Перуанская глубинка
Следующая часть - Пресноводные дельфины и ленивцы
Первая поездка в Перу состоялась с декабря 2010 года по февраль 2011, точнее то был трёхмесячный вояж по Кубе, Перу, Галапагосским островам, но за давностью лет он не стал менее интересным и познавательным. Мой рассказ об одном из этапов путешествия будет состоять из нескольких историй, ведь в двух словах не расскажешь.
Попасть в те места из России только лишь по своему интересу не так просто: далеко, дорого, неизвестно, а ещё страшно расслабляет телевизор перед твоим диваном и чай под рукой со сладостями.
Тут надо ведь встать, пойти, поехать, полететь, поплыть в то время, когда на экране всё ярко покажут без каких-либо трудностей. А уж добраться в самое сердце амазонской сельвы, проплыть по рекам в самое лоно удивительного мира и остановиться там на недельку среди незнакомого леса, да ещё в окружении неведомых зверюшек и загадочных индейцев — так это вообще всё из книжек!
Телевизор, понятно, сильная вещь. А я захотела посмотреть воочию. Жаль, что попутчика на такое рискованное и дальнее путешествие не просто найти, поэтому в Перу отправилась одна.
Такие путешествия сравни одиночным экспедициям, где происходят открытия, где раскрываются тайны. И если не тот, кто встал, поехал, полетел, выдержал, то кто ещё расскажет о фантастическом мире? Ах, да! Телевизор, книги, интернет… Но уверяю вас, что у каждого очевидца свои истории и события; и сколько бы человек не побывало в тропических джунглях — у каждого из нас рассказ будет свой.
Рядом со мной протекала привычная жизнь леса. Обитатели сельвы всё знают о себе и совсем не удивляются каждодневным событиям, а уж рассказывать о своём бытие им и в голову не придёт. Кому и зачем?
Поэтому решила рассказать о своём маленьком и невероятно увлекательном посещении глубокого, но доступного ареала загадочной Амазонии.
***
К тому моменту уже путешествовала по Перу почти месяц. Побывала в самом глубоком каньоне мира Колко, обошла древний город инков Мачу-Пикчу, полетала на самолёте над пустыней Наска с её невероятными рисунками, да и много всего прочего испытала и увидела.
Вожделенной точкой моему стремлению оставалась Амазония. Для этого требовалось попасть в маленький городок Икитос, что разместился на небольшой возвышенности среди многих притоков и рукавов Амазонки.
Из столичной Лимы в Икитос летят самолёты, другого способа попадания в интересное место нет. Перелёт продолжается полтора часа, а расстояние до Икитоса 1400 километров. Вылет состоялся в шесть утра.
— Ура! Я лечу на саму Амазонку!
Как только самолёт вышел из облаков, то открылась бесконечная сельва зелёным ковром до горизонта.
— А где же Анды? Ни одной горы! Куда делись?
Странно было видеть столь пронзительный пейзаж после, казалось бы, нескончаемых Кордильер. Под нами причудливо извивалась Амазонка по равнинной поверхности. Она выписывала огромные, почти смыкающиеся петли.
— Наконец-то я вырвалась из кольца гор в широкий мир!
Самолёт сделал три низких круга для любопытных и пошёл на посадку.
В аэропорту меня встретили с табличкой, как и было договорено. В тот маленький лесной лодж в несколько бунгало, куда намеревалась попасть, требовался проводник, а самостоятельно совершить подобный трюк не допускалось. Поэтому меня для начала привезли в туристический офис Икитоса, там напоили кофе и пообещали предоставить проводника через час.
Индивидуальный экологический тур — это нечто отличное от привычных туристических экскурсий. Он предполагает гармонию человека и природы вкупе с отказом от культа комфорта, необходимых коммуникаций, туристических благ. Взамен всем «лишениям» экологический тур прививает иную систему ценностей, а это слияние с природой, духовная свобода и обогащение чувств от общения с ней. Находясь в девственной среде, человек становится невольно причастным к сохранению природных богатств и поддержке культурных традиций местных народов. Экологический тур даёт возможность на короткое время погрузиться в необычную природную среду, чтобы испытать особые эмоции.
Именно в таком туре предстояло пробыть с проводником пять дней, а это ещё та глухомань! Для подобной затеи нужно будет пройти на лодке по извилистым рекам несколько часов, а пока в предвкушении предстоящего заплыва знакомилась с Икитос.
В глаза бросался очень резкий контраст с материковым Перу. Икитос напоминал скорее велосипедную Азию, нежели Латинскую Америку, а всё потому, что машину переправить в речной и болотистый регион не так уж просто. Сухопутных дорог сюда нет, а реки судоходны не во всём своём протяжении. Поэтому население города раскатывает на велосипедах и мотоциклах.
В Икитосе люди отличаются от жителей Анд. В городе не пользуются национальной одеждой присущей данному региону. Оно и понятно. Одежда у коренных народов сельвы состоит из перьев, набедренных повязок и украшений, а иногда и того меньше. Индейцы давно окультурены и теперь в городах они носят закрытую одежду. Полуобнажённый облик люди позволяют себе только дома, в своём лесном племени.
Встреча с проводником, наконец-то, состоялась. Коренастый молодой человек лет тридцати пяти смущённо представился, что зовут его Тони, и во время моего тура будет находиться рядом.
Любопытный взор с оттенком лёгкой смешинки бросал на меня утайкой. Он любит сельву всем сердцем, понимает её звуки, оттуда его корни. Пообещал ответить на все вопросы и показать всё, что успеет за пять отведённых дней.
Я откровенно рассматривала проводника. Казалось, что от индейца в его облике почти ничего нет. Крупные черты лица, светлая кожа и волнистые волосы никак не соответствовали признакам его этноса. Разве что большая голова на короткой шее, присущей индейцам Перу, Эквадора и Центральной Америки, определяла принадлежность проводника к ним. Я ещё не знала, что за его некрасивостью прячется настоящий профессионал своего дела.
Мы с Тони оккупировали мото-рикшу и поехали в речной порт, где лодки всех мастей причалены к обрывистому берегу. Свайные дома ровным рядом выстроились у воды. Амазонка разливается в апреле и местами поднимает свой уровень до трёх метров. Но если в Икитос дома на сваях только у воды, то в глубине сельвы все постройки на опорах, даже деревянные тротуары лежат на подпорках в виде невысоких мостиков. И это не только из боязни затопления, это с целью безопасности, чтобы у животных, вредных насекомых и пресмыкающихся было как можно меньше шансов попасть в жилище.
В порту ждала моторная лодка и моторист. Он должен был стать третьим нашим компаньоном.