Озеро Баскунчак

Когда я впервые увидел фотографии с озера Баскунчак, я понял, что хочу туда неудержимо, я должен увидеть это своими глазами. Поломать как лед здоровенные куски соли, посмотреть на причудливой формы ветки в соленом озере, побродить по горе Богдо и по рельсам уходящим в бескрайнюю соленую даль. Только и предположить я не мог, насколько фантастически и незабываемо это место смотрится наяву



В школьные годы название Баскунчак вызывало у меня и некоторых одноклассников улыбку. Конечно, это звучало не так смешно, как озеро Титикака, но тоже веселило не меньше, чем Судак, Тагил или Урюпинск. Из занятий по химии я представлял себе, что есть соль и какая она бывает, с детства знал, как она выглядит и какова на вкус, но откуда она берется никогда толком не понимал, наиболее ясно себе представляя соль морскую и её выпаривание. Формально баскунчакская соль тоже морская, ведь чаша озера и вся равнина вокруг озера были дном моря. А гора Богдо в этом море была островом. Так фантастические пейзажи озера Баскунчак немного укладываются в голове, дно моря, это уже понятнее. Еще раньше, в пермский период все это было залитого водами теплого солёного океана, но это было совсем уж давно.



Сегодня о море мы можем только догадываться, кто-то совсем древний наверное даже вспоминать, теперь Баскунчак - крупнейшее соленое озеро Европы и России. Площадь его более 100 км2 (источники, как водится, называют разные цифры, а сам я замерить не успевал). Само озеро находится на вершине соляной горы и представляет собой углубление, которое уходит основанием на тысячи метров в глубь земли и прикрыто толщей осадочных пород. Поверхность озера расположена ниже уровня мирового океана. Соль озера - почти чистый хлористый натрий (98% NaCl). Питается озеро многочисленными ключами. Сюда же стремятся дождевые и талые воды.



Почти 80% добываемой в России соли добывают на озере Баскунчак. Так что скорее всего сегодня из солонки вы посыпали именно баскунчакской соли. На наш с вами век и на много веков вперед соли хватит. Ученые, возможно даже не только британские, грозятся, что запасов в нём общественности всей планеты хватит ещё на несколько тысяч лет, чай не гречка. Кстати, при этом мою любимую крупную соль из Баскунчака в Москве найдешь не всегда, приходится солить солью мелкого помола, к которой любви меньше."Бассоль" даст стране соли сколько надо. И не только нашей. На предприятии полный цикл, соль уезжает отсюда уже в упаковках. Соляная самодостаточность.



Залежи соли неоднородны, озеро не состоит целиком из соли. Слои соли чередуются со слоями ила и глинистого песка. Мы это очень полноценно прочувствовали своими ногами, а позже и руками. Но об этом чуть дальше.

Максимальный уровень рапы в озере устанавливается весной и осенью и составляет до метра. Надо отметить, что в рапе ничего не живёт кроме человека, алчущего соли и солелюбивых бактерий - галофилов, которых невооруженным глазом не обнаружишь. Вот такая мертвая вода. Также в окрестностях озера - много галофитов, растений, которые очень любят солененькое. В озеро частенько заносит перекати-поле, ветки и прочее, покрываясь солью они обретают вид готового сувенира, также как и просто выломанные куски соли. Будь времени побольше, я бы поэкспериментировал с натурой - рыбой, сухариками, огурчиками.



Когда мы пошли в сторону озера, казалось вот пройдем эти дома и выйдем к морю. Так и вышло, полное ощущение, что ты на море. Оптически это выглядит как голубое, даже бирюзовое огромное озеро. С Богдо выглядит еще более ярко. На берегу вполне себе обычный пейзаж, железная дорога и посёлок, а напротив совершенно космические виды, не менее космическая гора Богдо. Смотришь и не поймешь, как она далеко, расстояния оценивать сложно, не так уж много вещей с которыми можно соотноситься. Разве только это полоска железнодорожного полотна, уходящая в бирюзовую соленую даль и дрезина на ней с человечками в оранжевом.



На Баскунчак мы предусмотрительно приехали в начале мая. Уже тогда там довольно жарко. Но еще терпимо, нет мошки, которая по слухам и скот дожрать до смерти может, да и туристов практически нет. Для купания еще холодновато, хотя проходить лечение в санатории можно. Но основной наплыв все-таки в купальный сезон. До того место, где купаются в выломе мы не добрались. Хотя и так считай выкупались.

В первые минуты переполняет восторг, не совсем понятно, что делать, как себя вести, начинаешь дурачиться, ломать соль, подбрасывать, брызгаться водой. Детский, да даже можно сказать щенячий восторг. Участки озера разнородны, в начале идет глинистый песок, потом появляется вода и соль. В некоторых местах соляной слой очень плотный и по нему передвигаешься не проваливаясь, где-то слой подтрескивается, а где-то нога пробивает соляной слой и вязнет в глине и опять упирается в твердый слой. До коленки по счастью не доходило. Ощущения непередаваемые. В какой-то момент решили дойти до насыпи и по ней выйти. Насыпь визуально недалеко. Однако идти до нее по такому пути тяжело, в итоге перешли на четвереньки. Слой с глиной неимоверно и с силой держит. Сандалии не оторвать. Они снимаются и держатся в руках. Руки упираются на них, чтобы было не так больно. Представьте эту смесь глины с большим сопротивлением, разъедающая соль и палящее солнце. В какой-то момент перестало быть забавно. Дыхалка сбилась, каждый новый ползок на полметра давался все с большим и большим трудом, а впереди маячила только насыпь. Вроде по обычной поверхности раз и у неё, но не тут. Отдыхать долго тоже не будешь, вязнешь. Приличного о себе в голову мне в то момент ничего не лезло. Думал только затащил ведь жену, ладно один бы. Сложно передать тот кайф, когда все-таки вылезли на насыпь. Ноги в крови и глине, все это режет соль, сидишь на рельсе и думаешь - слава Богу!

Отвлекаясь, не хочу наставлять, но будьте осторожны в подобных местах. Мне на память приходят пески у Монт-Сен-Мишеля, куда я, правда, не поперся, времени не было, Баскунчак и недавний поход по хвостохранилищу Михайловского ГОКа. Засосет как труды в унитаз и не вспомнит никто и не найдет, да и смерть не мгновенной будет.

В тот момент, когда мы вылезли, небо закрыло темными тучами, поднялся очень сильный ветер и пошел дождь. Ровно в тот момент, когда мы по насыпи вышли на берег, появилось солнце и с другой стороны насыпи появилась фантастическая радуга. Сам бы прочитал, не поверил, а именно так все и было. Я решил уже ничему не удивляться, иногда только пощипывал себя, не верилось, что все это происходит наяву.



Закончу я именно этими своими мистическим впечатлениями. Увиденное совершенно поразило меня. Возможно, изменило. Никогда я не видел ничего подобного в своей жизни. Только столовский ужин да душ общежития немного вернули меня на землю, переключили измерение. Ночью я взял шампанское и потащил Свету вдоль кладбища и домишек к озеру. Только огоньки железной дороги немного освещали пейзаж. Немного посидели и пошли в кафе есть бутерброды с селедочной икрой - чудное лакомство.