Остров Родос. Часть 5

Линдос
Линдос жемчужина греческого острова Родос. Это один из трех самых древних городов острова. Из трех городов (Линдос, Камейрос и Иаллиасос) только Линдос сохранился как жилой город. Он был основан приблизительно в 10 веке до н.э. Акрополь Линдоса второй по значимости в Греции, после Афинского. Акрополь возвышается над бухтой Святого Павла, где высота скал достигает 116 метров. В древнегреческие времена на скале был построен храм в честь богини Афине Линдии. Этот храм считался вторым по значимости после храма Зевса в Афинах, считается, что его посещал Александр Македонский во время своих походов. Акрополь отражает собой всю историю Линдоса от древнегреческих времен до рыцарей Святого Иоанна. Первоначально на скале был выстроен древнегреческий храм. Потом к нему были добавлены стены. Во времена правления римлян, в 300 году нашей эры, ими был возведен замок. После падения Римской империи замок достраивался рыцарями ордена иоаннитов. Акрополь Линдоса — второй по величине и значимости в Греции — является основной достопримечательностью Линдоса. Акрополь располагался на вершине скалы высотой 116 метров. На южном краю акрополя располагается храм Афины, узкий амфипростиль IV века до н. э. В северной части акрополя расположены большие пропилеи (около 300 до н. э.), от которых начинается широкая лестница, по сторонам которой находились столбы с колоннадой (II век до н. э.). В акрополе обнаружены несколько постаментов с подписями художников, которые свидетельствуют о существовании в эллинистическую эпоху родоской школы скульптуры. Также было обнаружено много надписей, в том числе знаменитая «Линдская храмовая хроника», а также большое количество фигурок и различных предметов с VIII века до н. э. до римской эпохи. Здесь в прошлом находилась резиденция рыцарей Ордена Святого Иоанна (иоаннитов или, так называемых, госпитальеров). Кроме того, в южной части Акрополя до наших дней сохранились останки небольшого античного храма Афины в Линде - почитаемой греками святыни. По мифу, храм был возведен примерно в XIV веке до н. э. Данаем (сыном египетского царя Бела и родоначальником данайцев) и его 50-ю дочерьми, во время их вынужденного укрытия на Родосе от ревности богини Геры. Среди античных руин Линда — остатки водонапорной галереи и профилей над ней на акрополе, остатки театра и гимназия в восточной части поселения, памятники некрополя. У входа в Акрополь размещен уникальный петроглиф — барельеф древнегреческого военного корабля работы скульптора Пифократа, который свидетельствует о морском значении Родоса в античный период: Линдос с древних времен являлся местом пересечения морских путей; именно здесь был составлен и ратифицирован первый в мире кодекс морского права — знаменитый «Родосский морской закон». Также в городе расположено несколько православных храмов, в том числе Святониколаевская православная церковь XIII века с колокольней XX века, построенная на месте ещё более древней церкви, а также многочисленные «дома капитанов» XVI—XIX вв. Среди персоналий упоминается тиран — мудрейший правитель Линдоса, один из семи мудрецов античности — Клеобул, которому поставлен памятник. Линдские скульпторы были знамениты по всей Элладе. Пифократ — автор крылатой скульптуры Ники Самофракийской, ныне выставленной в Лувре. По преданиям в 43 году н. э. апостол Павел сошёл на берег в этом городе для ведения миссионерской деятельности. В его честь здесь назван залив и возведена часовня. Сам город у подножия горы представляет собой двухэтажные дома, на первых этажах которых находятся многочисленные магазинчики и кафе. Если кому то станет трудно добираться по узким улочкам и крутым лестницам до акрополя, придуман интересный вид транспорта: передвижение на осликах. Тут их очень много. И можно увидеть, как по улочкам, караванчиком, двигаются эти живые такси с туристами. А вот добираться до самого города придется пешком. Потому что самая ближайшая стоянка машин, расположена метрах в ста и она платная. К тому же почти постоянно на ней отсутствуют места. Бесплатная стоянка находится сразу при съезде с дороги рядом с супермаркетом и на против него (координаты 36.091570, 28.081564). Но там по большей части, паркуются туристические автобусы. Но можно найти место и для машины. Акрополь на вершине горы хоть и интересен с исторической точки зрения (о чем написал выше), но по сути, это красивые развалины, которые в жару тяжело бывает обходить. Но место очень красивое. Поэтому для меня, например, не однозначное. Сами улочки города извилистые и узкие. Множество народа в любой сезон. Для тех, кто не сильно любит тесноту, тут не очень комфортно. С верхней точки акрополя можно увидеть красивое озеро в виде сердца. И замечательные виды на море и горы.

















Город Родос
Одним из самых интересных, на мой взгляд, мест острова является город Родос.
Одноименная столица была основана в 408 г. до н. э. Сейчас в ней проживает около 70 тыс. человек, но если прибавить туристов, приезжающих сюда в течение года, то количество людей увеличивается в 2-3 раза в зависимости от сезона. Город условно делится на 3 части: Жилую. Это что-то вроде спального района, но с греческим колоритом. Там живет местное население. Новую. Она ориентирована на туристов. Кварталы застроены отелями, магазинами, ресторанами, барами и прочей инфраструктурой, необходимой для комфортного пребывания гостей. Старую. Это самая интересная, романтичная и красивая часть Родоса, которая позволяет переместиться во времени и проникнуться духом давно минувших дней. Немного истории. Город основали древние греки в 408 году до нашей эры. При этом город изначально имел особое значение, став столицей острова и объединив некогда независимые полисы Линдос, Камироси Ялисос. Поскольку каменными у древних греков были в основном храмы, именно их останки сегодня напоминают нам об античном прошлом города Родоса. К сожалению, следов знаменитого Колосса Родосского– одного из семи чудес света – в городе не сохранилось, так что о его внешнем виде нам остается только гадать. После этого остров последовательно находился во власти римлян и пришедших им на смену византийцев. В те времена столица острова была окружена мощными стенами, часть которых сохранилась до наших дней. В византийский период остров неоднократно подвергался нападениям, пока в конце концов в 1248 году его не захватили генуэзцы, и слабая Византия не была вынуждена смириться с потерей Родоса. Один из самых ярких этапов истории острова наступил в 1306 году, когда генуэзцы продали его рыцарям ордена Святого Иоанна, также известным как госпитальеры. За более чем двухвековое пребывание на острове иоанниты превратили его в настоящую крепость, ядром которой стал город Родос. Именно в это время город был окружен новыми мощными стенами, сделавшими столицу острова практически неприступной. Разумеется, турецкого султана никак не устраивал тот факт, что база христианских воинов-монахов – а госпитальеры, как и тамплиеры, имели в то время статус духовного братства – находится в непосредственной близости от его границ. Во многом именно поэтому в конце XV – начале XVI веков находившаяся на пике могущества Османская империя бросила все силы на то, чтобы выбить рыцарей с острова. Удалось это только со второй попытки, после полугодовой осады, да и то в результате предательства одного из защитников крепости. До этого гарнизон крепости, состоявший из 7 тысяч латников, успешно отражал атаки 100-тысячной турецкой армии.
Рыцари после изгнания с острова вскоре обосновались на Мальте, а на Родосе наступила пора турецкого владычества. Именно к этому периоду относятся многочисленные мечети Старого города, некоторые из которых до сих пор действуют. Кроме того, турки переделывали в мечети и христианские храмы – такие примеры тоже можно встретить на Родосе. Самой большой потерей для Старого города в течение османского периода было разрушение Дворца великих магистров, произошедшее по причине взрыва порохового склада в 1856 году. Долгих 390 лет остров находился под властью турок, пока в 1912 году слабеющую Османскую империю не выбили с Родоса итальянцы. Именно последним сегодняшний Родос во многом обязан тем, что утраченные, казалось бы, памятники прежних эпох в буквальном смысле восстали из пепла. В частности, в 1930-е годы по настоянию Бенито Муссолини был восстановлен Дворец великих магистров. Официально остров вновь вошел в состав Греции в 1948 году. Сам город не очень высокий. Два- пять этажей. Исключения гостиницы. Но и они расположены так, что находятся в стороне от основных памятников и не портят вида. В основном улицы города не очень широкие, как правило две полосы в обе стороны. Одна из особенностей вождения машины в городе, это то, что обозначения платной и бесплатной парковок обозначаются цветом разметки. Как таковых знаков парковки нет. На дорогах Родоса можно встретить три типа разметки, различающиеся по цветам: белая, синяя и желтая. Белая разметка предназначена для регулирования движения по тем же принципам, что и у нас: ограничение обгона, деление полос, обочины, обозначенные такой разметкой, доступны для стоянки и остановки бесплатно. Синей и желтой разметкой регулируется стоянка таким образом: желтая запрещает остановку в зоне нанесения разметки, а синяя означает платную стоянку. Интересный факт - машины могут стоять и на желтой разметке, видимо штрафуют за такую парковку не слишком часто. Да и не видел, чтоб кто-то эвакуировал такие машины. А как штрафуют видел. Но все делается с улыбкой, без выяснения кто круче и значимее. Нарушил – получи с улыбкой штраф. Для стоянки такси выделены специальные места, и никто из таксистов не занимает место на стоянке для обычного рулевого. Машины разные и разнообразные. Кроме микролитражек, очень популярны у местных мотоциклы и скутеры. Среди них можно увидеть и раритеты. Часто в очень хорошем состоянии. Город достаточно чистый. И светлый. Тротуары, если и заняты мотоциклами и скутерами, то стоят так, чтобы не мешать прохожим. Удивляет часто умение водителей автобусов маневрировать на улицах города, проезжая буквально в нескольких сантиметрах от бортов припаркованных машин. Поскольку горячего водоснабжения в городе нет, можно часто наблюдать, как около многоквартирного дома от основного водяного коллектора отходит целая «елочка» с трубами, на которых стоят водяные счетчики. Первые этажи, как правило заняты либо магазинчиками или ресторанчиками, а на более высоких этажах уже живут. Причем часто такие квартиры сдаются в аренду. Самая бойкая торговля происходит в порту и на прилегающих к портовой части улочках. Чем дальше от порта, тем тише и размереннее становится жизнь и меньше туристов. Ну и цены на сувениры или на какие-нибудь товары в магазинах.