Пещерный монастырь
Приятно из летней жары оказаться в прохладе. Мы спускаемся по узкому проходу в темноту пещеры и почти сразу оказываемся наказаны за гордыню. Надо было, как и условлено, дожидаться выхода предыдущей группы и идти с проводником - местным монахом. Ходы уводят во всех направлениях и распадаются на множество других ходов, как они сообщаются между собой - сообразить очень сложно. Мы зашли сюда минуты три назад и вроде бы помнили, как именно, а уже заблудились и даже сделалось немного тревожно.
Мы в одном из пещерных монастырей - он не такой известный, как те же монастыри Придонья и, прямо скажем, не особо на слуху. Хотя и сюда доезжают туристические группы, паломники и одиночные туристы.
Монастырь притаился пусть и не в глухих, но все-таки довольно мрачноватых поволжских лесах. Для того, чтобы попасть в него надо сначала подняться по специально оборудованной деревянной лестнице на довольно внушительную гору и зайти в своеобразные монастырские ворота, увенчанные жестяной главкой. Ходит молва, что пещеры в горе вырыли пришедшие из Киево-Печерской Лавры монахи и даже длиннее, мол, вырыли, чем тамошние. Однако достоверной информации о давних временах пещеры не так уж и много. С одной стороны, в самом пещерном монастыре от монахов вы услышите об истории пещеры исключительно с позиций религиозных, с другой - эти края когда-то населяли буртасы (точнее сказать и эти края тоже) — племенное объединение, в истории которого немало загадок и можно вполне себе подозревать, что и они оставили свой след в этих краях и в том числе в пещерном комплексе. Об этом свидетельствуют различные находки, которые можно увидеть в очень интересном и необычном музее истории и культуры народа буртас. Он находится здесь неподалеку, но о нём в другой раз.
Вообще Наровчат, недалеко от которого и находится пещерный монастырь, городок сам по себе довольно интересный. Здесь и тюремный замок 19-го века (ныне музей), и дом родившегося здесь Куприна, где разместился единственный на удивление в стране музей, посвященный знаменитому русскому писателю, и довольно внушительный и очень красивый женский Троице-Сканов монастырь, и даже, ни много ни мало, Путевой дворец 19-го века постройки, деревянный, впечатляюще декорированный резьбой.
Вообще, каждый раз, когда я что-то начинаю писать о Пензенской области, я отмечаю, что здесь очень много всего интересного и в туристическом плане она несколько недооценена. И это при том, что, как и в Тульской, здесь я не был в самом известном туристическом месте региона - Тарханах (но всему, впрочем, свое время).
Мы проезжаем Сканово, чтобы вернуться сюда несколько позднее. В первой половине XVII века на реке Мокше возник Троицкий Сканов мужской монастырь. Рядом с ним построилось село Троицкое Скановой Пустыни. В 1877 – в монастыре (и в его ведении) 5 церквей, 2 часовни. 15 июня 1992 года населенный пункт переименован в Сканово. На юго-восток уходит дорога на Сканов Пещерный мужской монастырь прп. Антония и Феодосия Печерских. Нам туда. Собственно, им дорога и оканчивается. Уже не вспомню, был ли этот день выходным, но кроме нас посетителей еще хватало - номера преимущественно местные и соседних регионов.
Я не совсем верно высказался выше про рассказ местными монахами про религиозные аспекты. Дело в том, что и буртасами пещера использовалась вероятнее всего в том числе и для религиозных целей (а православие они не исповедовали). В 19-м и 20-м веках часть пещер принадлежала Троице-Сканову монастырю. Это можно утверждать с большей вероятностью, чем историю про иноков Киево-Печерской Лавры в XIV веке. Иными словами, много дискуссионных моментов. Однако есть и вполне себе достоверные источники. «Пензенские епархиальные ведомости» 1877 года писали: «…В 1,5 верстах от монастыря находится гора, называемая «Городок». Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков»; «Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений II, который почти всегда и жил здесь». Иеромонах Арсений, являлся настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После ухода от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры.
На въезде в село Сканово путников встречает Нарчатка- мокшанская царица, героиня мордовского эпоса, возглавившая сопротивление против татарского хана Тагая, утонувшая в реке Мокша.
Сам монастырь довольно ухожен. Стоят канунный столы. Таких (стоящих на открытом воздухе) я много видел в Сербии и Грузии, но встречаются они и у нас, впрочем, довольно редко.
Если раньше по пещере водили за символическую плату, то теперь в церковной лавке продают билеты и вручают свечку для экскурсии. Уходит одна группа, следующая ждет снаружи (многих, как и нас, тянет побродить самим).
Источник и купель
Вид на монастырскую территорию
Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.
Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника - скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся».
Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.
Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).
По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий - например, мощей (ниши аркасолии).
В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника. Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы. Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.
На последней фотографии виден монах, который провел нам очень интересную экскурсию. Группа, как это часто бывает, была беспокойная и суетливая. И всю эту суету принесли и с собой в эти холодные и темные намоленные коридоры. Монах, как мог, пытался сбить эту суету. Кажется, не многие наши люди вообще умеют как-то настраиваться на места, в которые они для чего-то да приезжают.
Мы в одном из пещерных монастырей - он не такой известный, как те же монастыри Придонья и, прямо скажем, не особо на слуху. Хотя и сюда доезжают туристические группы, паломники и одиночные туристы.
Монастырь притаился пусть и не в глухих, но все-таки довольно мрачноватых поволжских лесах. Для того, чтобы попасть в него надо сначала подняться по специально оборудованной деревянной лестнице на довольно внушительную гору и зайти в своеобразные монастырские ворота, увенчанные жестяной главкой. Ходит молва, что пещеры в горе вырыли пришедшие из Киево-Печерской Лавры монахи и даже длиннее, мол, вырыли, чем тамошние. Однако достоверной информации о давних временах пещеры не так уж и много. С одной стороны, в самом пещерном монастыре от монахов вы услышите об истории пещеры исключительно с позиций религиозных, с другой - эти края когда-то населяли буртасы (точнее сказать и эти края тоже) — племенное объединение, в истории которого немало загадок и можно вполне себе подозревать, что и они оставили свой след в этих краях и в том числе в пещерном комплексе. Об этом свидетельствуют различные находки, которые можно увидеть в очень интересном и необычном музее истории и культуры народа буртас. Он находится здесь неподалеку, но о нём в другой раз.
Вообще Наровчат, недалеко от которого и находится пещерный монастырь, городок сам по себе довольно интересный. Здесь и тюремный замок 19-го века (ныне музей), и дом родившегося здесь Куприна, где разместился единственный на удивление в стране музей, посвященный знаменитому русскому писателю, и довольно внушительный и очень красивый женский Троице-Сканов монастырь, и даже, ни много ни мало, Путевой дворец 19-го века постройки, деревянный, впечатляюще декорированный резьбой.
Вообще, каждый раз, когда я что-то начинаю писать о Пензенской области, я отмечаю, что здесь очень много всего интересного и в туристическом плане она несколько недооценена. И это при том, что, как и в Тульской, здесь я не был в самом известном туристическом месте региона - Тарханах (но всему, впрочем, свое время).
Мы проезжаем Сканово, чтобы вернуться сюда несколько позднее. В первой половине XVII века на реке Мокше возник Троицкий Сканов мужской монастырь. Рядом с ним построилось село Троицкое Скановой Пустыни. В 1877 – в монастыре (и в его ведении) 5 церквей, 2 часовни. 15 июня 1992 года населенный пункт переименован в Сканово. На юго-восток уходит дорога на Сканов Пещерный мужской монастырь прп. Антония и Феодосия Печерских. Нам туда. Собственно, им дорога и оканчивается. Уже не вспомню, был ли этот день выходным, но кроме нас посетителей еще хватало - номера преимущественно местные и соседних регионов.
Я не совсем верно высказался выше про рассказ местными монахами про религиозные аспекты. Дело в том, что и буртасами пещера использовалась вероятнее всего в том числе и для религиозных целей (а православие они не исповедовали). В 19-м и 20-м веках часть пещер принадлежала Троице-Сканову монастырю. Это можно утверждать с большей вероятностью, чем историю про иноков Киево-Печерской Лавры в XIV веке. Иными словами, много дискуссионных моментов. Однако есть и вполне себе достоверные источники. «Пензенские епархиальные ведомости» 1877 года писали: «…В 1,5 верстах от монастыря находится гора, называемая «Городок». Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков»; «Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений II, который почти всегда и жил здесь». Иеромонах Арсений, являлся настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После ухода от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры.
На въезде в село Сканово путников встречает Нарчатка- мокшанская царица, героиня мордовского эпоса, возглавившая сопротивление против татарского хана Тагая, утонувшая в реке Мокша.
Сам монастырь довольно ухожен. Стоят канунный столы. Таких (стоящих на открытом воздухе) я много видел в Сербии и Грузии, но встречаются они и у нас, впрочем, довольно редко.
Если раньше по пещере водили за символическую плату, то теперь в церковной лавке продают билеты и вручают свечку для экскурсии. Уходит одна группа, следующая ждет снаружи (многих, как и нас, тянет побродить самим).
Источник и купель
Вид на монастырскую территорию
Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.
Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника - скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся».
Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.
Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).
По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий - например, мощей (ниши аркасолии).
В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника. Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы. Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.
На последней фотографии виден монах, который провел нам очень интересную экскурсию. Группа, как это часто бывает, была беспокойная и суетливая. И всю эту суету принесли и с собой в эти холодные и темные намоленные коридоры. Монах, как мог, пытался сбить эту суету. Кажется, не многие наши люди вообще умеют как-то настраиваться на места, в которые они для чего-то да приезжают.
Читайте также
14 ноября 2024
109
Будет интересно
5 марта 2023
727