Осколки золотого кольца ПВО Москвы

Осенью 2014 года мне довелось побывать на некогда строго засекреченном объекте. В советские времена этот объект, как и ещё 55 воинских частей, составлявших кольцо противовоздушной обороны столицы, не только имел несколько периметров охраны, но даже отсутствовал на топографических картах.

Но для начала, немного истории.



Обострение противостояния социалистической и капиталистической политических систем в послевоенные годы и начавшаяся эпоха холодной войны послужили предпосылками для создания мощной системы защиты от нападения противника с воздуха.

Зенитно-ракетный комплекс С-25 "Беркут"



Фото с сайта mototravel.info


В августе 1950 г. правительством, во главе со Сталиным, было решено создать систему ПВО Москвы, которая получила название "Беркут". Руководство и контроль над созданием этой системы было возложено на Третье главное управление при Совете министров СССР, подчиняющееся Берии. Для решения поставленных задач было организовано Конструкторское бюро № 1 (КБ-1), ныне НПО "Алмаз", которое возглавил заместитель министра вооружений Константин Михайлович Герасимов, главным конструктором был назначен известный инженер-радиотехник Павел Николаевич Куксенко, а его заместителем стал Александр Андреевич Расплетин, который впоследствии станет главным конструктором С-25. В состав руководства КБ-1 вошёл и сын Л.П. Берии, Серго Лаврентьевич Берия, окончивший в 1947 г. факультет радиолокации Военной академии связи.

На основании проведенных исследований и расчётов было установлено, что для создания круговой системы ПВО Москвы необходимо 56 многоканальных зенитно-ракетных комплексов под управлением радиолокационных систем секторного обзора. Пусковые позиции решено было разместить на двух кольцах вокруг столицы. Внутреннее кольцо располагалось на расстоянии 45-50 км и включало в себя 22 ЗРК. Внешнее отстояло от Москвы на расстоянии 85-90 км и состояло из 34 позиций.

Именно создание двух колец противовоздушной обороны послужило причиной строительства дорог, именуемых Малым и Большим московскими кольцами, а в народе "бетонками", являющимися сейчас федеральными автодорогами А-107 и А-108.

Между собой ЗРК находились на расстоянии 12-15 км так, чтобы их сектора обстрела взаимно перекрывались. Впоследствии эта система из 56 пусковых позиций стала 1-й армией ПВО, состоявшей из 4 армейских корпусов, каждый из которых, соответственно, включал в себя 14 ракетных полков ближнего и дальнего эшелонов.

Наблюдение за воздушными целями и наведение осуществлялось 56 радиолокационными станциями Б-200, названными в технической документации ЦРН - центральный радиолокатор наведения, а в армейской - РТЦ - радиотехнический центр.

Разработка системы ПВО велась рекордно быстрыми темпами. От момента принятия решения о её создании в конце лета 1950 г. и до выпуска первых опытных образцов ЗРК прошло чуть более двух лет. Уже 20 сентября 1952 г. опытные образцы радиолокационных систем Б-200 и ракет В-300 были отправлены на стрельбовые испытания.



Фото с сайта s.ru-vederko.ru


В 1953 г. по настоянию военных, посчитавших новую систему ПВО исключительно сложной, были проведены сравнительные испытания установок системы "Беркут" и зенитной артиллерии, которые доказали безоговорочное преимущество управляемого зенитно-ракетного оружия.

7 мая 1955 г. новая система ПВО С-25 была принята на вооружение постановлением ЦК КПСС и правительства СССР. Этот комплекс простоял на вооружении 30 лет, обеспечивая неприкосновенность советского воздушного пространства.


Зенитно-ракетный комплекс С-125 "Нева"



Фото с сайта vpk-news.ru


Разработка этой ЗРС была начата КБ-1 осенью 1955 г. с целью обеспечить возможность поражения воздушных целей на малых высотах (от 100 м). Также, основной задачей, поставленной перед разработчиками стала мобильность всех составляющих этой системы. Первые ЗРК С-125 поступили на вооружение в 1961 г.

Зенитно-ракетный комплекс С-300 "Фаворит"


На смену ЗРК С-25 в первой половине 1980-х гг. пришло новое поколение зенитно-ракетных систем - С-300 "Фаворит".


Фото с сайта news.am


В 1984 г. зенитно-ракетный полк с позывным Адуляр первым провёл стрельбовые испытания нового ЗРК С-300, за что и был удостоен чести получить вымпел Командующего войсками ПВО СССР.

Главным конструктором ЗРС С-300 является Вениамин Павлович Ефремов.

В 1980-х гг. завершилось перевооружение 1-й армии ПВО на новые ЗРК С-300. На сегодняшний день практически все позиции С-25 ликвидированы, а их территории застроены дачными посёлками. На 17 из 56 бывших позиций С-25 сейчас базируются зенитно-ракетные полки, оснащённые комплексами С-300 и новейшей разработкой российских конструкторов - С-400.



Военная часть с позывным "Адуляр" и расположенный при ней военный городок № 310, более известные по географическим наименованиям находящихся рядом населённых пунктов Фёдоровка и Лесодолгоруково, входили в состав Московского кольца ПВО. В 1990-х гг. часть была расформирована. Военный городок, в котором проживали бывшие венные и технический персонал, был расселён в середине 2000-х гг. Некоторое время территория военного городка была закрыта и охранялась. Но впоследствии сам городок и воинскую часть ждала печальная участь, типичная для всех брошенных объектов – всё, что могло представлять хотя бы какую-нибудь ценность, было разграблено, металлические конструкции распилены на металлолом. На пусковых позициях ЗРК здания и постройки разрушены, практически, полностью.


Во время посещения бывших стартовых позиций ПВО и военного городка, при них расположенного, снял видео о том, что сейчас происходит на территории заброшенной войсковой части с позывным "Адуляр". Теперь и у вас есть возможность взглянуть на эти места почти "живьём". :)





* * *


Если наш исторический репортаж вам понравился, приглашаю вас окунуться в историю ещё одного места - на сей раз гражданского предприятия, некогда бывшего лидером отрасли, а сегодня почти исчезнувшего с карты современной Москвы.

Заходите на наш канал ( https://www.youtube.com/user/UnderWorldRu )! Я буду очень благодарен вам, если вы подпишетесь на наш канал и оставите свою оценку или отзыв об увиденном материале! :)