Пометки на карте
Пометки на карте
Во всех своих многочисленных путешествиях - вызваны ли они служебной необходимостью, либо «зовом дорог манящим», - я стараюсь соблюдать два правила.
Первое – по возможности ходить пешком. Это не только экономит деньги и укрепляет сердечную мышцу, но и позволяет буквально «на ощупь» почувствовать подошвами землю. Когда ты исходишь пару-тройку километров по очередной точке на планете, это, изначально «чужое», место уже не кажется таким чужим. Становятся видны разные мелочи, нюансы жизни, которые ты вряд ли разглядишь из окошка такси или автобуса. Это безумно интересно.
Второе правило - не пользоваться всяческими навигаторами, GPS-ами и прочими электронными атрибутами современной жизни. Кто-то может упрекнуть меня в старомодности, но для меня в дороге нет лучшего спутника, чем потрепанная от частого употребления карта в широком кармане куртки. Я убежден, что общение с картой, умение сориентироваться в ней, искать, и находить искомое, составляет важную и увлекательную часть любого путешествия. Согласитесь, есть в этом что-то авантюрное, что-то от средневековых первооткрывателей, пиратов и искателей сокровищ.
Лично для меня карта – еще и блокнот для записей. Любое место, человек или событие, так или иначе «зацепившее», заставившее засмеяться или задуматься, немедленно вызывает желание зафиксировать его на первом попавшемся листке бумаге. В большинстве случаев таким листком оказывается карта. Со временем подобных «пометок на карте» накопился целый ворох. Некоторые из них я и представляю на ваш суд.
Кутна-Гора – Чешский Штернберг, 2005 год
… По моему мнению, одно из наиболее интригующих мест в Чехии – Костяница. Получасовня – полусклеп, где все внутреннее убранство сделано из человеческих костей. Причем, лично для меня самым интересным впечатлением является реакция людей (в том числе и меня) на столь тесный контакт с миром мертвых. После приезда на место, примерно треть туристической группы отказалась спускаться внутрь – боятся. Остальные бочком (ужасно много народу) протискиваются по лестнице в часовню. Что можно сказать? Холодно, сыро, мрачновато, но совсем не страшно. Гирлянды костей и черепов отдаленно напоминают поделки из гипса или из бумаги, и никак не ассоциируются с людьми, частью которых они когда-то были. Я оглядываюсь на других посетителей. Лица многих из них выражают отвращение, некоторых – страх.

На выходе из Костяницы в группе разгорается жаркий спор с участием гида. Большинство туристов из России считают подобное обращение с костями осквернением праха умерших предков. При этом ссылаются на православие. Гид (чешка по национальности) в ответ приводит свою позицию. По ее словам, католическая церковь, в отличие от православной, не так ревностно относится к человеческим останкам – ведь души-то там уже нет. А потом она говорит, по-моему, сакраментальную фразу: «Вообще эти кости постоянно напоминают людям, кто мы есть на самом деле. Они как бы говорят всем живым: «Какие вы – такими были и мы. Какие мы – такими будете и вы».

В Кутной-Горе варят собственное темное пиво «Дашицкий». Преотличнейшее пиво, доложу я вам! Набираем его и идем смотреть городок. На одном из старых домов гид указывает на находящуюся на уровне второго этажа пристройку типа закрытого балкончика с маленьким узеньким окошком. Оказывается, это средневековый туалет. Такое излишество могли себе позволить только богатые горожане, и посему они спокойно гадили прямо на головы прохожим. Да, тяжелые были времена… Мрачная эпоха. Хотя, с другой стороны, и те, кто был снизу, по словам гида, не оставались в долгу. Поэтому в такой туалет ходили по двое – один занимался своими делами в туалете, а другой в это время стоял на улице и сторожил. Иначе вельможа во время процесса «облегчения» вполне мог схлопотать в свою филейную часть арбалетный болт.

Замок встречает нас уже под вечер. Вся группа в ожидании экскурсии выпивает по стаканчику грога. Тут же толчется «представитель чешского общества охраны животных», который за небольшую мзду предлагает сняться с почти ручным филином по кличке Мефистофель. Жена берет его на специальную кожаную перчатку, я делаю снимок, и тут эта трехкилограммовая клуша расправляет свои крылья, и с гортанным клекотом начинает «мусорить» прямо жене на ботинок. От страха глаза моей благоверной становятся чуть ли не больше, чем у филина.

Итак, мы идем по замку. Поражает толщина стен – в некоторых комнатах она достигает трех метров. Везде богато инкрустированная мебель, старинные картины и оружие. В одной из комнат гид останавливается перед оловянным зеркалом в позолоченной оправе, и объясняет, что это зеркало принадлежало какой-то там знаменитой даме из рода Штернбергов, и, по преданию, «кто посмотрится в него, молодеет в несколько раз». Шелестя одеждами и тихо переругиваясь, женская половина группы устремляется к зеркалу. Наш гид с застенчивым видом несколько минут созерцает вытянувших шеи экскурсанток, потом тихо говорит: «Но смотреться в него я бы не рекомендовала, потому что, согласно тому же преданию, от взгляда в это зеркало человек также и глупеет – во столько же раз, во сколько молодеет». Женскую половину мигом сдувает от зеркала, мужская давится в тихих смешках.
Бродя по комнатам замка, я задаюсь вопросом: по рассказам экскурсовода, для экскурсий открыты только 13 комнат; сама чета владельцев замка живет еще в пяти; несколько помещений они используют для сдачи внаем экскурсоводам из неместных. А что остальные комнаты (в замке их около 80)? С этим вопросом подхожу к гиду. Она улыбается и говорит: «Эти комнаты закрыты, какие-то уже больше ста лет. Никто не знает, что там в них спрятано. Говорят, в некоторых живут привидения». Ну, все понятно. Мистика для туристов.
Продолжение следует.
Читайте также
Будет интересно