Погибшая экспедиция

Если от селения Эльтюбю, что в Чегемском ущелье Кабардино-Балкарии, идти вверх по речке, текущей из ущелья ЖилгиСу. То посреди диких гор, на высоте три с половиной тысячи метров, вы вдруг увидите, лежащий на камнях у речки, разбившийся вертолет. Здесь такая тишина и такое погружение в древний доисторический мир. Ощущается весь миллион лет, прошедших с появления Кавказских гор. Аммониты (морские ракушки) юрского периода, застывшие в камне. Чистейшая вода, текущая с ледника. Камни и горные вершины. И лишь изредка тишину, а вернее мерный и однообразный рокот воды, разрывает клекот орла, пролетающего в небесах. И вдруг бах! Советский вертолет МИ-8.

Что же он тут делает? Как так получилось, что он упал посреди гор? Как давно это было и почему он так и остался лежать? И что стало с людьми?

Чтобы это выяснить, достаточно поднять архив авиационных проишествий за 80-е года. Этот случай гражданский и никогда не был засекречен. 

Итак, теплый август 1986-го. Утро, еще нет и девятит часов. Солнце только вышло из за хребта и осветило травянисую поляну у турбазы. Рокот далекого вертолета становится все ближе и громче. Трава на поляне начала колыхаться. На посадку заходит гражданский Ми-8, 111-го летного отряда Махачкалинского ОАО. Задача - забрать еще двоих геологов с оборудованием и перебросить высоко в горы на заданную площадку, для осуществления геологоразведки. Вернуться в АП базирования и ждать приказа об эвакуации экспедиции. 

Вот оборудование загружено, двое веселых молодых людей, небритые и обросшие, как и водится у геологов уселись в кабину, присоединившись к троим коллегам уже находившимся на борту и командир экипажа "дает шагу". Вниз уходят веселые разноцветные деревянные домики турбазы и травянистая поляна. Снежные вершины и ледники придвигаются ближе. Вертолет закладывает вираж в сторону лавового нагорья и набирая обороты устремляется к заданному месту. 

Далее все произошло быстро и страшно. Командир совершает роковую ошибку. Наверное он не имел опыта работы в условиях гор и не мог рассчитать вес вертолета для посадки на такой высоте. Впрочем более подробно о причинах и действиях экипажа в критической ситуации дальше, в официальной сводке проишествия. 

Вертолет так и остался лежать просто потому, что вывезти его оттуда и отремонтировать или даже использовать для запасных частей было дороже, чем просто бросить его там.

Я же лучше немного опишу маршрут. Поход этот вовсе не туристическая прогулка и неподготовленному человеку там делать нечего. От селения Эльтюбю нужно идти в гору весь день. Места совершенно глухие и безлюдные. Ближе к месту уже нет ни деревьев ни кустов. Да и травы практически нет, одни стелящиеся суккуленты. Обратно тоже идти целый день, так что придется ночевать в пути и нужно иметь соответствующее снаряжение. 

Я оставлю координаты вертолета, для тех, кому не в новинку горные походы и кто знает как до него добраться: 43.28 43.05

Но отмечу одну несостыковку с официальной сводкой. Там сказано, что вертолет потерпел крушение при попытке посадки на высоте 2940 метров. Однако реально он лежит на высоте 3440 метров. Так что готовится нужно серьезнее, чем кажется.

 

Официальная сводка от 1986-го года:

Катастрофа Ми-8 Северо-Кавказского УГА в Кабардино-Балкарии
Тип происшествия: катастрофаДата: 13 августа 1986 г.
Время: 08:53
Страна: СССР
Место происшествия: Кабардино-Балкарская АССР, Чегемский район, близ села Верхний Чегем
Тип ВС: Ми-8Регистрация ВС: СССР-24543 Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Северо-Кавказское УГА, Махачкалинский ОАО

Экипаж 111 летного отряда Махачкалинского ОАО выполнял полет по обслуживанию Кабардино-Балкарской геолого-разведочной экспедиции с базированием в а/п Нальчик. На борту находилось три пассажира заказчика (геологи) и авиамеханик. Взлет в а/п Нальчик произведен в 07:51 мск. Прибыв в н.п Башиль в 08:24, экипаж взял пассажиров заказчика и груз (163 кг). Взлет произведен в 08:39. Экипаж направился в район высадки пассажиров и груза на подобранную площадку в горной местности с высотами до 3000 м в районе н.п. Верхний Чегем. Прогноз и фактическая погода благоприятствовали выполнению полета. Посадка вертолета на подобранную с воздуха площадку ограниченных размеров в горной местности на отметке 2940 м с посадочной массой, превышающей допустимую для данных условий на 606 кг, была невозможной. Убедившись в невозможности зависания, экипаж принял запоздалое решение уйти на второй круг. При развороте на малой высоте вертолет ударился правым колесом о каменистый бруствер, столкнулся со склоном ущелья и разрушился. Все члены экипажа погибли. Два пассажира получили легкие травмы, двое других пассажиров получили тяжелые травмы. Катастрофа произошла в 08:53 в 6 км с А=270° от н.п. Эльтюбю (53 км с А=240° от а/п Нальчик). Около 19 часов в село Эльтюбю прибыл один из пассажиров вертолета и сообщил о случившемся. Спасатели на место происшествия прибыли около 8 часов утра 14 августа. Пострадавшие доставлены вертолетом в а/п Нальчик в тот же день. Получивший тяжелые травмы геолог скончался в больнице 19 августа.

 

 

Описание развития аварийной ситуации


Комиссия установила, что к моменту прибытия в район высадки посадочная масса вертолета составляла 9306 кг, что превышало на 606 кг установленную для посадки в данных условиях. При заходе на посадку на площадку ограниченных размеров на высоте 2940 м с превышением посадочной массы экипаж, определив непригодность площадки и невозможность зависания, предпринял запоздалое решение на уход на второй круг. В процессе разворота на малой высоте вертолет столкнулся правым колесом с каменным бруствером в 55 м от центра предполагаемого места посадки и в 10 м выше него. В результате удара вертолет перешел в пикирование с углом тангажа 45°, столкнулся лопастями несущего винта, а затем носовой частью фюзеляжа со склоном ущелья и, разрушаясь, упал на дно ущелья.


Описание выявленных причин АП


Сложная ситуация возникла из-за решения экипажа выполнять посадку на подобранную площадку с превышением посадочной массы вертолета. В дальнейшем, по мере гашения скорости на предпосадочной прямой и попытке зависнуть в предполагаемом месте посадки без достаточного запаса тяги несущего винта ситуация стала аварийной. При попытке исправить сложившуюся ситуацию уходом на второй круг ситуация стала катастрофической после удара колесом о препятствие и предотвращение дальнейшего ее развития стало невозможным.


Выводы комиссии, расследовавшей АП


Причиной авиационного происшествия явилось необоснованное принятие решения экипажем на подбор посадочной площадки при полете в горной местности без учета посадочной массы вертолета и превышения местности.


Источник: http://www.elbrus4x4.ru