Папуасы Новой Гвинеи строят свои деревни по особым правилам
Как мы с подругой добирались к папуасам дани на остров Новая Гвинея, рассказываю здесь С учетом того, что в момент обновления сайта были утрачены фотографии из прошлых рассказов, решила иногда показывать некоторые моменты того вояжа в снимках.
***
До деревни папуасов дани мы всё-таки дошли, а это я, фотограф из Одессы Люба и проводник из Вамены Хериман. Только ради этого было совершено шесть взлётов и столько же посадок, несколько суток без отдыха, нервотрёпка с пермитами в долину Балием. Но когда желание велико, то трудностей не замечаешь.
При входе в поселение прошли по широкой аллее и поздоровались с людьми.
Кажется, папуасам это даже нравилось. Детвора и женщины сразу стали деньги просить. А мы это предвидели и наменяли мелких купюр заранее.
На выложенной плиткой площадке местный народ собрался на всякий случай. Центр маленького мира папуасов, где можно встретиться с соседями, знакомыми и поговорить о насущном. Меня везде фотографировала Люба, а я её. Таким был уговор.
Атака со стороны жителей была мощной. Откуда-то появились продавцы бус и тыковок, пытаясь продать нам всё оптом, но сувениры будут потом, а пока направились ко входу в деревню Курулу.
Толстая свинья бродила у самого входа, но попасть в общину не могла. Всё ходы и выходы в поселения проделаны в заборах в виде лаза под аркой, с двумя ступенями для подъёма. Поэтому свинки внутрь поселения не попадают, а гуляют где хотят. Диких зверей на острове нет, а далеко они не уходят, прикормлены. Конечно, их могут увести соседи, но в долине только три племени - дани, лари и яли, а они живут в согласии. Это караваям закон не писан, нет на них управы. Воровство для них - нормальное дело, но караваи за сотни километров в джунглях. В общем, бояться за своё богатство, а именно количеством свиней оценивается достаток общины, не приходится.
В самих деревнях чисто выметено. Уж за порядком следят! Общины у папуасов дани небольшие, 30-50 человек проживают совместно.
На заборе из кольев были развешены сувениры на продажу. Видимо, витрина никогда не убирается, так как мы приехали внезапно. Папуасский спектакль не заказывали, а потому незачем было предупреждать о нашем визите. Женщины тащили нас к витрине, пытаясь продать хоть что-нибудь. Пришлось купить бусы из ракушек и амулет.
И вот я вся увешанная кабаньими клыками стою на территории папуасской общины. По одну сторону от меня длинный барак крытый травой. Это жилище женщин и детей, которые живут все вместе.
На противоположной стороне отдельные мужские домики абсолютно одинаковые. Тут проживают мужчины по отдельности в личных апартаментах.
Если муж и жена хотят встретиться, то супруг ведёт свою женщину из женского дома в свой. Но всякий раз она возвращается в женский барак. Таковы незыблемые правила аборигенов на протяжении многих веков. Они так живут.
Мы проникли в женский дом и были удивлены, что женщины спят на совершенно голой земле, слегка припорошенной травой. А что? В лесу трава закончилась? Что за спартанские условия? Нет, мы всё равно не поймём. Как может быть достаточно плетёной сетки под тобой и она же вместо одеяла? Ещё имеются травяные юбки, или же шорты как дары цивилизации, их под голову можно подложить. Но ведь женщины совсем без одежды, а по ночам прохладно. Мы у себя в отеле спали под одеялами.
В бараке не было признаков тёплой одежды, не говоря уже об элементарно простой циновке. А как же мужчины? Только котека? Вот откуда берутся папуасы с насморком! Вечная простуда мучает тамошних мужчин. А лечиться что толку? Всё равно холодная земля под боком и стук зубов в мелкой дрожи.
Оказавшись во дворе, заметили, что народу поприбавилось. Дети появились, Хериман пояснил, что вернулись из школы.
Значит, учатся, только не все. Те, кому неудобно в городской одежде, сразу переоделись в котеки. Фотосессия продолжалась.
Две пожилые женщины совали в наш объектив измученные работой руки с обрубленными пальцами. Это последствия жуткого папуасского обряда обрубать по одной фаланге пальцев за каждого умершего близкого родственника. Столь жестокую епитимью запретили около 50-ти лет назад пришедшие сюда, миссионеры. Предусмотрено даже наказание со стороны правительства за членовредительство, то бишь за рубку своих пальцев. Исходя из этого, можно приблизительно определить возраст женщины. Ведь папуасы не знают сколько им лет.
Мужчины подобной экзекуцию на своих руках не проходят. Но в племени лани этот обычай у мужчин присутствовал.
Фотосессия закончилась раздачей денег.
Лес рук тянулся ко мне, тут уже все были готовы фотографироваться хоть за рубль, чувствуя, что интерес к ним мы удовлетворили.
Узкой тропинкой пошли в следующую деревню. Примечательно то, что папуасы очень близких или титулованныъ родственников, вроде вождя или шамана, хоронят на своих деревенских территориях, хотя имеется обычное христианское кладбище.
Надгробные плиты служат удобным местом для отдыха или детских игр, и никто этому не противится.
Что касается огородов, тут папуасы трудятся до седьмого пота. На поле работают молодые члены общины, а старики остаются в деревне и следят за порядком, встречают детей со школы. Огороды и поля обрабатывают на совесть и всё у них получается аккуратно.
От солнца имеются навесы для отдыха, посадки разделены бордюрами, а по всему периметру проходит внушительная ограда из кольев с нанизанным сверху дёрном.
Такие ограждения используют повсюду. Видимо, способ проверенный и практичнее ничего пока не придумали.
Рядом с деревнями бьют родники, или выкопаны колодцы, поэтому вода у людей есть всегда.
Прошли мы несколько деревень в тот день, угостили папуасов разными сладостями, что специально купили для них, дали каждому немного денег, иначе ни в одной деревне вас не примут, и благополучно вернулись в Вамену. Но была у нас в запасе ещё целая неделя. Одним словом - насмотрелись!