Путешествие в поисках нового себя




«Познание стран мира — украшение и пища человеческих умов»
Леонардо да Винчи

Есть такой вид путешествия как паломничество. Ты решаешь прикоснуться к святой земле, испить воды из святого источника, приложится к мощам святых, иконам, и увидеть то святое небо, которое простирается над этим святым местом. Паломничество - это встреча с собой и своим внутренним миром в месте, где земля источает энергию любви. Это испытание тебя, твоего внутреннего я. Так ты сможешь открыться божественной сути в себе. Расскажу вам о своих путешествиях в святые земли далекие от Иерусалима… До осознанных паломничеств, на которые я сподвиглась в этом году, мне посчастливилось побывать, благодаря рабочим экспедициям, в православных обителях Оптина пустынь и Псково-Печерский монастырь. Весной этого года я приехала в Астану, столицу Казахстана, где родилась и окончила школу. И только на третьем десятке жизни я узнала о святых землях своей Родины. И, конечно же, оправилась в путь. В паломничество. За окном поезда мелькали редкие деревья, растворяющиеся в степных просторах. Умиротворяющий бесконечный пейзаж настроил наш коллектив на медитативный настрой. Все были погружены в свои мысли. Предстоял долгий путь на автобусе по прибытию в Алматы. Путь паломников начинается с посещения мавзолея Арыстан-Баба, проповедника и духовного наставника Ходжи Ахмета Ясави. По преданию Арыстан-Баба прожил на четыреста лет дольше своего срока, чтобы передать аманат (то, что вверил Аллах людям) молодому Ходжи Ахмету Яссави. Современный мавзолей является памятником архитектуры и охраняется государством с 1982 года. Восстанавливался мавзолей несколько раз, даже великий Тамерлан отдавал приказ построить новое здание на месте разрушенного, но и оно не дошло до нас. Сегодня мавзолей построен из кирпича, состоит из усыпальницы Арыстан-Баба и поминальной мечети, в которой находятся сохранившиеся до наших дней две резные деревянные колонны айвана (сводчатое помещение из трех стен). При пребывании тебя охватывает ощущения, будто ты стоишь на начале своего великого пути. Ты осознаешь, что живешь на планете Земля не просто так. Все окружающее тебя несет свет и знание. После прочтения молитв в усыпальнице, я зашла в мечеть и долго там сидела. Я наблюдала за молодыми молящимися мусульманами, совершающими намаз. Некоторые женщины засыпали прямо там, на полу. Говорят, что уснуть в мавзолее Арыстан-Баба - очень благоприятно. Перед входом в мавзолей есть колодец. Его вода имеет соленый, горький или же сладкий привкус, все зависит от чистоты твоих мыслей. Мы попробовали воду до и после посещения мазара. Вначале она показалась мне горькой и жгучей, после же оказалась очень соленой. Возвращаясь из путешествия, перепутав бутылки с водой, я отхлебнула воды, набранной с собой из колодца Арыстан-Баба, и она стала для меня сладкой! Вечером я снова отправилась в мечеть Арыстан-Баба. Меня тянуло непреодолимое желание молиться. Я присела у стеночки и долго вела внутренний диалог. Очнулась, когда меня разбудила моя попутчица. Было около трех ночи, а в пять нам выезжать дальше в путь. Такой крепкий и безмятежный сон, как в этом мавзолее, больше меня не посещал. Мне не снились райские сады и святые люди, я не видела ничего, только темная пустота. Думаю, моя душа была там, где набралась силы святого духа. Мой разум отдохнул, а сознание прояснилось. Теперь я знаю, что человек отдыхает ночью, когда его разум ничего ему не показывает! Всегда бы такой сон!На протяжении нашего пути мы останавливались у многих мазаров, некоторые аскетично возвышались в степных просторах, другие постройки стояли ансамблем. Поражало, что в этих кирпичных кладках, внутри усыпальниц вьют свои гнёзда ласточки. Они повсюду, в каждом мазаре, по несколько семей. Еще запомнился мавзолей, возле которого есть пруд с кристально чистой водой, в которой водится форель. Необычно, но посреди степи, из земли, словно из ниоткуда бежит родниковая вода. У истока родника мы окунулись несколько раз, я пулей вылетела из воды, она настолько холодная, что 35 градусов жары и не чувствуются. Взбодрило на отлично перед дальнейшим путем!Туркестан, мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, автором которого является полководец Тамерлан. По преданию Тимур начал строительство мавзолея, но оно все время разрушалось бурями, и к нему явился во сне святой, который наказал вперед восстановить мавзолей его учителя Арыстан-Баба, сподвижника пророка Мухаммеда, передавшего Ахмеду аманат, заключенный в косточке хурмы. Тимур так и поступил, поэтому путь паломников начинается с посещения мавзолея Арыстан-Баба, а затем направляются к Ахмеду Ясави. В Туркестане рядом с мавзолеем распложен комплекс реконструированных и восстановленных построек времен пророка - историко-культурный музей-заповедник «Азрет-султан». Здесь меня поразила своей красотой цвета древняя облицовочная плитка на мазаре, сооружение банного комплекса и келья, в которой жил и трудился не выходя на улицу Ахмед Ясави по достижению возраста пророка Мухаммеда, шестидесяти трех лет. В этом святом месте царит гармония неба и земли, знаний и духовности. Мавзолей естественно вписывается в окружающий пейзаж, стены песочного цвета словно вырастают из земли такого же светлого оттенка песка. А купола будто сделаны из самого небесного эфира. Это святое место дышит природой.Недалеко от города Тараза, в окружении сада и цветущих роз, притаились два мазара, построенные над усыпальницами двух прекрасных женщин - Айша-Биби и Бабаджи-Хатун. Как гласит легенда, Айша-Биби погибла на этом месте от укуса змеи, не дойдя до города Тараза, которым правил ее возлюбленный хан Карахан. По девичьи скромная размерами квадратная усыпальница богато украшена резными терракотовыми плитками, орнаментация которых порядка шестидесяти разновидностей. Геометрические, зооморфные и солярные мотивы украшают стены мазара, взятого под охрану Юнеско. До наших дней сохранилась одна стена украшенная древними плитками, а остальные реконструированы. Бабаджи-Хатун - это няня, которая помогла бежать своей воспитаннице к любимому, вопреки запрету ее отца. После смерти Айша-Биби хан Карахан воздвиг в память о ней этот мазар и завещал в городе Таразе построить мазар над своей усыпальницей такой высоты, чтобы он мог видеть мавзолей своей возлюбленной. Так и сделали, и по сей день верхушки мазаров Карахана и Айша-Биби смотрят друг на друга. Бабаджи-Хатун воздвигли мазар рядом с воспитанницей, в знак ее глубокой преданности к ней, оставшись до конца своих дней ухаживать за усыпальницей Айша-Биби. Тихо и спокойно на этом святом месте. Все здесь пропитано любовью, зовом сердца, преданности и верности. В мазаре Айша-Биби словно кто-то гладил меня по темечку и шептал, что скоро и я полюблю и стану возлюбленной. Все придет в свое время. Вернулась в Москву и, неожиданно меня взяли в попутчики в поездке в Троице-Сергиеву Лавру. Пасмурная погода не испортила впечатления и радости посещения данного святого места. Белые стены монастыря пригласили нас к себе во внутреннее пространство, наполненное таинством молитв. В Троицком соборе, древнем памятнике архитектуры, сохранился пятиярусный иконостас. Большинство икон выполнено Андреем Рублевым и мастерами его круга. В этом соборе находятся мощи Преподобного Сергия Радонежского, который оставил духовное наставление всем народам Святой Руси - «Любовью и единением спасёмся». Эти стены сохранили в себе мощь и непоколебимость духа, в освещении свечей прямо мне в душу смотрели лики святых, но мне нечего прятать от них, я вся как открытая книга для них, со своими осознанными и неосознанными деяниями и помыслами.Через пару дней после посещения Троице-Сергиевой лавры я отправилась со своими знакомыми в Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы, где покоятся мощи Святой Матроны Московской. К ней я хожу и просто так, и с просьбами. Матронушка всегда помогает. Там я стала свидетелем маленького чуда. Молодой человек, который стоял в очереди к мощам перед нами, вдруг получил ветвь живых цветов, освященных на мощах, от прислужницы. Он был очень удивлен, но это был подарок от Матронушки за его усердие в молитве, которую он творил про себя пока стоял в очереди. Она нас слышит всех! И в этот раз она увидела мое стремление отправиться в Муром, к Святым Петру и Февронии. Так все и сложилась, и хорошая дорога, и добродушные попутчики на собственном автомобиле. С Божьей помощью мы легко преодолели триста километров по просторам нашей цветущей страны. Приехали в Муром около двенадцати часов дня, там светило солнышко, в отличие от пасмурной погоды в Москве. В небольшом Троицком монастыре покоятся мощи святых Петра и Февронии, которые почитаются как покровители семьи и любви. Территория монастыря пусть и небольшая, со своим садом, цветами, наполнена теплом и уютом, как будто мы побывали дома у святых. В этом святом месте я зарядилась силой тишины и благодарности Богу за святых людей на нашей земле. По возращении из Мурома, я вспомнила о Дивеево. Несколько лет назад будучи в экспедиции, наша рабочая команда находилась в пару часах езды от святого места. Мы собирались несколько раз, но так и не поехали, видимо не были готовы. Поездка в святое место это не просто тур, я повторюсь, это испытание души и намерения, а также очищение от негативных эмоций, с которыми нельзя входить в храм Божий. Только чистое сердце, наполненное искренностью, откроет человеку дорогу к Божественной тайне и наполнится ею в святом месте. Я решила и наметила себе поездку в Дивеево дивное... Это небольшое село, в котором расположен Серафимо-Дивеевский женский монастырь, так называемый «четвертый земной удел Пресвятой Богородицы». Нашла по интернету паломнический тур, взяла мою спонтанно решившую поехать со мною подругу, и мы отправились в путь. Выезд был вечером на автобусе от станции метро, довольно долго определялись с автобусами, сопровождающая нас православный экскурсовод объявила, что автобус собрался неполный, поэтому нам предлагалось доплатить. Некоторые барышни обоснованно возмутились, на что экскурсовод очень бурно отреагировала словами – «распните меня за это». Начался шквал пересудов и доказательств правоты, но кто был Иудой, Иисусом или Понтием Пилатом судить не берусь! Признаюсь честно, от такого шума и недовольства я хотела сбежать и готова была уже покинуть эту Голгофу, но невозмутимость моей подруги на этот счет приободрила меня. Мы молча дождались окончания дебатов, все выпустили негатив и сидя в креслах, не потеряв намерения, твердо сказали поехали, доплатим! Слава Богу, автобус тронулся, предстояла ночь в дороге. Меня одолевало жуткое беспокойство и дискомфорт от предстоящей поездки. Я глубоко вдохнула и попросила Всевышнего о хорошей дороге для нас. Но наш экскурсовод испытывала нас дальше. Так как это православная поездка, то она стала читать молитвы и песнопения в микрофон. Довольно странно это было воспринимать от женщины, которая так легко устроила скандал, настроила всех на негатив и злость, помимо всего прочего она всем видом давала нам двум молодым женщинам понять, что она воспринимает нас не как истинных православных христианок, а как ничего не понимающих туристок. Мне это напомнило советские школьные годы, она явно была преподавателем советской закалки. Но я обратила внимание, что паломники, не зависимо от возраста и пола, остались при своей вере, что никто и ничто не испортит и не отвратит их от паломничества. На этой земле все рождаются грешными, и все имеют право и выбор перейти на сторону света, мы все ягоды одного поля. Не судите да не судимы будете. В свою очередь, я больше не волновалась и не терялась от чуждой для меня манеры этой женщины обращения с людьми, приняла ее присутствие со смирением. Как видите, и в паломнических поездках всегда есть учителя. Как говорят буддисты, каждый из нас является учеником и учителем для другого. Ранним утром мы приехали на источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка. Утро было теплым, предрекая жаркий день. Вода в озере настолько холодная, что обжигает кожу. Из - за разницы температур воды и воздуха над озером стоял легкий туман, делая это место сказочным и волшебным. Мы с подругой сначала набрали воды в бутылки с собой, и там же я умылась. Поняв температуру воды, с затаенным восторгом я смотрела на женщин, спустившихся в озеро. У них перехватывало дыхание, но они, осенив себя крестным знаменем, окунались в воду. У источника стоит деревянная часовня, и хорошо благоустроены деревянные раздевалки и спуски в воду. Само озеро холодное в любую погоду, никогда не нагревается, а вода прозрачна как стекло. Я стояла в нерешительности на последней ступеньке у воды. Вдруг за моей спиной раздалось женское песнопение Богородице. Добрая женщина, видя, как мы с подругой пытаемся войти в озеро, решила нам помочь молитвой. Я благодарна ей до сих пор, мы окунулись, а подруга даже два раза вошла и окунулась по три раза в источнике. Она сказала, что ей это очень нужно было. Довольные и счастливые, что с Божьей помощью мы соверши омовение, отправились в автобус, и через полчаса прибыли в Дивеево. Небольшое поселение, много частных домов, а в центре стоит обитель Божьей Матери, и там чувствуешь себя под ее покровом. Я по-новому ощутила свою связь с Матерью Божьей. Множество людей, очередей к святым мощам и купелям у святых источников, жаркое, горячее солнце – ничто не отвратило радости пребывания здесь. Я везде побывала, и приложилась к святым мощам и иконам, прошла по канавке Божьей Матери, прочитав определенное правильце. История у монастыря богатая и на события, и на Божьих людей. Самой главной святыней здесь является Канавка Божьей Матери, по которой своими стопочками прошла Богородица. Она явилась Преподобному Серафиму Саровскому и повелела основать здесь Мельничную общину, указав, что нужно обнести это место канавой и валом. Серафим сам начал рыть канаву вдоль тропы, по которой прошла Богородица, а продолжили уже сестры монастыря. Он говорил, что эта канавка высотою до неба, и станет защитой от Антихриста. Интересный факт, который любят рассказывать местные экскурсоводы, о том, что наши космонавты, пролетая над Россией, заметили мощный столб света, исходящий из земли. Они записали координаты, выяснили, что это место - канавка Божьей Матери в Дивеево. На обратном пути в Москву, наша паломническая экспедиция заехала в Муром посетить Троицкий монастырь, поклониться мощам Святых Петра и Февронии. Я с удовольствием побывала там во второй раз, видимо мне это очень надо было. Вот я снова приехала в Астану, на юбилей моей бабушки, которой исполнилось девяносто лет. После большого праздника я снова отправилась в паломническое путешествие. Это тоже святое место, но я бы назвала его местом силы, где нам воздастся по вере нашей. Окрестности Семипалатинска, современное название города Семей. Горы Шынгыстау или Чингис-тау названы так в честь завоевателя Тимуджина, который по преданию был провозглашен ханом на одной из белых вершин этих гор и здесь же похоронен. Возможно место захоронения, это та пещера Коныр-аулие, куда я держала путь. Нашим транспортом стала небольшая газель, большую часть пути мы преодолевали по степной дороге. О пещере ходят легенды и предания, наши предки залечивали здесь свои раны после боя. Вход был просторным, и воины входили в пещеру, сидя на боевом коне. Вот и сегодня паломники едут туда, чтобы восстановить свое здоровье, говорят о многих случаях выздоровления и избавления от вредных привычек. Старые люди говорят, что в пещере живет дух предка, который ее охраняет и благосклонен не к каждому посетителю. Меня волновало, хватит ли мне смелости войти в кромешную тьму пещеры и окунуться в ее водах. Всю дорогу я настраивала себя на победу над своими страхами, молилась и просила духа пещеры впустить меня туда. На горизонте вырисовывались меловые горы, где-то там укрыто от человеческих глаз место силы. Путь в полтора суток до пещеры выдался изматывающим не только физически, но и духовно. Мне выпало очередное испытание, которое длилось на протяжении всей дороги до пещеры. Оно снова исходило от проводника, как и в случае с православным экскурсоводом. Как я позже осознала, это было дано для того, чтобы проявить свою твердость и силу. В этом случае я должна была защитить себя, а не уходить от ситуации и пускать ее на самотек. Ночевали в другом святом месте, энергия земли здесь такая, что тебя словно качает, убаюкивает на волнах, ощущается это сильнее всего, когда ложишься спать. Чувствуешь себя в колыбели, и кто-то аккуратно и с заботой укачивает тебя. Телефоны и дорожные аккумуляторы разряжались неимоверно быстро, даже без постоянного использования. Прибыли на место, все волновались, суетились и настраивались. Входа в пещеру не видно, он спрятан в узкой меловой расщелине, по которой надо вскарабкиваться. Перед нами вышла группа, мужчины и женщины, они бодро выползали из пещеры, их глаза сияли. Мы стали аккуратно подниматься друг за другом по расщелине, показался боковой вход в пещеру, чтобы в нее попасть необходимо пригнуться. Выпрямившись, я огляделась. Надо мной был куполообразный свод пещеры, а дальше непроглядная тьма и тусклые лампы искусственного освещения утопали где-то внизу. Нужно было спускаться вниз по черным от древней копоти факелов острым камням, немного влажным от сырости. На мое удивление я была очень спокойна внутренне и предельно осторожна при спуске, который как нам казалось, был длинным и глубоким. Мы подошли к озеру, изо рта шел пар, холодно, но терпимо. Вода прозрачная, неглубоко, на дне остроконечные камни, неверное движение и можно расшибиться. Я пошла окунаться со своей хорошей знакомой, чтобы она держала меня за руку, пока я буду погружаться. Это из-за того, что от холодной воды может закачать и потеряться ориентир. Она страховала меня, я окунулась один раз, и я увидела, как к нам стал приближаться тот самый проводник, с которым у нас был конфликт. Я предугадала, что сейчас он силой будет удерживать меня в воде. Тогда я оставила знакомую, которой не нужна была моя помощь, и направилась к берегу. Мой путь преградил проводник, схватил меня за руки и стал силой меня удерживать в воде. Видимо, и от шока, что я в ледяной воде, еле стою и могу упасть на камни, разбившись из-за его выходки, и от его незаслуженного отношения ко мне, я стала неистово сопротивляться. С криками на всю пещеру – «отпусти меня» (а кричать нехорошо в святых местах), я стала бороться с ним, я защищала себя, я отстаивала право быть такой, какая я есть, созданная по образу и подобию Божьему. Не знаю, откуда взялась эта сила во мне против здорового мужика. Если честно, в тот момент я и не думала ничего такого, а действовала инстинктивно. Но отдаю себе отчет и полное сознание, что когда я сопротивлялась, и наши руки находились выше голов, то я видела свет окутавший меня, словно белый эфир окутал мой торс и руки. Я вся стояла в этом свету, и от этого фигура моего противника казалось черной, контровой. Может этот свет олицетворяет дух хранителя пещеры, который придал мне силы бороться. Мой противник сдался и отступил, а я упала без сил и поползла к берегу. Все молча, как остолбеневшие смотрели на нашу борьбу, будто их загипнотизировали, даже когда я ползла, рядом стоящий молодой человек не сообразил помочь мне подняться и выйти из озера. Придя в себя и переведя дух, я снова пошла в озеро и спокойно окунулась в обжигающую ледяную воду. Подъем вверх на удивление всех оказался быстрым и легким. Я двигалась ловко по мокрым булыжникам. Проводника же словно подменили, он три раза подходил ко мне с извинениями, и уже не знал, как угодить мне. Я в свою очередь ни тогда, ни сейчас не держу на него зла и обиды. Это было испытание для меня, и помощь, защита от Всевышнего. Думаю, я справилась, и выучила этот урок. Спасибо святому дедушке пещеры.Утомление от постоянной тряски в дороге смылось в одночасье. Счастливые и с сияющими глазами мы тронулись в обратный путь.Вот такие откровения и приключения ждали меня в паломничествах. У меня появилась новая мечта – совершить паломничество в город тысячи храмов. Индия. Вриндаван… Я снова готова встретить себя новую в новом месте силы…