По дороге смерти к Полюсу Холода. Часть 1






Колыма, Колыма,
Чудная планета:
Девять месяцев зима,
Остальное - лето!
Изрядно поплутав по Северам и насладившись холодом в экспедициях к Северному Ледовитому Океану,на Ямал,а так же Норд Кап,мы изрядно проели друг другу мозг,убеждая себя и других в неком странном желании вновь услышать тот самый звон,который издают мужицкие (настоящие) причиндалы,попадая в криогенную зону вечной мерзлоты и скользящего сквозь наши бренные,хилые телеса ветра.
Куда?
Помните Бриллиантовую руку,легенду отечественного кинематографа?
-Приезжайте к нам на Колыму!
-Да нет! Уж лучше вы к нам!-ответил герой фильма.
МАГАДАН!
Или нам туда не по годам?
Опасался не доеду-опасался,дуба дам!
И поезда не ходють в Магадан и никогда не ходили,поэтому-Дорога ждет нас!
Итак,у нас полгода на подготовку и собирание имущества и духа в кучу.
Что надо?
Да что нам надо?!Да только свет в оконце...Да теплая одежда,да поменять все жидкости в мотоцикле на морозопригодные,да сделать вдох мотоцикла теплым,да коляски набить необходимым скарбом,да пошить чехлы для обогрева коней железных,да горелкиподогрелки приатачить,да друзей поддержкою заручиться,да проложить маршрут.
Если с последним,те маршрутом не было никаких проблем,дорога то одна до Магадана и зовется она Дорогой на костях,Дорогой смерти или просто трассой Колыма,то со всем остальным были некоторые вопросы и суета.
Проведя неоднократные испытания,останавливаемся на моторном масле для снегоходов,разбавляем тормозуху спиртом,обрекая манжеты на быструю погибель,конструируем забор подогретого воздуха от выпускных коллекторов,шипуем зимнюю резину спортивным шипом,экипируемся с помощью Bask и после переборки тюнинговых аммортизаторов,наполняем их совершенно немотоциклетными жидкостями.
Как потом выяснилось-все правильно сделали!
Олегс Капкаев(Санкт-Петербург),Александр Варданянц(Вард(Владимир)),Олег Максимов(после этой поездки ставшим Загребным)(Тула)),остатки от составов предыдущих экспедиций,это мы!
Даты-самые зимние.Февраль.На все про все 2 недели.
После объединения в Якутске,мы начали создавать коконы выживания на мотоциклах.
С помощью скоча и пеноплекса мы соорудили маленькие домики,которые позволят нам спрятаться от встречного ветра и не дадут разбиться от замерзания тем самым мужским причиндалам.
Олег был подготовлен более изящно, он еще дома красиво вырезал себе лопухи и другие детали одежды для мотоцикла.
Позже мы выяснили,что зря,потому что в процессе жесточайшей эксплуатации все одинаково пришло в негодность,НО Максимов-эстет и аккуратист,в хорошем смысле.
Членами каждого экипажа стали игрушки,переданные нам воспитанниками детского дома и реабилитационного центра Санкт-Петербурга.
Планируемая для сопровождения машина была полностью не готова,что впоследствии подтвердилось неоднократно,но давала слабую надежду на укрытие и эвакуацию,в случае чего.Как мы убедились,этого того самого «в случае чего»,на трассе Колыма может быть столько,что никакие Уазики,Камазы и даже вертолеты просто не способны охватить...
Якутск.
Столица Республики Саха,Якутии в простонародье.
Всеми своими чертами и мелочами,Город убеждает,что с Морозом здесь не шутят.
Японские автомобили без бамперов,которые редко выживают после первой зимы,хрустя как чипсы под пиво,от любого касания в -50,а то и -60 ниже ноля.
Трубы теплотрас и чего то еще,сплошь делящие пейзаж на индастриал и апакалипсис...Многоснежные провода,разрежающие небо Города на квадратики,прямоугольники,ромбики и другие фигуры из школьной программы.Все это надежно укрыто толстой шубой снежинок и льда...На улицах укатанный снег,якутский асфальт, как зовут эту прочнейшую субстанцию жители Якутии.
ЯкутЫ, ударение на последнюю букву,так местные жители,не имеющие 100% якутской крови в венах,зовут коренных жителей Севера.
Посещение алмазного фонда и лицезрение целого тазика настоящих алмазов,местные мотоциклисты наполнили наше ожидание старта смыслом. Мы изучили музеи,цирк и путешествия,вместе с любовными играми,Дежнева,памятник которого вместе с его зазнобой(девушкой Саха,как говорят местные) воздвигнут в центре города между труб теплотрас) и наслаждались роскошью общения с Людьми.
Магазины порадовали разнообразием водки,но не порадовали ценами на корм.
И еще,как нам казалось маньяки осадили Якутию!Они там уже даже не скрываются.То здесь,то там указатели-Распиловка мяса!Да как его еще взять то,мясо это?Если оно без холодильника крепче камня!
Все привозное,а везти очень далеко... и все хотят нажиться на бедных жителях алмазного края.
Кстати об алмазах,республике уже не принадлежат ни алмазы,ни добывающие их предприятия...Все продано в мире наживы и чистогана с Большой земли.
Однако,чем никогда не оскуднеет земля Севера,так это его людьми,их гостеприимством и добротой.
У нас не было ни минуты чтобы заскучать,парни старались в короткое время все нам показать и рассказать о том,что нас ждет...
Не все рассказы нас радовали,не все вселяло надежду...НО очень радовали слова о том,что сейчас всего под -40 мороза,а вот давеча,неделю назад было -56-58,аж 3 недели кряду!
Но что можно сказать?Мы просто изучили статистику и прогноз.
Машины на нешипованной резине,практически полное отсутствие Мерседесов и БМВ тоже удивляло.
Интересна популярность стекол от ВАЗ 08.Его просто дополнительно ставят как второе стекло на автомобили,т.к.оно плоское практически.
Есть смешная история:Приходит автомобилист в магазин и просит продавца-Дайте пожалуйста мне стекло на ВАЗ 2108. А продавец ему-А вам на какой автомобиль?!Местные смеются.
Не живут,вернее не выживают авто здесь...Замерзают автомобили.
Ну а люди...ЛЮДИ! Они ЖИВУТ! Местные парни при -30 ходят в расстегнутых фуфайках поверх футболок...
Девчонки потрясающе красивы!Восток и Север!Меха.Бисер.Улыбки!
Национальная одежда красива и практична.Но дорога.Местные угги,они же пимы,они же унты,они же торбаса. 20т-30т руб.Но куда денешься?Холод не подружка.
Но как расшиты бисером и мехом!Как греют маленькие ступни в мороз!Сказка!
Машину,заведенную здесь в ноябре зачастую глушат только в марте.
Край вечной мерзлоты...
Город на ножках.Все дома на сваях.Край вечной мерзлоты.Музей вечной мерзлоты.
Посещаем МЧС.Милые девушки записывают аккуратным почерком в специальную тетрадку, несколько раз переспросив на чем мы едем.На мотоциклах?!
Да ладно,тут вот мы пока не можем отыскать японцев на велосипедах...Успокоили.
Очень настойчиво интересуются у всех,кому звонить,если что...на всякий случай...укажите родственников...Все без шуток. Видим,что люди серьезные и правильные.
Дают телефоны дежурных и рекомендуют отзваниваться ежедневно и в случае чего...Опять В СЛУЧАЕ ЧЕГО...Сговорились?Все?Нет.Такая трасса...Такой край...Север...СЕВЕР!
После поездки мы оценили заботу и волнение МЧС Якутии и Магадана, ежедневно звонивших нам и помогавших устраивать наши стоянки в поселках и рудниках,на Дороге и в Городах.
Ах,какой голос у Юлии,греющий своим волнением,замершие чресла по телефону)
И все-таки мы выдвигаемся из Якутска.
Сразу на зимник через Лену,но изначально прохват по городу и посещение центральной площади.
На циферблате центрального термометра -34.Не жара,но и не совсем холодно.Подготовка и экипировка позволяет очень комфортно передвигаться.
Если бы за каждый вопрос-Как вам не холодно? и за гудок встречного или обгоняющего автомобиля,ну или за приветственно вскинутого большого пальца,нам давали бы рупь,то все затраты на поездку мы бы отбили.А если бы еще и за каждую фотографию...
Зимник.Он совсем не такой,какие мы уже видели и как бы привыкли.
Десяток километров прямо по руслу Лены.Чистый,прозрачный лед разнообразных оттенков.Изумрудно зеленый вдруг смешивается с мутно желтым. Глубокий черный заставляет вздрагивать и примеривать на глаз,глубину...
Местами,под метровыми прозрачными кусками льда, рыбы,с выпученными глазами,делают странные движения плавниками,около виска.Не иначе приветствуют первопроходцев!)Веселеет.Улыбает.
Навстречу скользят фуры.Именно скользят!Начинаем понимать это буквально после первого километра движения.
Нежно,словно любимую,ощупываешь ручку газа и легкими касаниями добавляешь в цилиндры ледяной крови.Мотоцикл,по первому ощущению,послушен и бодр,однако любая неровность,трогающая покрышку,передает дрожь всему экипажу и словно девственница,дорога сбрасывает тебя с себя, позволяя лишь играть...наслаждаться предвкушением...
40,50,60 км в час...После 60ти можно делать все, с ручкой газа,но мотоцикл,словно усталая любовница,реагирует только звуком,никаких движений...
Резина полирует и без того идеально гладкий лед.Ты вспоминаешь,как когда то пытался чувствовать женщину,ту самую самую, оставившую след в твоем сердце,позволившей тебе научиться понимать ее ощущения и реакции. Чувствовать...Ощущать...
Я словно нагой, забывший про экипировку,мотоцикл,шины...трогаю лед всем телом,каждой порой кожи, выделяющей сейчас пот,несмотря на 35 градусный мороз...
Это боковое зрение отрабатывает вмерзшую в наледь фуру...Все сжимается,картинки перед глазами... Мозг отрабатывает рационально - я легкий,скорость есть,зимник встал...
Мозг...Но в его глубине ярким огоньком вспыхивает страх...Пронесло!Наверное и не страшно...
Под колесами уже опять набитый зимник и якутский асфальт,спрессованный замерзший снег вперемежку с песком.
И это только начало Дороги смерти...
Впоследствии,наблюдая за вмерзшими машинами,мы осознали коварство переправ и наледей.
Река,ручей замерзают.Где то образуется затор,где то вода вскрывает лед,который становиться новым дном уже подледной реки...И так может быть несколько раз. Однако верхний лед непрочен, непредсказуем и коварен. Тяжелая фура может проскочить опасный участок,а следующий за ней автобус провалиться под этот самый верхний слой.И хорошо если,там всего 20-30 сантиметров быстрой воды,а если метр и больше?!Тогда река глотает колеса,а иногда машину целиком и ... все.Совсем Все.
Через 15-20 минут 40 градусный мороз схватывает свою жертву до весны...или навсегда...
После преодоления таких мест нельзя останавливаться!Иначе лед закует все подвижные части транспортного средства и упражнения с паяльной лампой и монтировкой вам обеспечены надолго.
Навстречу нам то и дело попадаются многоглазые Уазики(буханки),верные жители зимника. Количество фар на сельских тружениках удивляет, но вполне объяснима.Во-первых - это красиво...
С новыми ощущениями мы прибываем затемно в Чурапчу.ЧурапчА.Когда-то бывшая оплотом Охотского тракта.Поселок.Якутский.Единственое жилье-нечто среднее между общагой и постоялым двором. Добрые люди из администрации приютили наших коней и нас.
Удобства во дворе...Над двором в дымке Луна...На дворе -52,как говорит хозяйка нашего жилья,ссылаясь на жизненный опыт и местные приметы.
В маленькой будочке во дворе сталактиты...Времени на все дела в этом домике уделяешь организму столько же,сколько я пишу это предложение. Вместе с раздеванием и одеванием.
Организм прекрасно ладит и справляется с условиями, наверное надеясь,что мы в открытом космосе или на Земле апокалипсис и иначе уже нельзя...
Концентрированый ужин и рассказы Варда усыпляют быстро...Мозг перегружен новыми эмоциями, а тело все еще не хочет поверить,что тепло это очень ненадолго...
По обочинам дороги пасутся лошади.Волосатые.Живые.Якутские.Искусственно выведенные. Заселенные против воли.Выжившие.Копытом разрыхляют снег,который щекочет им ноздри и живот,они улыбаются и весело ржут.С лошадьми в Якутии делают все! Едят,доят,пасут,ездят,развлекаются.Любят скачки и праздники.
Но ржание прекращается,как только мы попадаем в их поле зрения. Единственно,чего они не делают,так это еще не трут глаза копытами.А так полный набор-пауза,потряхивание гривой,оборот на табун,ржание и галоп в сторону леса.На улице ниже -40...
Дорога зовет! На заправке беседуем с обстоятельным якутОм. Он в фуфайке и бейсболке?!
Вежливо интересуется нашим путешествием,живо и обстоятельно разглядывает мотоциклы.
Далее выносит резюме-Вы,наверное,комаров боитесь,наших,летних.Поэтому решили зимой прокатиться!Ах!Эй!Молодца!Хитрецы!
На улице дымка и марево.Все признаки температуры убегающей ниже -50...Бодрит.
К обеду солнце заливает все пространство.Вместе со снегом,бесконечным горизонтом,они делают невозможным и болезненным наблюдение за дорогой,даже через затемненный визор шлема.
НО КАКАЯ КРАСОТА!
Все оттенки белого взрезаются зеленью леса и голубизной пересекаемых речек и ручьев.Искры со всех сторон,это солнце орашает скудным,но ярким теплом нашу дорогу.
Двигаемся к Хандыге.
Остановившись у памятника героя народного эпоса Саха Нюргун Боотура Стремительного,пытаемся отремонтировать обогрев моего стекла на шлеме.
При скорости в 70 и морозе в -45,приоткрытый и замерший визор доставил премного острых ощущений.
Но всего то 3 минуты и я накатался таким способом.Глаза замерзли.
Пока переключаю на резервную линию,все проезжающие мимо автомобили останавливаются и интересуются нашим состоянием.Волнуются.Фотографируют.Улыбаются.
Теперь настоящий якутский асфальт.Замороженный грейдер с острым щебнем,огороженный со всех сторон лесом.Елки худы и жидки оперением.Тень густа.Солнце ярко.
Мороз.Резина ведет себя странно.Обнаруживаем,что она растрескалась и стала распадаться на кусочки...На ощупь-чисто пластмасса!На вид тоже.Подвески работают,значит все подготовленно правильно.
Теперь на трассе машин нет.За два часа ни одной.Солнце!Потеплело. -32...
Температуру легко определять по дисплею мотоцикла.При ниже - 40 он пуст.Совсем.Ничего не показывает.При - 35 начинает нести охинею.При - 30 видны цифры.)
Еще один индикатор - автофокус фотоаппарата.Ниже - 40 он работает около 5 минут.Еще ниже и он замирает.Батарейка все время в рукавице.Фотоаппарат под курткой.Несколько снимков и все. Пауза для обогрева.
Мы скатаны,поэтому позволяем друг другу ехать рваным темпом.Да иначе и нельзя.
Снежная пыль вьется столбом, ударяющим по глазам туманом.
Снег бликует в северной взвеси и лишает тебя зрения.Снег намертво закусил щебень и песок.Попытка оторвать камень от полотна была тщетной...Север!
Трудно произносимые названия речек и ручьев.Тюркская группа.Иногда чудится татарский,монгольский и русский.Все по существу.
Куокуй-значит свирепый,сразу понимаешь баловаться с этим ручьем не надо.Да и по-русски все понятно...
А вот Арбанда позволит,мелководный обозначает.
Но по поверьям якутОв,в незнакомой местности нельзя произносить названия вслух,обидятся местные духи на неправильное произношение,да и как их произнести то правильно - Дьеэлингдэ, Дьыырынгдэ, Кюэлукэлэре...Не стоит рисковать в чужом наслеге (районе, местности).
Дорога под стать дорожным эндуро.
Весело подпрыгивая и пытаясь улететь на обочину,въезжаем в Хандыгу.
Хан-кровь,дыга-бежит.
Здесь начало Дороги на костях...Дороги смерти...
О железнодорожном прошлом напоминает только уголь.Его пыль везде.Поселок в 8000 оставшихся людей отапливается Углем,привозным за 100 км!
При наличии газовых месторождений в республике...Экономия?Глупость?Жадность?
Когда-то здесь жили около 15000 человек,теперь поселок умирает...
Поселок тревожный.Так говорят местные.Пьяные якутЫ,вахтовики не располагают к дружескому общению.Ночуем здесь.Пытаемся снять квартиру у странных персонажей в кафе.
Стремаемся,проанализировав ситуацию и с помощью администрации заселяемся в общежитие.
Там живут командировочные.Пристав судебный и историк,изучающий фольклор.
В поселке есть аварийный дизель генератор,что жизненно необходимо.
Общение с местным жителем,в рубашке поло Paul Smith,при 35 градусах мороза бодрит.
Рекомендует на танцы не ходить.Впрочем вечерний променад по темным улицам тоже стоит пропустить.
Север...
Везде в помещениях звук журчащей воды,это горячая вода греет канализацию.
Мотоциклы тесно сбились в кучу в тесном гараже аварийной службы.Там тепло.И дремлет спецтехника.
Вахтовики рассказывают как их возят сюда из Тынды,Уфы на заработки.
Подряд у московской компании.Местные не рабочие.Приходиться привозить чужих.Это в корне отражает ситуацию в стране - все на местах временные!
Зарплата 60-70т.руб.Строят дорогу.Живут в вахтовках,по 8 человек в вагончике.5-7 месяцев.Выбора нет...Безнадега в глазах и бодрость в голосе...Как угольная пыль,вроде дала тепло,но убила всем остальным...
Вечереем с командировочными.Красивое имя-Салтыат.Салты-лошадь,ат-верховая...Север!
В домике жарко.
Утром -47.
Колымская трасса встречает огромным плакатом-Мальчик маленький,в коротких штанишках,в клетчатой рубашенке,с лицом после посвящения в зомби,приветливо машет рукой с трех колесного велосипеда - Тебя ждут дома!... ахахахахаха....
И это то в -47,на трассе где за 2 часа ни одной машины,где под каждым камнем нашел смерть строитель трассы...
Так себе бодрит.
Наша цель Горячий Ключ,то ли поселок,то ли точка на маршруте.Когда то действующий аэродром. Название обещает,но и выполняет.
-30! Нам уже тепло. Нам надо переобуться.В смысле сменить нешипованную резину на злые шипы. Иначе через перевалы не пройти.
В местном кафе Аляска(?!) две молодушки поят нас чаем и дозволяют починить мое стекло,обогрев которого живет своей жизнью.
В единственном шиномонаже,расположеном в сарайке с печкой,вытаскиваем пьяненького дедулю из-за стола.Он пытается помогать нам,но нам надобно лишь тепло отогреть резину и монтажный станок.
Полуобнаженный Максимов(еще не Загребной)лихо расправляется с задачей,мы с Саней снаружи,снимаем,ставим,он внутри,на фоне открытого огня бортирует колеса.
2 часа и 12 колес готовы. Отблески огня на потном теле выглядят сюрреалистично в 37 градусный мороз.Дед справился!
Маленькая девчушка,якутской наружности,обнаружившая нас среди заброшенных домов,просит сфотографироваться и ... достает современный смартфон!
Связь здесь есть! Цивилизация.
Трогаемся в дальнейший путь.С ночевкой будут вопросы.Палатки есть.До поселка не дойти.
Все движение вдоль и по реке.Алдан.Голубой лед.Из него высекаются блики солнца,замирающие на заснеженных лапах елей.Холодная красота...
Север.
Затемно обнаруживаем рУдник(ударение на У!) и барак.
Заселиться некуда.Нам рекомендуют двигаться еще 20 км,может примут...
И вот он вагонпоселок(в одно слово) СтройГазКонсалтинга,держащего и строящего весь Север страны.
Охрана вызывает коменданта и определяет нас в 8-местный вагончик.Оказывается здесь на трассе Закон - пускать на ночлег всех.ЛЮДИ!
Спиртное под категорическим запретом.Мотоциклы не глушим.Ветер раскачивает вагончик.Звоним в МЧС.Так мол и так мотоциклисты...
На другом конце провода вежливый вопрос - вы там насколько пьяны?)Обьясняю,уточняет и радостно говорит-а вот,вижу записку! Далее все непечатное,в принципе поддерживающее.
Провал в тепло.
Утром тарахтящие мотоциклы покрыты слоем льда и снега.Из глушителя растет сталагмит до земли. Температура мотора холодная,на ощупь.Дисплей не работает.
Провожать нас высыпал весь поселок,девушки смахивали слезу,парни похлопывали по плечу.
Впереди Желтый и Черные Прижимы.Ад для дальнобойщиков.
Непроста будет дорога до Кубы,так здесь зовут точку на карте - Кубюме) По слухам там есть бензин,а возможно и еда.По слухам...
Мы катимся вдоль реки! Красата неописуемая,прямо со слов Василия Ивановича в анекдоте.
Желтый Прижим.Почему Желтый?Потому что цвет скальника такой.Почему Прижим? Потому что когда-то был вырублен заключенными на ширину одной полуторки...да и сейчас,чтобы разойтись со встречной машиной, пришлось бы вжиматься в скалу.За краем дороги полкилометра обрыва и ...голубой лед!
После Прижима мой мотоцикл вдруг стал выбирать себе дорогу сам,вырывая руль из рук.Стоп!
Останавливаюсь на краю обрыва и замираю от КРАСОТИЩИ... Молчу...Созерцаю...Впитываю Силу...
Спешиваюсь и обнаруживаю спущенное переднее колесо. Дань Желтому Прижиму.
Парни возвращаются и мы дружно меняем камеру.В -33 и на мотоцикле с коляской это совершенно не затруднительно и бодро.
Олег хватается голой рукой за монтажки,ехавшие в коляске,и трясет обожжённой морозом ладонью.Есть обморожение.Север.Не шутит.
Колесо деревянное,а ведь производитель обещал,что оно будет резиновое!
Никому нельзя верить... Особенно в мороз.
Качаем шину и по привычке слюной хотим проверить не травит ли нипель и... мы примерзаем к золотнику!
Дорога продолжается.Впереди Черный Прижим и Заячья петля.