тут были».
Уходя от разговора о могуществе человеческих возможностей, надо обратить внимание на симбиоз природы и людских строений.
Природа в этих местах заставляет достать фотоаппарат и делать бесчисленное количество снимков. Горы, примерно трёхтысячники. Перед п. Тоннельный, в 20-и метрах от машины, нам перебежал дорогу медведь. Обитает там и множество птиц. Богатые рыбой реки. В лессах ягоды и кедровые шишки. Тут всего в достатке, и все это рядом с тобой, около дороги, или около благоустроенной квартиры в поселке.

Себе лично я поставил галочку на будущее: надо здесь проехать несколько раз. Во-первых осенью, недели на две раньше предыдущего, например на мотоцикле. Или сплавиться по рекам и, может, при возможности сходить на охоту, рыбалку. Во-вторых, зимой. Душа сноубордиста-бэккантрийца ёкнула - надо тащить сплиты и резать склоны с утра до ночи. Горные кулуары, спускающиеся прямо к дороге на перевале, не оставили нас равнодушными.
Пока мы ездили по окрестностям со съемками, Кристина купила билет на поезд до Тынды. А когда вернулись, она нас вкусно накормила. А дальше, очередные сборы, обмен отснятым материалом. Тая даже познакомилась с местными детьми и играла на площадке. С трудом удалось ей объяснить, что надо ехать дальше. Она вообще часто задает вопрос: "Когда мы приедем?". Как пятилетнему ребенку дать понять, что нам ехать три года, три года скитаний, ради познания мира.
Недолгие прощания на перроне. Мы едем в поезде, а на душе счастье. Ведь мы едем дальше, и все только началось.

Дорога в поезде - это как путешествовать в кафе. Почти не меняется картинка, зато меняются люди. С захода Таи в вагон, её сразу начали подкармливать соседи. Приятно видеть доброжелательность. Сначала возникает непонятное чувство осторожности - люди в наколках, кто-то с вахты, а вдруг могут обокрасть. Но потом понимаешь, это все навеянный стереотип. К утру на столе лежат конфетки, яблоки. С ней мы-то уж точно с голоду не пропадем.

Сойдя с поезда в Тынде, решили сразу двинуться в путь. К сожалению, нет возможности задержаться в городе, ведь и средства, и провизия заканчиваются. Хочется немного прийти в себя, но мы понимаем, что еще пару ночей точно придется провести в палатке.

До Благовещенска мы доехали за двое суток. То есть две ночевки рядом с дорогой.
Впрочем, дорогу напряженной не назовешь. Мы пришли к мысли, что те, кто подбирает путешественников - добрые и отзывчивые люди, жаждущие общения, или же сами путешествуют.
Из того, что привлекло внимание:
Игорь, родом из Риги, осел в Тынде во время строительства БАМа, сейчас практикует такой способ познания городов. Приезжает в город между вахтами, устраивается там на работу, как правило, таксистом. Отрабатывает месяц или два. И, благодаря такому методу, узнает город, менталитет местных жителей и даже историю. Он нас подобрал после того, как мы прошагали пару километров от Тынды и подвез нас 35 км. Там мы ночевали в лесу, на мху, но как оказало позже, в очень неудобном положении. Утром похолодало, все накрыло снегом.
После ночевки на реке Тыгда, утром вылезли на трассу. Остановились парни, подумали, что мы не влезем и поехали дальше. Остановился еще один дядька, подумал и тоже сказал: "Не войдете". В итоге, прошло несколько минут, как смотрим, те парни возвращаются за нами.
- Мы вас не смогли оставить, холодно же, еще и с ребенком.
- Да мы привыкли уже к холоду, спасибо.
- Вы сноубордисты?
- Да, катаем.
- Давно катаете?
- Лет семь уже, пять из них бэккантри.
- Это что еще?
- Это в горах пешком ходить по грудь в снегу или на сплитах и снегоступах.
- Так по подробнее.

400 км пути пролетели как будто в машине времени.

Два Никиты.

Водитель Никита, раллийный гонщик, кандидат в мастера спорта. Сам готовит тачки, сам ездит и добивается успехов. Объездил всю Россию, участвуя в соревнованиях.
Пассажир Никита, занимается сноубордингом второй сезон. Цель на ближайшее время - объездить все континенты. Побывать хотя бы в одном месте каждого континента. Осталось посетить Южную Америку и Антарктиду. На новый год собирается на Филиппины.
Высадили нас в Белогорске.

Через час мы уже сидели в грузовичке приятного собеседника Олега. По дороге он поведал, что и где находится. Где здесь топило, где ураганами сносило. Привез нас прямо к дому в Благовещенске, где нам и предстояло остановиться.
Там нас приняла гостеприимная Наталья.
И пока есть время отдохнуть, мы понемногу пытаемся настроиться на обработку текстов. Успели дать интервью местному телеканалу. Прогулялись по городу - город приятный. Интересно стоя на набережной реки Амур, смотреть на другой берег и думать о том, что там другая страна. И нам предстоит в этой стране прожить месяц, чтобы хотя бы попытаться узнать о ней поподробнее, увидеть все воочию.
Благовещенск - небольшой город, с широкими улицами и красивой набережной, хорошими парками. Есть места, где можно просто остановиться и посидеть на лавочке. Ведь всегда приятно после долгого путешествия ненадолго присесть и отдохнуть, в ожидании новых приключений.

Быть Добру, желаю всего самого кайфового, Неугомонная семейка.