Посещение рекомендуется не только поклонникам Булгакова
Три причины посетить музей
• Познакомиться с квартирой – «адом на земле», в которую Булгаков поселил его представителей. Постоять у стола - прототипа стола профессора Преображенского. Почитать записки Михаила Булгакова… Закрыть глаза, побыть в тишине, а вдруг монолог Воланда услышится… Для этого лучше прийти в неурочный час
• Проникнуться той эпохой и историями москвичей, знаменитыми и не очень, жившими в этом доме.
• Медленно спуститься по лестнице и на выходе над дверью увидеть первые искренние «автографы» поклонников писателя
В любом путеводителе и на сайтах, посвященных писателю, о доме по адресу ул. Большая Садовая, 10, можно прочитать - «Дом, где Михаил Булгаков написал «Белую гвардию», где Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Дом, где Петр Кончаловский написал «Семейный портрет» и десятки других полотен. Куда в гости к Георгию Якулову приходили Маяковский и Таиров, Мариенгоф и Луначарский…»


Изначально дом планировался как производственный корпус табачной фабрики«Дукат», хозяином которой был Илья Пигит. В силу определенных событий дом перепланировали как доходный. До революции квартиры здесь арендовали общеизвестные адвокаты, доктора, профессора, художники, актеры. Благодаря нескольким знаменитым фамилиям дом стал популярным в московской интеллигентной среде.
В конце 1917 года в доме начались эксперименты «новой» жизни. Квартиры с большой площадью превратили в коммуналки, заселили «гегемоном». Образовали жилкоммуну, где управление и обслуживание домом передали общественности.
«Печально известные «коммуналки», «испортившие москвичей», возникли именно здесь — в доме Пигита»
В квартире № 8 в начале прошлого века жил один из лучших театральных художников того времени - Георгий Якулов. В театральных кругах шутили: «были бы декорации Якулова, а пьесы будут».
Фото 3-1…..
В квартире №40 находилась мастерская художника Петра Кончаловского, именитого деда звездных внуков Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова. Он поселился доме Пигита в 1910 году.

Мастерские популярных художников посетили люди, ставшие потом «историей страны». Ф.Шаляпин, А.Толстой, Б.Пастернак, С.Маршак, актеры И.Москвин, Б.Ливанов, композитор С.Прокофьев, скульптор С.Коненков... - это друзья Кончаловского. К Якулову заходили Вс. Мейерхольд, А. Таиров, А. Белый, Ф. Сологуб, А. Луначарский. На одном из творческих вечеров Есенин познакомился с Дункан. Да, а ещё к художникам заглядывали прославленные маршалы - Семен Буденный, Климент Ворошилов, Георгий Жуков.
История дома насыщена проживающими в нем знаменитостями. И, тем не менее, всемирно известным дом стал благодаря писателю Михаилу Булгакову, который поселился в квартире №50 в 1921 году. Булгаков в Москве жил не только в этом доме, однако именно его он описал в романе «Мастер и Маргарита».
После выхода романа в 1966 - 67 г к «нехорошей квартире» не прекращается паломничество поклонников писателя.
После публикации «Мастер и Маргарита» в журнале «Москва» у постоянных читателей (и не только у них) вспыхнул интерес к автору, к его жизни и к тому, как создавался, писался роман. На исходе стояла хрущевская оттепель, но ещё было время и возможность проявить любопытство к нестандартной истории. Кто такой Булгаков, почему рукопись после смерти пролежала в столе 25 лет, где вымысел, а где правда? И кто прототипы героев?

На интерес дня председатель Фонда им. М. А. Булгакова Мариэтта Омаровна Чудакова написала удивительный очерк «Нехорошая лестница».
«Герой «Мастера и Маргариты» Мастер, пишущий роман о Пилате и Иешуа, который так и не смог опубликовать свое произведение, невольно ассоциировался с Булгаковым.
Получалось, что писатель с такой необыкновенной судьбой возник перед читателями как бы одновременно со своими необычными героями – и был в какой-то мере к ним приравнен. Роман был воспринят – особенно юными читателями – как свидетельство, как некая правда.
Удивительный автор глядел на нас в упор между строк своего текста. А между тем биография его была почти неизвестна. И тогда побежали по Москве завороженные романом люди в поисках следов жизни автора и его героев»
В конце 1970-х поиски привели почитателей на лестницу дома № 10 по Большой Садовой, к порогу квартиры № 50, номер которой сохранен писателем в романе.
3 июля 1982 года на белой тогда еще стене, рядом с деревянной (а в этом веке уже металлическая) дверью появились первые, скромные и волнительные душевные надписи:
Через год-полтора стены покрылись рисунками и комментариями снизу доверху:
Несохранившиеся рисунки:

После заметки в «Известиях» власть среагировала моментально: стены подъезда закрасили зеленой масляной краской. Удивительный музей народного поклонения писателю исчез.
Потом он возродился, хотя того изящного художества уже не было – гуашь не ложится на масляную краску. Все стало «проще, топорнее. И беззащитные стены лестницы взяли на себя уже не только функции Интернета, доски объявлений, почтового ящика, а и загаженной скамейки в темном углу парка или забора».
В декабре 2006 года за полгода до открытия музея вандалы изуродовали подъезд. Стены вновь пришлось покрасить.

От сотрудников Музея:
«Наша огромная просьба к посетителям Музея – почитателям творчества и личности Булгакова: отнеситесь с подобающим чувством к этой лестнице, по которой столько раз поднимался великий человек в нелюбимую им, но давшую жизнь роману «Белая гвардия» и героям «Мастера и Маргариты» квартиру.
Отнеситесь к этим стенам с тем же благоговением, с которым отнеслись к ней авторы первых граффити тридцать лет назад. Пусть на ней рисуют и пишут те, кто не только хочет, но и умеет выразить таким образом свои чувства к роману, его героям, его автору.
Докажите, что за эти десятилетия не оскудела российская земля талантливыми, да и просто думающими молодыми людьми»
Рисунки, сохранившихся с с конца прошлого столетия :
В доме №10 на Большой Садовой Михаил Афанасьевич бок о бок жил с теми, о которых потом живописал в бесподобном «Собачьем сердце» - с шариковыми и швондерами. Именно здесь Булгаков написал «Дьяволиаду», «Роковые яйца», «Записки на манжетах», которые первыми принесут известность и признание таланта. Именно „нехорошая“ квартира стала писательской лабораторией, где рождалась «Белая гвардия»
Татьяна Николаевна Лаппа, первая жена Михаила Афанасьевича Булгакова, оставила воспоминание:
«…это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было и черного хода тоже…»

А вот так Михаил Афанасьевич в рассказе «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» запечатлел «приватизацию» доходного московского дома жилкоммуной:
«…прилипла белая таблица и странная надпись на ней: «Рабкоммуна». Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами. Поперек гостиных протянулись веревки, а на них сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днем, и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак…»
В одной из комнат – музей истории дома Пигит, об её жильцах и квартирах, приведены копии документов и картин. Во времена Булгакова здесь проживала проститутка Дуся.
На коммунальной кухне наилучшим образом прослеживается атмосфера той эпохи. Тут выясняли отношения и готовили, стирали и умывались, тут шипели примусы, а иногда женщины… Сохранилось шутливое стихотворение Булгакова о советском коммунальном быте большой квартиры:
Татьяна Николаевна Лаппа вспоминала, как они обустраивали комнату. Часть мебели ей досталось от родителей, кое-что они купили вместе, в частности книжную полку, которую повесили над столом писателя. Это единственный предмет в коллекции музея, достоверно находившийся в комнате писателя.
Тихонько войдя в комнату, сразу обращаешь внимание на стол, заваленный бумагами и книгами. «Он как бы вытесняет из пространства другие предметы интерьера, утверждая тем самым приоритет «духовного над материальным» в системе ценностей писателя»

Эта мысль одного из друзей подтверждается воспоминаниями В. Катаева : «У синеглазого был настоящий большой письменный стол, как полагается у всякого порядочного русского писателя, заваленный рукописями, газетами, газетными вырезками и книгами, из которых торчали бумажные закладки». На стене над столом «были наклеены разные курьезы из иллюстрированных журналов, ругательные рецензии, а также заголовок газеты «Накануне» с переставленными буквами, так что получилось «Нуненака».

Книги, которые сейчас стоят на полках, лежат на полу и подоконниках, в таком же количестве (если не больше) были когда-то и в библиотеке писателя - это собрания русских классиков, зарубежная проза, энциклопедии, словари...
Из дневника Булгакова:
Тяжелые воспоминания у Булгакова о квартире. «Так почему же именно в эту, нелюбимую, вселил он своих героев, дав в последнем романе абсолютно точный, узнаваемый адрес своего первого московского пристанища? …Может быть, подобно тому, как матери более дорог ребенок, который ей тяжелее достался, принес больше беспокойства и мук, и Булгаков дорожил, оглядываясь назад, покинутой квартирой, где он получил бесценный опыт непосредственного общения с «классом-гегемоном», описанным им в рассказах?
А может быть потому, что ему, внуку православных священников, сыну профессора Духовной академии, жизнь в этой квартире в какой-то миг показалась адом на земле, и он поселил в ней его представителей – Воланда со свитой? Может быть…»

Где находится музей
Москва, ул. Большая Садовая, дом 10 (проход через арку), 6-й подъезд, 4-й этаж, квартира 50.
Не перепутать – рядом коммерческий культурный центр, посвященный Булгакову.
Время работы: вторник – среда, пятница - воскресенье, 12.00 – 19.00; четверг 14.00 – 21.00.
Каждую среду в 18:00, 19:00, 20:00 в музее Булгакова проходят вечерние экскурсии по Музею.
Проезд: м. Маяковская, выход по указателю «к музею М. А. Булгакова» далее налево – мимо Концертного зала им. П. И. Чайковского, Театра Сатиры, сада «Аквариум», Военного университета МО РФ.

• Познакомиться с квартирой – «адом на земле», в которую Булгаков поселил его представителей. Постоять у стола - прототипа стола профессора Преображенского. Почитать записки Михаила Булгакова… Закрыть глаза, побыть в тишине, а вдруг монолог Воланда услышится… Для этого лучше прийти в неурочный час
• Проникнуться той эпохой и историями москвичей, знаменитыми и не очень, жившими в этом доме.
• Медленно спуститься по лестнице и на выходе над дверью увидеть первые искренние «автографы» поклонников писателя
Насыщенная история дома Пигита
В любом путеводителе и на сайтах, посвященных писателю, о доме по адресу ул. Большая Садовая, 10, можно прочитать - «Дом, где Михаил Булгаков написал «Белую гвардию», где Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Дом, где Петр Кончаловский написал «Семейный портрет» и десятки других полотен. Куда в гости к Георгию Якулову приходили Маяковский и Таиров, Мариенгоф и Луначарский…»


Изначально дом планировался как производственный корпус табачной фабрики«Дукат», хозяином которой был Илья Пигит. В силу определенных событий дом перепланировали как доходный. До революции квартиры здесь арендовали общеизвестные адвокаты, доктора, профессора, художники, актеры. Благодаря нескольким знаменитым фамилиям дом стал популярным в московской интеллигентной среде.
В конце 1917 года в доме начались эксперименты «новой» жизни. Квартиры с большой площадью превратили в коммуналки, заселили «гегемоном». Образовали жилкоммуну, где управление и обслуживание домом передали общественности.
«Печально известные «коммуналки», «испортившие москвичей», возникли именно здесь — в доме Пигита»
В квартире № 8 в начале прошлого века жил один из лучших театральных художников того времени - Георгий Якулов. В театральных кругах шутили: «были бы декорации Якулова, а пьесы будут».
Фото 3-1…..
В квартире №40 находилась мастерская художника Петра Кончаловского, именитого деда звездных внуков Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова. Он поселился доме Пигита в 1910 году.

Мастерские популярных художников посетили люди, ставшие потом «историей страны». Ф.Шаляпин, А.Толстой, Б.Пастернак, С.Маршак, актеры И.Москвин, Б.Ливанов, композитор С.Прокофьев, скульптор С.Коненков... - это друзья Кончаловского. К Якулову заходили Вс. Мейерхольд, А. Таиров, А. Белый, Ф. Сологуб, А. Луначарский. На одном из творческих вечеров Есенин познакомился с Дункан. Да, а ещё к художникам заглядывали прославленные маршалы - Семен Буденный, Климент Ворошилов, Георгий Жуков.
История дома насыщена проживающими в нем знаменитостями. И, тем не менее, всемирно известным дом стал благодаря писателю Михаилу Булгакову, который поселился в квартире №50 в 1921 году. Булгаков в Москве жил не только в этом доме, однако именно его он описал в романе «Мастер и Маргарита».
После выхода романа в 1966 - 67 г к «нехорошей квартире» не прекращается паломничество поклонников писателя.
Но сначала о «нехорошей лестнице»
После публикации «Мастер и Маргарита» в журнале «Москва» у постоянных читателей (и не только у них) вспыхнул интерес к автору, к его жизни и к тому, как создавался, писался роман. На исходе стояла хрущевская оттепель, но ещё было время и возможность проявить любопытство к нестандартной истории. Кто такой Булгаков, почему рукопись после смерти пролежала в столе 25 лет, где вымысел, а где правда? И кто прототипы героев?

На интерес дня председатель Фонда им. М. А. Булгакова Мариэтта Омаровна Чудакова написала удивительный очерк «Нехорошая лестница».
«Герой «Мастера и Маргариты» Мастер, пишущий роман о Пилате и Иешуа, который так и не смог опубликовать свое произведение, невольно ассоциировался с Булгаковым.
Получалось, что писатель с такой необыкновенной судьбой возник перед читателями как бы одновременно со своими необычными героями – и был в какой-то мере к ним приравнен. Роман был воспринят – особенно юными читателями – как свидетельство, как некая правда.
Удивительный автор глядел на нас в упор между строк своего текста. А между тем биография его была почти неизвестна. И тогда побежали по Москве завороженные романом люди в поисках следов жизни автора и его героев»
В конце 1970-х поиски привели почитателей на лестницу дома № 10 по Большой Садовой, к порогу квартиры № 50, номер которой сохранен писателем в романе.
3 июля 1982 года на белой тогда еще стене, рядом с деревянной (а в этом веке уже металлическая) дверью появились первые, скромные и волнительные душевные надписи:
«Ребята! Как грустно.
Да святится имя Михаила Афанасьевича!
Боги, боги мои, как грустна вечерняя земля!»
Да святится имя Михаила Афанасьевича!
Боги, боги мои, как грустна вечерняя земля!»
Через год-полтора стены покрылись рисунками и комментариями снизу доверху:
«Кто не читал Аксакова,
Тому прощу обиду я,
Кто ж не читал Булгакова,
Тому я не завидую»
Тому прощу обиду я,
Кто ж не читал Булгакова,
Тому я не завидую»
Несохранившиеся рисунки:

После заметки в «Известиях» власть среагировала моментально: стены подъезда закрасили зеленой масляной краской. Удивительный музей народного поклонения писателю исчез.
Потом он возродился, хотя того изящного художества уже не было – гуашь не ложится на масляную краску. Все стало «проще, топорнее. И беззащитные стены лестницы взяли на себя уже не только функции Интернета, доски объявлений, почтового ящика, а и загаженной скамейки в темном углу парка или забора».
В декабре 2006 года за полгода до открытия музея вандалы изуродовали подъезд. Стены вновь пришлось покрасить.
И до сих пор лестница ждет возрождения, того первоначального – искреннего признания в любви к Булгакову

От сотрудников Музея:
«Наша огромная просьба к посетителям Музея – почитателям творчества и личности Булгакова: отнеситесь с подобающим чувством к этой лестнице, по которой столько раз поднимался великий человек в нелюбимую им, но давшую жизнь роману «Белая гвардия» и героям «Мастера и Маргариты» квартиру.
Отнеситесь к этим стенам с тем же благоговением, с которым отнеслись к ней авторы первых граффити тридцать лет назад. Пусть на ней рисуют и пишут те, кто не только хочет, но и умеет выразить таким образом свои чувства к роману, его героям, его автору.
Докажите, что за эти десятилетия не оскудела российская земля талантливыми, да и просто думающими молодыми людьми»
Рисунки, сохранившихся с с конца прошлого столетия :
Квартира №50
В доме №10 на Большой Садовой Михаил Афанасьевич бок о бок жил с теми, о которых потом живописал в бесподобном «Собачьем сердце» - с шариковыми и швондерами. Именно здесь Булгаков написал «Дьяволиаду», «Роковые яйца», «Записки на манжетах», которые первыми принесут известность и признание таланта. Именно „нехорошая“ квартира стала писательской лабораторией, где рождалась «Белая гвардия»
Татьяна Николаевна Лаппа, первая жена Михаила Афанасьевича Булгакова, оставила воспоминание:
«…это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было и черного хода тоже…»

А вот так Михаил Афанасьевич в рассказе «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» запечатлел «приватизацию» доходного московского дома жилкоммуной:
«…прилипла белая таблица и странная надпись на ней: «Рабкоммуна». Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами. Поперек гостиных протянулись веревки, а на них сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днем, и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак…»
Коммуналка в фотографиях
В одной из комнат – музей истории дома Пигит, об её жильцах и квартирах, приведены копии документов и картин. Во времена Булгакова здесь проживала проститутка Дуся.
На коммунальной кухне наилучшим образом прослеживается атмосфера той эпохи. Тут выясняли отношения и готовили, стирали и умывались, тут шипели примусы, а иногда женщины… Сохранилось шутливое стихотворение Булгакова о советском коммунальном быте большой квартиры:
«…На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
Атом…»
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
Атом…»
Комната Михаила Булгакова
Татьяна Николаевна Лаппа вспоминала, как они обустраивали комнату. Часть мебели ей досталось от родителей, кое-что они купили вместе, в частности книжную полку, которую повесили над столом писателя. Это единственный предмет в коллекции музея, достоверно находившийся в комнате писателя.
Тихонько войдя в комнату, сразу обращаешь внимание на стол, заваленный бумагами и книгами. «Он как бы вытесняет из пространства другие предметы интерьера, утверждая тем самым приоритет «духовного над материальным» в системе ценностей писателя»

Эта мысль одного из друзей подтверждается воспоминаниями В. Катаева : «У синеглазого был настоящий большой письменный стол, как полагается у всякого порядочного русского писателя, заваленный рукописями, газетами, газетными вырезками и книгами, из которых торчали бумажные закладки». На стене над столом «были наклеены разные курьезы из иллюстрированных журналов, ругательные рецензии, а также заголовок газеты «Накануне» с переставленными буквами, так что получилось «Нуненака».

Книги, которые сейчас стоят на полках, лежат на полу и подоконниках, в таком же количестве (если не больше) были когда-то и в библиотеке писателя - это собрания русских классиков, зарубежная проза, энциклопедии, словари...
Из дневника Булгакова:
обшивка (дивана) распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки». А в это время ещё - в общей кухне шипели примусы, по коридору, в котором всегда туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры доносились пьяные голоса…
Тяжелые воспоминания у Булгакова о квартире. «Так почему же именно в эту, нелюбимую, вселил он своих героев, дав в последнем романе абсолютно точный, узнаваемый адрес своего первого московского пристанища? …Может быть, подобно тому, как матери более дорог ребенок, который ей тяжелее достался, принес больше беспокойства и мук, и Булгаков дорожил, оглядываясь назад, покинутой квартирой, где он получил бесценный опыт непосредственного общения с «классом-гегемоном», описанным им в рассказах?
А может быть потому, что ему, внуку православных священников, сыну профессора Духовной академии, жизнь в этой квартире в какой-то миг показалась адом на земле, и он поселил в ней его представителей – Воланда со свитой? Может быть…»

Где находится музей
Москва, ул. Большая Садовая, дом 10 (проход через арку), 6-й подъезд, 4-й этаж, квартира 50.
Не перепутать – рядом коммерческий культурный центр, посвященный Булгакову.
Время работы: вторник – среда, пятница - воскресенье, 12.00 – 19.00; четверг 14.00 – 21.00.
Каждую среду в 18:00, 19:00, 20:00 в музее Булгакова проходят вечерние экскурсии по Музею.
Проезд: м. Маяковская, выход по указателю «к музею М. А. Булгакова» далее налево – мимо Концертного зала им. П. И. Чайковского, Театра Сатиры, сада «Аквариум», Военного университета МО РФ.

Читайте также