Путешествие на юг за снегом. Часть четвертая. Долина Нарзанов




От Эльбруса до Долины Нарзанов можно доехать по дорогам Кабардино-Балкаркой республики, в пути получиться около 170 км, или с заездом в Ставропольский край - около 236 км. И там и там навигатор показывает время в пути приблизительно 4 часа. Выехав очень рано утром, мы решили не покидать пределов Кабардино-Балкарии и весь путь до долины проделать по дорогам республики. Спустившись с Приэльбрусья, у села Атажукино (712м над уровнем моря), мы съехали с главной дороги. Навигатор проложил маршрут на второстепенную дорогу, которая уходила от главной влево, и далее вела через села Верхний Куркужин (788м) и Сармаково (838м) до дороги, ведущей в Долину Нарзанов. Но по факту дорога оказалась очень плохой, мы проехали пару метров, развернулись и вернулись обратно на главную. Сократить маршрут по прегродным селам не получичось. Пришлось спускаться до трассы E50. Перед Бансаном, на трассе, повернули налево и по Е50 доехали до села Малка. Трасса Е50 уходит прямо, в Ставраполький край, а мы повернули налево и наконец-то оказались на дороге, ведущей в Долину Нарзанов. Дорога тянется вверх по правому берегу реки Малка, через села Сармаково (838м над уровнем моря), Каменномостское(912 м), Кичмалка (1090м) и….. тут асфальтовая дорога закончилась. С нами по пути никто не ехал, но в селах вдоль дороги были указатели советских времен -"Долина Нарзанов" вперед. Поэтому отсутствие асфальта нас не смутило, и мы поехали дальше. Дорога накатанная и ровная в начале, начала постепенно превращаться в ребристою, местами размытую раллийную трассу. Чем дальше и выше мы забирались, тем скорость наша становилась медленнее и на итог большую часть маршрута мы проехали со скоростью менее 20 км в час. И после часу езды я получила ответ на мучивший меня вопрос: почему навигатор показывал одинаковое время 4 часа за проезд 170 и 236 км. Во всей этой поездки мне было жалко только нашу машину, так как ухабы и непролазные колеи не идут легковушкам на пользу. Но по красоте окружающих пейзажей и ощущениям пребывания тут, дорога очень интересная и необычная.



После села Кичмалка дорога идет по сельской местности. Сначала по дороге попадаются кашары полные овец, скотоводческие загоны, чуть зеленеющие холмы. Но чем дальше мы ехали, тем местность становилась пустыннее - трава уже была сухая, охристая, чуть покрытая инеем; загоны были пусты; одинокие дома заброшены; воздух был холоднее, а мы все выше и выше. Максимальная высота подъема, которую мы отметили - 2106м над уровнем моря. Вдоль дороги не раз встречались полуразрушенные или превращенные в свалку автобусные остановки советских времен; брошенные разрушенные постройки, похожие на бывшие дома правления; жилые дома и еще памятники, возможно даже могилы. Проезжаешь через все эти покинутые признаки цивилизации и думаешь: « Что здесь было раньше? Как тут жили? Чем занимались?». А самое главное: «Кто эти люди, чья память увековечена в этих местах? Пастухи, всю жизнь пасущие тут скот или люди погибшие на дороге от разбоя?» Я склонна верить в первое. Все надписи на памятниках уже давно стерлись от дождей и ветра, многие уже покосились, но все равно стоят высоко в горах, в тиши, вдали от людской суеты на дороге, как напоминание о прошлом.
Дорога, припорошенная снегом, как хитрый змей тянулась вдаль, уводя нас все выше и выше, за новым подъемом был новый спуск и не было видно конца пути. Мы попали в циклон - небо, горизонт и земля все слилось в единый белый цвет и пошел снег. А вокруг только ветер и мы.
Небольшая неприятность ждала нас за пару километров от выезда на нормальную асфальтную дорогу - полностью раскуроченная дорога, глубоченная колея и 25 км бездорожья позади. Что делать? Повернуть обратно и плестись еще 2 часа? Или попробовать проехать, но возможно застрять впереди? Мы не могли так просто сдастся, попробовали одолеть этот участок и наш "внедорожник" нас не подвел. Аккуратно прополз и выбрался на нормальную дорогу.


Мы выехали на асфальт, на дорогу, идущую из Ставропольского края до Долины Нарзанов. Дорога новая, резкий резонанс с нашей предыдущей «трассой». Мы ощутили асфальт под колесами и счастливые поехали дальше в долину. Вокруг было все также пустынно, мы не встретили никого по пути, ни туда, ни обратно. Мы были одни в этом сказочном царстве серпантинов и безмолвных гор. В 6 км вверх по дороге у реки Хасаут - развилка. Одна дорога уходить в Карачаево-Черкесию, другая до Долины Нарзанов и далее в Джилы-Су -долину горячих источников. С перекрестка уже видна Долина Нарзанов, точнее одна из достопримечательностей – дача-замок и расположенная вокруг заброшенная турбаза с одноименным названием-«Долина Нарзанов». В 400 м от развилки остановились на стоянке. Единственный, кто встретил нас, был большой черный пес - щенок. Мы подкормили его кормом, который всегда возим в машине, и он стал нашим верным спутником на прогулке по заброшенной базе. В долине реки Хасаут на высоте 1300м над уровнем моря насчитывается около 20 источников, но на глаза они попадаются не сразу, их еще нужно поискать. Мы нашли лишь один. У стоянки нет прямого спуска к реке, поэтому отправились искать подход через турбазу. Хоть на заборе и весит надпись : «Вход воспрещен.», - мы зашли на территорию. На вид база небольшая - один главный корпус, столовая и пару жилых домиков. Турбаза «Долина Нарзанов» была основана в 60х годах и могла принять до 300 человек за один заезд. Сейчас база заброшена. Здания, пустующие более 10 лет, стоят без стекол, с протекающими крышами, снятыми полами и распахнутыми для всех дверьми. За густыми деревьями и кустами притаились полуразрушенные статуи. Раньше беленные горянки и горцы гордо встречали туристов на своих постаментах, а сейчас, как смущенные, прячутся от любопытных глаз за мхом и ветвями деревьев. Проходим вдоль густой еловой аллеи, деревья так разрослись, что перегородили все боковые дорожки и подходы к домикам. В конце аллеи стоит замок, бывшая государственная дача Бетал Эдыковича Калмыкова. В 30х годах Калмыков был общественным, государственным и партийным деятелем Кабардино-Балкарии. Для него в Долине Нарзанов в 1935 года была выстроена дача в виде замка, в простонародье называемая "охотничий домик Калмыкова". В заповедных лесах Кавказа водится много зверей -лоси, кабаны, медведи. Поэтому сюда нередко приезжали советские руководители, чтобы поохотится, отсюда дача и получила название «охотничий домик». Но охота партийных верхушек тут была недолгой. В 1939 году Калмыков был взят под арест органами НКВД, а в 1940г расстрелян. Дача превратилась в гостиницу, а в 60х годах вокруг дачи была выстроенная туристическая база. Сейчас территория находит в ведомстве Нальчинского охотничьего хозяйства, на территории есть один не брошенный домик с госвывеской.


Грустно было увидеть это место в таком запустении, вокруг очень красивая природа и большое количество пеших маршрутов – идеальное место для турбазы и трекингов. Закрываешь глаза и представляешь, как раньше люди приезжали сюда по профсоюзным путевкам, в столовой готовился обед, группы отправлялись в походы, по вечерам у реки песни под гитару и звездное небо над головой. Если ничего тут не трогать, природа со временем возьмет свое, ветра и дожди разрушат здания окончательно, а трава и деревья найдут себе путь через потрескавшийся асфальт аллей. А может со временем тут все восстановят и новые группы туристов приедут покорят местные маршруты, покажет время. А мы, рассуждая на эту тему, продолжали искать источники нарзана. От дачи Калмыкова дорога уходит вниз к реке и на небольшой площадке на берегу мы нашли один источник. Рыжая газированная вода бурлила из-под земли в рукотворном бассейне и рыжим потоком спускалась к реке. Насыщенный рыжий цвет не отпугнул, воду попробовала - очень сильный привкус и запах железа. Добровольно пить не будешь. Но, говорят, данная вода полезна для нервной системы. Остальные источники расположены неподалеку - на протяжении 1км вдоль реки Хасаут, но к ним нет проложенных дорог и мы решили не искать их.
На другой берег реки можно перебраться через "дырявый" мост – каркас моста остался, а вот настил выложен из того что попало под руки – старые двери, фанера, доски. Прогулочные дорожки уходят вверх по склонам противоположного берега и теряются в вышине. Погода была влажная, небо было полностью застлано дождевыми тучами и мы решили вернуться к машине. На стоянке нас встретил еще один пес, он был похож на нашего подкормленного щенка, только старый, наверное папа. Людей по-прежнему не было - ни туристов, ни местных жителей.


Хорошая асфальтовая дорога уходила дальше вверх, указателей куда она ведет не было. Через 17 км навигатор показывал впереди развилку – одна дорога вела в северное Приэльбрусье (долина Джылы-Су, поляна Эмануэля), другая - в Карачаево-Черкессию. Пока дорога позволяет мы решили ехать докуда сможем. От Долины Нарзанов вверх идет серпантин, в некоторых местах каменные обвалы полностью перекрывают правую полосу движения, приходится объезжать, хорошо что нет встречных машин. Мы едем вверх через облака ползущие по дороге и склонам, пахнет сыростью и горами.


Через пару км серпантин заканчивается и дорога начинает идти по вершинам холмистых гор - вверх и вниз. Дорога была уж очень хорошей, как мы прочитали потом, построена она была недавно в 2014 году и идет до горячих источников Джылы-Су, но зимой перевалы местами заносит снегом. Проехать на легковой тяжело, снега наносит по фары, колея только для внедорожников. Пару заносов мы преодолели, но на одном встряли и оставили попытку проехать дальше до Приэльбрусья ( до Джылы-Су). Дорога так манила в даль и самое обидное, что ты видишь конец заноса (всего метров 300 и впереди опять хороший чистый асфальт, а проехать не в силах. Помечтав о красивых видах на Эльбрус и горячих источниках, мы поехали обратно, дав себе обещание вернуться и доехать до конца.


Домой, в Баксанское ущелье, вернулись через Ставропольский край. Кисловодск, Есентуки, Пятигорск проехали одним духом. После гор, потрясающей природы и пьянящего чистого воздуха города как семечки,щелкаешь и не думаешь о шкурках. Да и люди в Ставропольском крае злее, агрессивнее на дорогах ,и это больше замечаешь когда несколько недель проводишь в обществе кабарно-балкарцев. Вообще самое главное богатство края - это природа и люди. И чем дольше общаешься с балкарцами, тем больше это понимаешь. Разница между людьми заметна даже в обслуживание на сетевых заправках: в Ставрапольском крае- общероссийский стандарт, в Кабардино-Балкарской республике - улыбка, общение, вопросы и просто приятный диалог. В КБР так везде - в магазине, на рынке, в кафе, просто на улице. На каждый вопрос ты получишь не просто сухой ответ, а совет, подсказку или просто приятную тему для беседы, или услышишь историю.
За день от Эльбруса до Долины Нарзанов и обратно накатали более 400 км. Уставшие и полные впечатлений мы каждый день возвращались в уже ставшее для нас родным Баксанское ущелье, Приэльбрусье, которое по мере своих возможностей мы тоже постарались объездить и найти интересные места. Об этом читайте в след части нашего "путешествия за снегом на юг".