23 августа 2014

Операция "Воргол"

Ледяная прозрачная вода , разбивая свой поток о камни, брызгается, спешит куда-то... Громко журчит, отражаясь эхом от высокого каменистого берега... Думаете, я описываю речку где-то в горах Кавказа? А вот и нет. Это Воргол несет свои воды в Липецкой области под городом Елец. Удивительно, но факт. У нас в Черноземье. Давно слышал об этой нестандартной для наших мест реке и об ее чудесной долине с известковыми скалами. И вот наконец-то на двух а/м УАЗ мы туда отправились. Стоит сказать, что река эта длиной всего 78 км, из которых мы прошли порядка 30. Питание реки в основном ключевое, поэтому вода там очень холодная.
Начнем с карты нашего путешествия. Далее я поведу свой рассказ, соответствуя пунктам, указанным на ней.

Каменные плиты и перекат на реке

Повернув с асфальта по указателю на Березовку, проезжаем дома. Перед нами лежит хорошо накатанная грунтовая дорога, судя по карте, прямиком на брод. Правее хорошо различается долина Воргола. УАЗ такая машина, что так и подбивает искать приключения и места не затоптанные, не заезженные, новые... Поэтому решили ехать напрямик через убранное поле к самой ближайшей точке берега.

На подступах к реке мы обнаружили известняковые плиты, гордо и одиноко лежащие на лугу. Не могли не остановиться. Следов присутствия отдыхающих или машин рядом не было, сфотографировались и осмотрелись.

Спрыгнув на машинах со склона вниз к реке, нашли подход к воде без леса. Описание реки, что я дал в начале, как нельзя подходит этому месту. А двигаться вдоль реки мы не смогли, потому что метров через 300 наш берег превращался в высокий скалистый обрыв, под который, поворачивая, убегал Воргол.

Погуляв там немного, решили вернуться на дорогу к броду №1 в нашей поездке.

Брод №1

Дорога стала уходить под уклон, машины норовили свалиться в глубокие промоины в глине, но мы справились и подъехали к широкой водной глади.

Если приглядеться к фото, можно увидеть нас, водителей, изучающих глубину этого участка реки. Пословица "не знаешь броду - не суйся в воду" как никогда актуальна в условиях автотуризма. Нашли глубину и по колено, и по пояс и глубже... Определив безопасные для движения наших "субмарин" места, "поплыли".

Бросил жену на необитаемом острове. Шутка. В ходе съемок этого фото ни жена, ни я после съемок, не пострадали - ни морально, ни физически.

Место стоянки

Когда мы спускались со склона, была примечена дорожка в сторону. А куда она? Вопрос, на который можно найти ответ, только поехав по ней. Что мы и сделали. Оказалось, это хорошо оборудованное место для отдыха с опять же замечательным видом на реку. Пообедали.

Старый карьер

Дальше мы держали путь на Дерновку. Поднявшись от брода вверх к селу, мы обнаружили старый карьер. Он давно порос травой и деревьями, а стены карьера обнажили выходы известняка.

Проехав через село, снова оказались на краю карьера.

Скалы Звонари

Эти скалы - одна из визитных карточек Воргольской долины. Высокий, величественный утес возвышается над широкой долиной. Известное место среди альпинистов.

А вот чудесный образец современной наскальной живописи.

Ну а мы едем дальше, как всегда игнорируя дороги. Только по высокой траве, только напрямик.

Мельница Талдыкина

Это здание 19 века гармонично вписывается в местный ландшафт. Очень понравилось сидеть на скале в самой высокой точке местного пейзажа и смотреть вниз, как солнце играет на широкой глади воды. В тени противоположного высокого берега спряталось 4-этажное здание мельницы... Кстати, этот пейзаж - один из самых известных на Ворголе. Видели внизу, у мельницы, даже свадебный лимузин. Чуть левее, в конце запруды - плотина. Это наша следующая цель.

Плотина

Спускаемся вниз... Дороги тут замечательные: что ни метр, то легкий экстрим. А вот и плотина. Это гидротехническое сооружение сделало времяпровождение на Ворголе еще более веселым и занятным. В запруде можно поплавать, бетонные выступы там - как трамплины. За створами плотины под давлением воды бегут ручейки - принимай душ. За плотиной - огромный бетонный "стол", по которому бежит вода - брызгайся, как в детстве. За "столом", где вода широким потоком падает вниз - много рыбы, и ее прямо видно! У поверхности экземпляры помельче, а в глубине то и дело видны отблески широких боков. Водоотводный канал - это отдельный аттракцион. Со всей своей силой, запертая плотиной вода ищет себе путь дальше. Поэтому даже не в канале, а тоннеле, с жутким грохотом и напором вода течет, стараясь сбить тебя с ног. Штука не безопасная, поэтому мы бросали страховочный трос.

Отвесная скала.

Еще со старого карьера мы заприметили выходы скал на стороне Рябинок. С плотины накатанная дорога убегала вверх, как раз в этот населенный пункт. Мы решили проехать и туда, и нисколько не прогадали. Напротив Звонарей, через долину, мы обнаружили отвесную скалу с широкой площадкой на ней. Видно, что заезжают сюда редко. Вокруг чисто, подъезда накатанного почти нет. Жутко красивое зрелище.

Вернувшись к плотине, уходим вправо в лес и увлекательной и трудной дорогой движемся к Галичьей горе.

Галичья гора

С научной точки зрения заповедник Галичья гора примечателен тем, что в этом месте сохранились растения, произраставшие здесь до прихода ледника на Средне-Русскую возвышенность. Встречающиеся здесь виды растений больше характерны горам Кавказа, Альп и Алтая.
Для обывателя же это сумасшедше красивое место... Вид напротив - Копченый камень. Внизу под склоном - скалы и балконы чудесной красоты. Сюда надо приехать. Передать словами очень трудно...

Дальше в нашем путешествии была ночевка, недалеко от брода №2 по карте... Чудесный ужин у костра (спасибо Татьяне), яркие звезды и ровно половина луны освещали окрестность, когда был затушен костер.

Было так светло, что предметы вокруг начали отбрасывать явно различимые тени. А потом к нам опустилось облако. Туманом происходящее назвать трудно, именно облако. Оно было густое, белое как вата...Заполняло все вокруг, и видно было, если залезть на машину, что все покрыто белой, искрящейся в лунном свете пеленой.

Брод №2

Утром был снова брод. Широкое зеркало студеной воды, снова с большим камнем ниже по течению, на котором мы естественно фотографировались. Освежились в бодрящей ледяной воде… А еще мы натянули над водой гамак!

Лавский карьер

Еще неподалеку есть карьер. Действующий. Он примечателен тем, что одна из его сторон ну уж очень сильно напоминает картинку из Гранд-Каньона, а также в нем есть двухуровневое озеро.

А это просто лиса у Лавского карьера, которая нас не боялась.

На этом, пожалуй, заканчивается наше путешествие, если не считать долгой дороги домой. Мы увидели то, что планировали при подготовке поездки и немного больше.

Почему-то всегда так... В путешествие едешь быстро, а возвращаешься долго. Все в машине засыпают, а ты сидишь за рулем и уносишься куда-то далеко в мыслях, а время все тянется и тянется... Как пунктир разметки.