Путешествие на край географии. Часть 4
Трое молодых людей - два парня и девушка, решили совершить авантюрное мотопутешествие из столицы Среднего Урала – города Екатеринбурга, к самой северной точке европейской части России – мысу Немецкий на Кольском полуострове. За четыре недели путешественники преодолели путь, равный расстоянию от Владивостока до Санкт-Петербурга, искупались в трех морях и Северном Ледовитом океане, посетили двенадцать городов, побывали в четырех климатических поясах и двух национальных парках, при этом за время пути сожгли почти тонну бензина!
Путешествие на край географии Часть 1
Путешествие на край географии Часть 2
Путешествие на край географии Часть 3
О Паанаярви
Нам предстояло за день проехать около двухсот километров до озера Паанаярви, часть пути по территории национального парка, в который мы хотели попасть полуофициально. Большая часть пути - грунтовки и опять, вдали от заправок. Все утро Арунас обзванивал сотню номеров, хотел подтвердить разрешение на проезд через Кумскую ГЭС. Проблема заключалась в том, что въезд на территорию национального парка, во-первых, стоит денег, а во-вторых, должен быть оформлен заранее. Арунас прочел в одном из отчетов, что к Паанаярви можно попасть, минуя КПП, заехав через ГЭС на реке Кума, только вот там военизированная охрана и нужно официальный запрос оформлять за месяц до. Письмо мы отправили уже в пути, в первый день поездки. А сейчас опять заправились под завязку бензином, все те же 83,5 литра на троих и поехали в сторону ГЭС.
Проезд через ГЭС занял у нас не больше 10 минут, ВОХРовец вышел к нам, спросил кто да куда, потом удалился в сторожку позвонить. Ни номера, ни паспорта у нас не проверяли, наверное, Арунас всех достал с утра и все были в курсе, что приедут трое на мотоциклах. Телефон дал добро, нам открыли ворота и вот мы уже на финишной прямой к Национальному парку Паанаярви. К слову, обратно через ГЭС нас не выпустят, предупредили на въезде, пути назад нет, только вперед.
Гармин знал дорогу только до ГЭС, дальше начинались «неведомые территории». Я засек азимут на перешеек между двух озер, нам говорили, что въезд в парк там. Нас предупреждали, что после плотины будет много развилок, нужно придерживаться направления и тогда мы не заблудимся. Но мы, естественно, заблудились! Такое забавное чувство, когда едешь по дороге, а навигатор показывает пустоту. Куда едешь? Где едешь?
Как только проехали кордон, пошел дождь, стали сгущаться сумерки и похолодало. Поначалу дорога была все та же укатанная грунтовка, но стали появляться лужи и глина. Самые глубокие, первое время, были закиданы ветками, но потом и ветки кончились. Я уехал чуть вперед и, выехав на маленький пригорок, наткнулся на медвежонка, сантиметров пятьдесят в холке. Первый раз видел медведя, хоть и маленького, в естественной среде обитания! Оксана и Арунас что-то увлеченно выясняли и не видели мишку. Косолапый бочком отходил все дальше и в итоге рванул не дождавшись, пока ребята приедут на него поглядеть. Мы тоже рванули, медвежата редко ходят одни, а встречаться с их мамашей совсем не хотелось!
Уже в темноте нашли указатели на озеро. На берегу наткнулись на избушку егерей, рассказали кто мы и откуда, начальник погранзаставы хотел нас арестовать. В итоге, после получасового обсуждения, нам предложили заплатить утром за суточное пребывание на территории парка. Мы согласились, нам было уже все равно, но тут нас огорошили новостью, что в стоимость пребывания включена баня на берегу озера! Палатки мы ставить, естественно, не стали, затопили баню, попарились и там же улеглись спать. Вещи развесили сушиться на веревках, а утром заплатили по 300 рублей с человека.
Об очередной поломке Дакара и новом проявлении мотобратства
Когда мы выехали на трассу в сторону Петрозаводска, небесные хляби разверзлись, полил дождь. Вообще, всю дорогу мы сталкивались то с гневом природы, то с милостью. Чередование ливней и солнца в какой-то момент сделало нас невосприимчивыми к проявлениям погоды. Мы ехали и получали, насколько это возможно, удовольствие от самого процесса.
Мы ехали так быстро, как могли, правда, больше 80 км/ч разгонялись редко. Оксана ехала без тормозов, у меня практически «кончилась» звезда. Уже у Петрозаводска, во время обгона я услышал громкий хруст и скрежет. Вроде не упал, ничего не отвалилось, еду, как ехал, но, когда я вновь добавил газу и услышал тот же скрежет опять, то понял, что произошло... Очень аккуратно мы доехали до города и мои опасения подтвердились. На задней звезде Дакара срезало все зубья, теперь она стала походить на диск, с волнистым ребром. Повезло, что это случилось уже в конце пути, когда до новых звезд оставалось всего десять километров.
На базе, где мы оставили машину, был мотосервис «Мототехцентр АМК», именно туда я отправился первым делом. Меня встретил Михаил, хозяин сервиса, высокий худой мужчина, лет сорока пяти с черной шевелюрой с проседью и усами как у Чапая. Я боялся, что и он не сможет поправить «восьмерку», но зря. Мне показали, куда поставить мотоцикл, дали домкрат и необходимые инструменты. Оказалось, что выправить «восьмерку» и отбалансировать у профессионала занимает гораздо меньше времени, чем у непрофессионала сменить колодки. Через пятнадцать минут оба колеса стояли рядом, а я все еще ковырялся. Михаил показал мне, как снимаются звезды, научил надевать цепь и замок.
Когда я все собрал, настал момент «расплаты». В сервисе я проторчал около двух часов, а на мой вопрос об оплате Михаил только отмахнулся.
- Ты же сам все снимал, все делал, так что и денег брать с тебя не за что!
- А время? Я же отвлекал! А колесо? Я же не сам восьмерку правил! – пытался как-то протестовать я.
- Да – ерунда! Мы стараемся помогать путешественникам и денег за мелкий ремонт не берем, — с добродушной улыбкой сквозь усы подвел итог Михаил.
- А может пивка? – не терял надежды я.
- Да я не пью…
- Ну, а может чая?
- Ну, чай, пожалуй, можно – сдался наш добрый друг.
О Ладоге, Рускеале и неожиданной встрече
Я не очень люблю популярные среди туристов места, гораздо большее удовольствие мне доставляют уголки, в которых были не многие, где еще нет киоска с хот-догами и широченной дороги с кучами мусора, но есть что-то необычное, что-то красивое в своей природной простоте. Но мимо некоторых мы проехать не могли.Решили посетить мраморный карьер в Рускеале. День складывался отлично: солнце, тепло, машин почти нет – все располагало к быстрой езде. Дорогу по качеству можно сравнить со взлетной полосой, только извилистой. Она проходит по живописным местам, светлые лиственные рощи, зеленые поля, темные хвойные леса с узкой просекой асфальта, холмы, маленькие деревушки. Смело могу отнести эту дорожку к десятке лучших, для спокойной и созерцательной езды, из тех, по которым мне довелось ездить. Самый большой минус – это водители машин с питерскими номерами, превращавших дорогу в гоночную трассу. Один такой водитель на BMW X6 грубо обгонял нас четыре раза, а мы каждый раз обгоняли его, пока он беседовал с очередным инспектором ГИБДД.
Арунас, ехавший впереди, пошутил, мол мои друзья едут. Он имел в виду пару велотуристов, а у меня «отпала челюсть» когда я увидел, что это и правда мои друзья из Ростова! С Лехой и Ирой мы познакомились в Крыму во время велопохода в 2013 году. Часть пути тогда мы проехали вместе и очень подружились. Они говорили, что тоже собираются в Карелию когда-нибудь, а я не говорил точных дат, шансов случайно встретиться на дороге был минимальным, но он нам выпал! Я был очень рад повидать друзей! Проговорили минут двадцать и разъехались каждый в своем направлении, но в очень хорошем настроении. Магия путешествий?
Дорога вывела нас к Ладоге. Всего простора мы не видели, северная часть озера усыпана островами, закрывшими от нас «большую воду». По своей привлекательности с островами могут соперничать лишь горы, но всем природным красотам далеко до таинственности, которой окутаны острова. Это свои мирки, закрытые и обособленные, это подсознательные ассоциации с «Островом Сокровищ», это шанс побыть Робинзоном. Однажды, во время одиночной велопоездки по горному Алтаю, я два дня прожил на островке посреди реки Катунь, безмятежность и уединение. Приятные воспоминания будила эта красивейшая дорога вдоль Ладожского озера.
О Кижах
- А сколько стоит экскурсия?
- А вы откуда?
- Из Екатеринбурга…
- Тогда бесплатно!
Такой вот аттракцион невиданной щедрости на кассе острова Кижи! Оказывается, для граждан России посещение и экскурсия – бесплатно, для остальных стоимость около 500 рублей.
Как оказалось, Церковь Преображения Господня – самое интересное сооружение, находится на реконструкции, причем давно. Церковь практически раскатали по бревнышкам, вывесили и перебирают снизу доверху… Досадно, конечно, но и так можно оценить, насколько тяжелая и кропотливая работа была проделана для возведения многоглавой церкви, таких размеров и такой высоты!
Ходят легенды, что храм был построен без единого гвоздя, я спросил у гида об этом. Оказалось, что нет однозначного мнения, правда это или вымысел. Технологии строительства без гвоздей в то время существовали, церковь могли построить без них, но строили ли? Производство гвоздей в те времена было не таким, их делали не из проволоки, а ковали каждый гвоздь отдельно, это очень трудоемко и дорого. Церкви обычно строили «всем миром», старались украсить, придать торжественный и величественный вид, использование гвоздей при строительстве – один из способов показать высокий статус храма и материального положения погоста.
На острове стоит еще с десяток построек, памятников деревянного зодчества, но они все привозные. Их доставляли в Кижи со всех уголков поморья, есть и крепкие избы, и хлебные амбары, и маленькие часовенки. Очень интересно было увидеть элементы классицизма, которые поморские батраки перенимали в Питере, когда ездили батрачить зимой. Наличники деревянных изб являлись копиями каменных вензелей, украшавших окна столичных домов. Вообще, устройство крестьянских изб было очень грамотным и рациональным, у каждого было свое место и каждому находилось занятие.
Кижи – один из самых интересных памятников деревянного зодчества, хотя бы раз там нужно побывать, но лично мне достаточно одного раза.
Это был наш последний день в Карелии, а по сути – последний день активной части путешествия, дальше только дорога домой. Я долго не мог уснуть, все вспоминал разные моменты поездки, и критические, и приятные. Хотя я знал, что впереди без малого неделя пути до родного Екатеринбурга, но ощущение того, что самое интересное закончилось, примешивало к ощущению удовлетворения жизнью каплю грусти.
О пути домой
В каждом путешествии есть три самых главных точки: отправная, с нее начинается путь, далее, точка, к которой стремишься и, преодолев которую, начинаешь путь домой, наконец, конечная точка. Отправная и конечная точки у нас совпадают, но вот Мы в начале пути и в конце – это совсем разные Мы. Физическая усталость смешивается с моральным удовлетворением, возникает ощущение счастья. Достигая цели, мы становимся богаче духовно, полка впечатлений заполняется новинками. Во время странствий забывается вся суета будничных дней, отступают каждодневные тревоги. Находясь в движении невозможно быть где-то еще, путешествуя по местам, где раньше не бывали, мы, как никогда, становимся ближе к себе. Во время путешествий можно освободить голову от рутины и разобраться в себе самом, а после этого вернуться к обычной жизни обновленным и обогащенным новыми знаниями и впечатлениями. Возвращение домой – это один из самых эмоционально сильных моментов для меня. Я люблю путешествовать, но еще больше я люблю возвращаться. Возвращаясь, как бы замыкаешь круг, подводишь итог.
После Петрозаводска через четыре дня и две с половиной тысячи километров мы вернулись в Екатеринбург. Но по насыщенности эти дни не сравнить с днями, проведенными на Кольском полуострове. Мы как будто плавно погружались в обычный ритм жизни, привыкали к пробкам на дорогах и к загазованному воздуху городов. Оказалось, что в России в начале сентября еще лето, это только на севере ночью бывает «минус» в августе. Побывав однажды в заполярье, уже не уйти от желания возвращаться туда вновь и вновь, теперь я по себе это знаю.
Поездка на полуостров Рыбачий была моим первым мотопутешествием, но далеко не последним. Мы проехали в общей сложности 9500 километров, посетили десяток крупнейших городов России и у нас были четыре недели настоящей жизни! Наш путь пролегал вдоль трех морей: Балтийского, Белого и Баренцева, по берегам двух крупных озер — Ладожского и Онежского, прямо на побережье Северного Ледовитого Океана. Конечной точкой был мыс Немецкий на полуострове Рыбачий в Мурманской области, самая северная точка европейской части России. Я первый раз в жизни был свидетелем приливов и отливов, видел, как разводят мосты над Невой, белые ночи и медвежонка в естественной среде обитания. Погода нас не баловала, но несколько солнечных деньков выхватить удалось! Я понял некоторые простые вещи, например, даже близкие друзья могут начать бесить, но друзьями они быть не перестают – это учит терпимости. Еще я понял, что технические поломки не всегда означают конец путешествия и очень многое можно восстановить и починить в пути – пропал страх «А вдруг чего?». У нас ломались мотоциклы, мы ссорились и мирились, но при этом продвигались к своей цели и в конечном счёте достигли ее. А еще я в очередной раз убедился в многогранности и неповторимости нашей Родины. Путешествия стоят того, чтобы в них пускаться!
Читайте также
Будет интересно