По крылу Большого Воробья: восхождение к артефактам Туманной

Текст: Дарья Червова
Фото: Александр Хитров

Перед вами описание путешествия «Приморской высоты» на Туманную. Эта гора в моем списке покоренных вершин занимает почётное звание самой скучной. «Как же так, — спросите вы, — это та самая гора, где на вершине находятся заброшенная метеостанция с колодцем, буддистский молитвенник и православный крест, а путь лежит через Чёртов мост?». Да-да, вот такая я вредная. Хотя стоит заменить слово «скучная» на «лёгкая» — и всё встанет на свои места. У горы действительно интересная история и много достопримечательностей, но подниматься на вершину выбранным нами путем было слишком просто. Впрочем, для новичков в деле покорения гор такая характеристика станет скорее плюсом. А для старичков — поводом послать нас к вершине другой дорогой, более занимательной.



Мы и сами думали подниматься в лоб — каких-то 4 км в снегу по пояс, волоча вверх 25-килограммовые рюкзаки, и мы на месте! Но этим планам не суждено было сбыться — транспортные «звезды» сошлись на том, что нас довезут до отправной точки 13-километрового маршрута.

В этот раз вершину горы «Приморская высота» штурмовала полным составом, плюс к нам присоединился фотограф Дмитрий Калинин, который однажды даже забирался к Эвересту.

Гора: Туманная (хр. Большой Воробей), 1230 метров.

Варианты подъема: самых популярных два — в лоб 4 км или в обход 13 км.

Как добраться из Владивостока: электричка до станции «82 км» (190 рублей с человека — 2,5 часа) или автомобиль (140 км — 2-2,5 часа).

Команда: Александр Хитров, Дарья Червова, Вадим Шкодин, Дмитрий Калинин.

Дата: 04.03.17 — 05.03.17, 35 часов.

Снаряжение: палатка Red Fox Arctic Fox V2, спальники пуховые Red Fox Yeti-40 left (3 шт.), спальник на -20, туристические коврики Red Fox Pro Mat Light 150x51x2.5 (3 шт.), туристическая «пенка» (1 шт.), рюкзаки (60l, 60l, 80l, 100l).

Экипировка: Полупальто пуховое Red Fox Arctica женское (1 шт.), Куртка утепленная Red Fox Malamute мужская (2 шт.).



***

С каждым разом сборы в дорогу занимают всё меньше времени — в рюкзаке теперь только необходимые вещи и минимум продуктов, всё рассчитано до мелочей. Мы знали это, и откладывали подготовку к восхождению на последний момент, поэтому так вышло, что в магазин за едой пришлось идти поздно вечером в пятницу. Наш стандартный набор выглядит так (на 3-4 человека):

2 банки тушенки;
2 пачки макарон;
2 шоколадки;
2 бутылки минеральной воды;
1 булку хлеба;
1 кусочек сыра;
1 кусочек сала;
1 палку колбасы.
Затем остальные участники похода скинулись нам на счет (у Сбербанка есть такая очень удобная функция) и готово. Оставалось только приготовить на завтра бутерброды.

Список необходимых вещей с первого восхождения уменьшился — никаких грелок, книжек, тетрадей, кремов, минимум аккумуляторов (лучше взять один, но мощный). Зато стали брать таблетки для розжига.

Примерно в полночь рюкзаки были собраны, а уже в 7 утра мы грузили их в багажник Диминой машины. Еще через 2,5 часа они лежали в кузове небольшого грузовичка хозяина базы отдыха «Простоквашино» в Анисимовке. Елисей (он же Лис) любезно согласился сутки приглядеть за нашим авто и добросить команду «ПВ» вместе с другими туристами до места, откуда начинается обходной маршрут на Туманную. Оно имеет волшебное название «ЛЭПка».



Собственно, там и началось наше приключение. На часах было 10.30, погода, как говорится, шептала, а сердце учащенно билось в предвкушении похода и от обилия кислорода. Высыпав из грузовика, наши попутчики (как выяснилось, это сотрудники DNS приехали на корпоратив) сразу двинулись в нужном направлении, а мы решили еще раз перебрать рюкзаки и распределить вес.

Ставший уже любимым зелёный рюкзак достался снова мне. Он весил совсем немного (около 5 кг), поэтому я не ныла и не причитала, а помогала ребятам надеть и застегнуть спереди и сзади их огромные рюкзачищи. Парни в который раз повторили мантру, что «а вот летом будем ходить налегке», и мы пошли по дороге.



Идти к подножью — не самое приятное дело. Да, активный отдых в разгаре, природа шикарная и воздух чист, но я всё время ловила себя на мысли, что это напрасный труд. Ведь чтобы забраться на вершину, нужно много сил, а здесь ты еще не начал, а уже устал. Это если бы для того, чтобы отжаться 100 раз, вы решили размяться, отжавшись 50 раз.

Наконец, мы вышли к подножью. «Разогрев» занял 50 минут. Перед восхождением решили немного подкрепиться, и в ход пошли бутерброды. Кое-кто из команды предлагал позавтракать (читай «пообедать») уже на вершине, но оставшиеся единогласно признали идею неудачной. Для таких физических нагрузок нужны силы, а без завтрака тут никуда.



Итак, мы начали восхождение в 11.45. DNS-туристы ушли далеко вперед, но кроме них на тропе было полно народу. Не зря Туманная считается одной из самых популярных вершин Приморья.

Эта дорога мало отличалась от той, по которой мы шли полчаса назад. Такая же двухколейная, может проехать внедорожник. Наклон минимальный. И это восхождение на гору? Дорога стала сильно петлять, выстилаясь этажами по хребту. Отстал от своих — а вон они сверху идут в противоположную сторону, можно даже разговоры услышать.

Собственно, мы так и шли — Вадик с Сашей где-то впереди, мы с Димой позади. Зимняя дорога, конечно, зрелище захватывающее — все эти заснеженные деревья и заяче-беличьи следы. Но через несколько километров картинка приелась, и мы стали болтать. Я рассказывала о наших предыдущих восхождениях и расспрашивала про Эверест.

— Я в свое время дошел до базового лагеря Эвереста, он находится на высоте 5364 метра. Там всё совсем по-другому. Во-первых, всю эту тяжесть несёт другой человек (носильщик, портер или шерп), во-вторых, когда я там был, снега не было — идешь себе по специальной тропинке от деревни к деревне, где можно отдохнуть нормально, душ принять, — рассказал Дима. — Но в то же время идти нужно целыми днями, постоянно проходить акклиматизацию. Это непросто.

Потом Дима предложил поболтать уже наверху, ведь на ходу разговаривать сложновато. Так я снова оказалась один на один со своими мыслями, которых почему-то не было. Не поход, а сплошная медитация. Дорога всё так же представляла из себя серпантин, мимо то и дело ходили туристы. Иногда я приставала с вопросами к кому-либо из них: «А еще далеко до вершины?», «А вы как долго спускаетесь?». И все поголовно отвечали, что еще ооочень далеко.



Через 2,5 часа от подножья двухколейная дорога закончилась, здесь мы устроили привал — выпили чаю и воды, поболтали немного, встретившись полным составом. Отсюда тропа идет по лесу — становилось всё интереснее!

И вправду, с этого момента настроение улучшилось. Я радостно шла среди елей, осин и берез, когда вдруг услышала Сашин крик: «Берлога! Осторожнее!». Сердце моментально ушло в пятки, а мозг стал судорожно соображать: как берлога? откуда берлога? зачем он кричит, медведя же разбудит? … В общем, натерпелась. Подошла ближе — в сугробе вырыта пещера, стенок не видно — нора уходит в бок. Я, конечно, берлог никогда не видела, но сразу поняла, что что-то здесь не так. Оказалось, «берлогу» кто-то специально соорудил для ночёвки — на обратном пути мы залезли внутрь и всё изучили. Шутник.



Через час пути по лесной тропинке мы вышли на Чёртов мост (14.00). Саша рассказал, что здесь находится ручей, который напоминает маленький водопад. Зимой его не видно из-за снега. Вода проходит через тропу, и чтобы туристы не промочили ноги, заботливые люди выложили что-то наподобие деревянного настила. Несколько досок с чьей-то легкой руки прозвали Чёртовым мостом (и откуда у народа такая любовь к подобным мистическим названиям?). Кстати, по пути я заметила и спиленные деревья — кто-то определенно ухаживает за тропой и туристами. Так что на Туманной почти как в Непале.

Примечание: После публикации нам прислали несколько версий, почему это место так называется. Одни говорили, что один местный житель (пожилой охранник с б/о завода «Звезда») рассказывал, что особенно чёртовым это место стало во время строительства дороги пленными японцами. На этом участке водители часто опрокидывались в распадок. Другие утверждали, что он назван так, потому что это было самое опасное место на серпантине для машин, которые доставляли продукты и людей к метеостанции (однако те, кто работал на метеостанции, говорят, что никто им ничего не привозил, а добирались метеорологи пешком).

К тому времени запасы воды подошли к концу, и зимнее отсутствие ручья-водопада слегка расстроило. Всё же за плечами было уже около 10 км, а при подъеме становится очень жарко.

Спустя около получаса после Чёртова моста Вадик у тропы услышал журчание воды, и стал в этом месте долбить лёд. Так мы нашли долгожданный родник. Выпили воды вперемешку с землей и какими-то опилками и пошли дальше, сетуя на то, что с самого начала неэкономно расходовали минералку.

И вот пройдя по тропинке буквально 5 метров, мы обнаружили настоящий ручей! Чудеса да и только. То ли мы победители по жизни, то ли мысли материализуются. Одно из двух.



Пройдя еще минут 15, мы увидели колею от чьих-то опасных следов. Такие борозды в снегу оставляют либо тигры, либо кабаны — и с теми, и с другими в тайге лучше не пересекаться. Хорошо, что кто бы здесь ни гулял, это было давно — следы старые.

В 15.30 мы наконец-то вышли на лесную поляну. Это такое место, где туристы устраивают привалы — пьют чай, набираясь сил перед последним рывком, или ставят палатки, оставаясь на ночлег. Говорят, при желании можно прямо сюда доехать на проходимой машине. Ветра среди елей и березок почти нет, а вот идеальное костровище есть — почему бы и не остаться?..



Мы вот тоже так решили, поэтому стали обустраиваться среди деревьев. Спустя час палатка с разложенными спальниками/ковриками/пенками была готова, чай закипал на газе, Дима разводил костер. На часах было 16.40, когда мы отправились на вершину за закатом.

За какие-то 50 минут я наконец-то ощутила, что поднимаюсь в гору — тропа шла под резким наклоном, приходилось именно взбираться всё выше и выше, постоянно останавливаясь для передышки. А со взятой высотой становилось всё холоднее и ветренее, приходилось кутаться в капюшон и прятать руки в карманы.



Наконец, мы вышли на залитую солнцем вершину. Гора Туманная является частью хребта Большой Воробей, и с высоты видны его предгорья, соседние Ливадийский хребет и Шкотовское плато, а также Анисимовка и Владивосток, Чандолаз и Читинза. На небе не было ни облачка, и предзакатное солнце только начинало раздавать камням и деревьям длинные тени, превращая всё вокруг в нечто волшебное.

Вершина горы открытая, и кроме снега здесь тоже есть, на что посмотреть и даже что потрогать. Я бы даже сказала, что вершина Туманной — это рай для любителей фотосессий. Здесь вам и православный крест на утесе, и буддийский молитвенник с чашей для мелочи (можно загадать желание), и колоритный тригопункт (это ведь он?), и остатки фундамента метеостанции, и развалины халабуды какого-странника, и новенький флажок, и кусок трубы, через который можно фотографировать шикарные виды, и колодец.



Летом палатки ставят на вершине, несмотря на постоянный ветер. Потому что место очень красивое и романтичное, здесь хочется гулять, пить таежный чай, любоваться пейзажами и болтать. И если подъем по нашему маршруту на Туманную скучноват, то вершина пока самая интересная из всех, что я видела.

Мне стало любопытно, как раньше здесь работали люди. Ведь метеостанция требует круглосуточного участия. Вернувшись во Владивосток, я нашла контакты ее бывшей работницы. Наталья Ивановна работала на Туманной метеорологом в 1969-1972 гг.

— Нас называли радисты-наблюдатели, потому что мы следили за изменениями погоды и передавали эти данные по рации, — рассказала Наталья Ивановна. — Здание метеостанции состояло из двух комнат и кухни. Одна комната — для работы, другая — для отдыха, где стояли две кровати (на горе всегда находилось два сотрудника). В 50 метрах от дома находилась метеоплощадка. Там располагались психрометрическая будка, термометры, напочвенные термометры, будка с измерителем давления, приборы, определяющие направление и скорость ветра. Раз в 4 часа мы снимали показания и отправляли по рации. Рабочая смена длилась сутки. После недельной смены мы должны были наполнить баки и перестирать постельное белье, для этого приходилось добывать воду. Зимой снег топили, а летом ходили на родник, что на тропе. От местного колодца толку было мало — разве что дождевая вода там скапливалась, да зайцы иногда попадались, которые проваливались вниз, как в капкан.

Наталья Ивановна еще рассказала, как на утесе (где сейчас стоит крест) они с коллегами приманивали изюбрей. Стоя на обрыве, 20-летние девчонки и муж начальницы метеостанции в брачный период оленей дули в манок и высматривали самцов в темноте. Чуть подойдут поближе — и светят фонарями, чтобы рассмотреть красавцев. А изюбри высокие, статные — прям загляденье. Вот такие забавы были у молодежи.



И сегодня существуют метеостанции на вершинах гор и в глухой тайге, и сегодня там дежурят мужчины и женщины, каждый день проходя вверх на вершину или вглубь леса несколько километров. Наталья Ивановна рассказала, что летом до рабочего места они с подругой шли около трех часов, а зимой могли идти весь день — если снега по пояс.

А сегодня метеостанции наверху Туманной уже нет. Остались лишь торчащие из земли кирпичи и несколько железяк.



Говорят, что раньше здесь было еще одно строение — маленький домик из камней, больше похожий на скит какого-нибудь странника. Но теперь и его нет.

Итак, погуляв по вершине, мы стали спускаться на поляну. Нам предстояло много дел — приготовить еду, выпить чаю и лечь спать. Собственно, так мы и поступили, погрузившись в царство Морфея около 21.30.



Наша палатка впервые вместила четверых. И сделала это вполне удачно. Мягкие спальники прижались друг к другу, и стало очень-очень тепло и уютно. В этот раз мы спали без завываний ветра и лунного света, только опять скатывались (кажется, у нас такая традиция — выбрать место под палатку с уклоном).

Утром фотографы отправились встречать рассвет. Саши и Димы не было 1,5 часа, и мы с Вадиком собирались в это время готовить завтрак и разжигать костер, но взяли и проспали. Впрочем, парни вернулись в хорошем настроении и, кажется, даже не расстроились такому повороту.



Мужская половина занялась костром, пока я пыталась проснуться и набиралась храбрости вылезти из теплых перин в хоть и мартовское, но снежное утро. А самое сложное в это время — обуться. Башмаки не обязательно оставлять на ночь на улице (как было на Фалазе), можно и в палатку взять. Разницы нет, они всё равно застынут. На Читинзе я испробовала способ положить ботинок в пакет и всё это в спальник, но лучше не стало — наутро стелька была влажной, поэтому мерзли ноги.

Примечание. После публикации прилетел совет утром вставить в ботинки самонагревающиеся стельки. Наверное, я бы так и сделала, если бы уже второй раз их не забыла взять…

Провозившись 5 минут с обувью, я наконец-то смогла выйти из палатки к костру. Ребята ставили воду на огонь, пора было готовить макароны с тушенкой. Но что-то не ладилось, и у нас то котелок в костер упал, то чайник перевернулся. Пока Саша поднимал это всё из костра, прожег штаны. Беда. Это я еще промолчала, что и Дима свои штаны в походе основательно порвал — еще по пути на вершину.



И вот такими красавцами наши ребята встречали утренних гостей. В 11 часов, сразу после завтрака, мы увидели, как из-за угла громко и весело идет молодая и яркая компания — человек десять. Молодые парни и девушки узнали Сашу и стали спрашивать, это не «Приморская высота»? В итоге наше знакомство затянулось примерно на час — мы рассказывали о своем проекте, они о своем. Сообщество «FreeTour» — это молодежь, которая предпочитает активный отдых, в том числе восхождения на вершины. Мы обменялись контактами и договорились держать связь. Один из парней, Дима, сказал, что у подножья их ждет водитель, к которому мы можем обратиться и попросить отвезти нас в Анисимовку. Отличные ребята, сразу предложили помощь. Надо бы сходить с ними на какую-нибудь гору.



Когда ребята ушли на вершину (решили спускаться по другой тропе), мы засобирались вниз. Быстро сложили палатку и спальники, вскипятили чаю в термос и в 12.30 выдвинулись в обратный путь.

Через полчаса всем составом уже были возле тех самых таинственных следов (специалисты позднее определили, что это следы кабанов), еще спустя полчаса — возле выкопанной пещеры. Здесь мы стали звонить Лису — связь ловилась с трудом, Саше пришлось лезть на дерево (в лучших бикинских традициях). Договорились, что он заберет нас с «ЛЭПки» через два часа.

Но уже через час наша команда оказалась у подножья, где в машине ждал фритуровцев Артем. Недолго думая, мы обратились к нему с просьбой довезти до поселка. И спустя чуть более часа приехали в «Простоквашино», Елисею не пришлось за нами ехать.



Пока Саша и Дима загружали рюкзаки в нашу машину, мы с Вадиком пошли благодарить хозяина базы за гостеприимство. Заодно и поболтали. Лис рассказал, что к нему на отдых можно приехать круглый год. Тайга, походы, банька, свежий воздух. И недорого — всего около 500 рублей в сутки с человека. Красота.

Пришла пора отправляться в путь. Приятная усталость навалилась со всем размахом, но мы всё болтали и болтали, пока совсем не осталось сил. Проведя оставшуюся половину пути в молчании, в 18.30 мы уже открывали дверь домой, остановив длительность приключения на отметке в 35 часов.

ВНИМАНИЕ! Зимние походы в горы с ночевкой требуют наличия соответствующей экипировки! Минимальный набор включает в себя штормовую палатку, зимний пуховый спальник с температурными параметрами не менее -20 °C, набор сменной теплой одежды, запас продуктов. Планируя поход, обязательно ознакомьтесь с прогнозом погоды (в том числе, ночными значениями) для места, в котором собираетесь ночевать. Обязательно оповестите родных и друзей о маршруте своего похода и его продолжительности, договоритесь о времени выхода на связь. Заранее сопоставьте возможные сложности со своими возможностями!

Больше фотографий на сайте prim25.ru/tumannaya