Путоранский заповедник с востока на запад




Общая идея похода

Это был третий визит на плато Путорана. Первый состоялся летом 2013 с группой. Второй визит в 2015 году был одиночный, тогда получилась неплохая прогулка на 22 дня по западной части плато с удачной фотосъёмкой Путоранского снежного барана. Центральная и восточная часть плато Путорана звали и манили, но ресурсы времени, специфика рельефа и логистика возможных вариантов заброски подсказывали, что решение вряд ли лежит в области чисто пеших маршрутов. После похода 2015 года я проникся идеей использования на плато Путорана пакрафта, поэтому на 2016 год запланировал пеще-водный маршрут на пакрафте. Помимо испытания пакрафта на Путоранских просторах хотелось поучаствовать в работе Путоранского заповедника и расширить географию отсмотренной и отснятой части плато Путорана.

Маршрут похода

Так как участок работы во благо Путоранского заповедника лежал в восточной части плато (заброска вертолётом), а выброска в Норильск была возможна только с западной части, не оставалось ничего иного, кроме как проложить внятный маршрут с востока на запад через правильные места.
На карте-схеме показан пройдённый маршрут, номера ночёвок соответствуют дням маршрута.




Чёрным отмечен участок, пройдённый в рамках работы в интересах заповедника, синим показаны участки сплава на пакрафте, красным показаны пешие участки. На следующей карте-схеме пройдённый маршрут показан на фоне Путоранского заповедника.




Выходит, Путоранский заповедник пересечён маршрутом с востока на запад.

Режим движения, погода, километраж, цифры

Пройденный километраж составил 580 км, из них 95 км – водная часть (сплав на пакрафте). Вес рюкзака на старте составил около 42 кг. Двигался довольно быстро. Иногда ставились рекорды, а иногда, как следствие, просыпал будильник и находил себя ещё лежащим, размазанным и совсем не бодрым в 11-12-13 часов дня.
На некоторых участках ужимался по сну до 4-5 часов, а в отдельных случаях до 2-3. В исключительном случае сон пришлось исключить.




О рекордах. Хороший километраж от ночёвки до ночёвки получился между вдп.103м на р.Амнундакта и кордоном на озере Аян (между ночёвками 15 и 16 на схеме маршрута). Вышел со стоянки у водопада примерно в 13-00, обедал (ужинал?) около 20-00, в 03-30 спустился к озеру Аян (залив Капчуг), в 05-50 был на кордоне. За 17 часов оставил позади около 38.5 км, из них примерно 6 км пройдено на пакрафте по заливу Капчуг озера Аян. Сыграло желание дойти до кордона. В районе 30 км за день было ещё пару раз. Ну и совсем непростой километраж от ночёвки до ночёвки получился на выходе (между ночёвками 28 и 30 на схеме маршрута) – 55 км.




Временами, при позднем выходе получалось, что шёл до ночёвки без обеда. В дни тяжёлых длинных переходов на завтраке налегал на иван-чай с добавлением супер-травок.
Обычно на магистральных участках после завтрака и до обеда 4-5 ходок длительностью 45 мин – 1 час. После обеда до ужина столько же или чуть меньше, в зависимости от планов и времени. Обед в 19 это нормально. Бывали длинные ходки по 1.5-2 часа.
Первые 1,5-2 недели было довольно жарко, нехарактерная сухая погода, связанная с засухой.
В последнюю неделю (конец июля-начало августа) погода резко поменялась, пошли дожди и стало холодно (ночью минус).




С собой брались снасти в виде лески, крючков с мухами, поплавка, грузиков и двух блёсен. Удочку/спиннинг не брал в целях экономии веса. За четыре дня (дни похода 21-25) достал из воды 8 хариусов, что ощутимо расширило мой скудный плановый рацион.
Также в конце маршрута в двух-трёх местах были ощутимые ягоды – в основном, голубика+черника и в паре мест морошка. Это большой крутяк – получить посередь маршрута внушительный довесок еды к ужатой раскладке. Но вперёд на несколько дней наесться, к сожалению, невозможно. Уже на следующий день опять хочется есть с прежней силой. Временное повышение раскладки позволяет только слегка подвосстановить силы и укрепить оставшийся общий ресурс организма.

Дружба с заповедником

Уже давненько дружу с дирекцией Путоранского заповедника, поэтому в рамках планируемого на 2016 год пеше-водного похода предполагалось совместить приятное с полезным и помимо своего маршрута поучаствовать в работах по учёту Путоранского снежного барана. Мои просьбы об одиночном маршруте были услышаны и дирекцией заповедника был предложен идеальный для меня вариант: на мне было одиночное прохождение левого берега р.Дёлочи с её верховий до среднего течения при координации и связи с тремя группами других учётчиков, стационарно базирующихся на правом берегу реки. Я был четвёртой, подвижной группой, между группами была связь по рации утром и вечером. Группы с правого берега делали радиальные обходы и в телескопы наблюдали склоны левого берега с южной экспозицией, фиксируя места появления баранов. Если склоны долины реки отсматривались как мной, так и группами с другого берега, то склоны левых притоков были целиком на мне, их с противоположного берега было не видно. Часть маршрута, пройденная на благо заповедника, на карте-схеме выше показана чёрным цветом.
До верховий р.Дёлочи примерно 2 часа лёта на вертолёте от Норильска.




Попасть на р.Дёлочи без вертолёта можно, но выйти обратно за разумные сроки уже не получится. Поэтому участие в работах по мониторингу и учёту эндемика плато Путорана с вертолётной заброской было как нельзя кстати.

Нитка маршрута: р.Дёлочи – р.Котуй – оз.Харпича

Бараны по мне тоже соскучились, поэтому первого я нашёл буквально через 20 минут после высадки из вертолёта. Даже рюкзак ещё не успел надеть, решил пробежаться чуть вверх по борту каньона. Меня ждала однорогая самка.




По поводу частой однорогости как самцов, так и самок именно Путоранского подвида снежного барана ясности до сих пор нет. У других подвидов такого не встречается.
На второй день маршрута по кромке каньона р.Дёлочи вечером наконец-то завстречал взрослого барана возрастом около 10 лет. Как водится, он находился в состоянии вечерней дрёмы. Периодически чесался, вставал размяться, менял место лёжки, останавливался пожевать цветов и посмотреть с высоты обрыва долину реки Дёлочи.




В среднем течении р.Дёлочи также встретил баранов – несколько самок. Интересно наблюдать сверху их разветвлённую систему натоптанных тропинок.




Выйдя к р.Дёлочи, был сильно озадачен и долго тупил – река текла не в ту сторону. Я был трезв, сыт и всё такое, с компасом (двумя) и навигатором, а она всё равно текла вверх. На всякий случай всё равно начал развязывать пакрафт, а после отплытия как-то прояснилось: течение в этом месте было очень слабым и едва заметным, а вот ветер весьма ощутим, поэтому волны от ветра создавали сильно правдоподобную иллюзию движения воды в противоположном направлении.
Только сел в лодку на р.Дёлочи, сразу нахлынул дикий кайф! Очень непривычно и очень круто – на плечи ничего не давит, руки свободно машут (веслом или фотоаппаратом, ну или просто машут от восторга), лёгкое течение неспешно несёт тебя по маршруту, можно фотографировать, смотреть по сторонам, рассматривать дно через удивительно прозрачную воду, останавливаться в интересных местах или просто сидеть на жопе, задрав голову в небо! На реке со спокойным течением всё выглядит именно так.




Озеро Харпича пересекал уже ночью, плыл долго, замёрз, всё затекло, на берегу еле выбрался из лодки. Организовал приятный костёр у большого камня.
То ли вода у берега хорошо прогрелась, то ли я вдруг стал сильно жарким парнем, но в озере Харпича утром следующего дня я не просто окунулся, а вполне себе спокойно поплавал в течение нескольких минут (встал около 12-00). Позднее с озёрами Аян, Кутарамакан и Лама этот фокус не прошёл, там была традиционно холодная вода (поплавал, но менее бодро).

Нитка маршрута: оз.Харпича – в.1678м – в. Камень – вдп.103м на р.Амнундакта – оз.Аян

От озера Харпича до высшей точки района (в.1678 м) был магистральный участок по верхам плато, на который я выделял 4-5 дней. На этом участке был олень. Остаются на плато летом только локальные популяции и отщепенцы, основная масса оленей летом мигрирует сильно севернее плато.




С чьей-то лёгкой подачи в Интернет имеет место путаница с высшей точкой плато Путорана и с высотой горы Камень. Ходят байки про то, что высота г.Камень на картах занижена. Ответственно заявляю - на топографических картах Генштаба (2 км, 5 км) всё нарисовано примерно правильно (с нормальной погрешностью в несколько метров). Высшей точкой плато Путорана является безымянная вершина (коор-ты N69°07'33,99" E95°18'42,34") высотой 1678 м согласно карте и 1690 м согласно моему навигатору. Примерно в 10 км к западу от неё расположилась гора Камень (N69°08'00,97" E95°04'44,74") с высотой 1592 м согласно карте и теми же 1592 м согласно моему навигатору. Википедия про г.Камень как высшую точку плато Путорана слегка подвирает.
Поскольку с г.Камень я уходил на оз.Аян, нельзя было пройти мимо водопада высотой 103 метра в верховьях р.Амнундакта. Поснимал там вечерком. Водопад двухкаскадный. Вид был бы куда более величественным, если бы не засуха этого года.


Спокойный Аян явил себя всего один раз, и то ненадолго. Отплыл в 4-55, поснимал. Только я вырулил на пару сотен метров от берега в заливе Капчуг и начал снимать с пакрафта, пошла рябь. А потом поднялся и полувстречный ветер, залив переплывать было слегка нервно (1.5 км), т.к. была хорошая встречно-боковая волна. Плыл под дождём 1 час 30 минут около 6 км. В 05-50 был на кордоне.




Нитка маршрута: оз.Аян – оз.Малый Аян – р.Моя-Ачин

Следующим днём осмотрел базу, простирал вещи, вспомнил, что такое тяжесть в животе, такая утомительная в городе и такая редкая в походе. К вечеру вышел радиально на съёмку, поснимал Аян. Вокруг оз.Аян в зоне леса можно идти и радоваться. Приятный лес, без особых завалов и буреломов. Объясняется высотой, на которой лежит Аян.
По Аяну мне нужно было доплыть до озера Малый Аян, чтобы затем по верхам плато выйти к реке Моя-Ачин. До выхода из залива в большой Аян шёл около 1 ч 20 мин вдоль берега, поднялась сильная волна. На сильно большие волны разворачивал пакрафт носом, т.к. бортом опасно. К сожалению, на фото величину волн не видно.




Когда пошёл по большому Аяну на юг, стало веселее, т.к. ветер был в спину, скорость возросла и большие волны стали не опасны. На берегу Малого Аяна пообедал, перепаковался.
Озеро Малый Аян выглядит небольшим полулесным озером, впечатления совсем другие, не как от основного Аяна. Пеший участок от Малого Аяна до реки Моя-Ачин также предполагался магистральным, на него выделялось 2 ходовых дня, пришлось сильно ужиматься по сну (5 часов) и бодро ходить длинными ходками. Ночёвка 19 завоевала звание самой уютной и красивой за весь поход.




Это была граница леса, откуда ещё был виден Аян. Притоки р.Хукта срезал, т.к. долины не глубокие, а воды в реках было мало.
Спуск вдоль притока р.Моя-Ачин к 9-метровому водопаду на р.Моя-Ачин (последний водопад перед впадением в р.Кутарамакан, в 500 метрах от места впадения) очень непрост в смысле бурелома и сбросов.

Водопад на р.Моя-Ачин, сплав и рыбалка на р.Кутарамакан

После водопада есть красивый разлив реки с отвесными стенами и изумрудной прозрачной водой, сквозь которую виден пролом в дне.




Со стен чаши каньона видны неспешно плавающие хариусы, а отвес позволяет спустить блесну на леске в воду просто руками. Сложно придумать более удачный сценарий использования снастей без удочки.




С отвесных стен каньона попробовал рыбачить леской с блесной. Не сразу, но играющая блесна привлекла хариуса, со второй атаки он попал на крючок, после чего был аккуратно вытащен наверх. Долго ждал второго, но вытащил и его.




Не было ясности, сколько рыбы я смогу сварить за один раз и сколько смогу съесть. Один хариус выходит как раз на котелок (0.8л), сварил подряд 2 котла ухи. Варил для верности минуты по 3, хотя мясо готовится в кипятке буквально за 1 минуту. Надо что-то про вкус написать… Скажу так: ничего вкуснее нет и быть не может. Сильно пожалел, что не поймал третьего хариуса. Палатка была минутах в 15 от чаши, с пересечением реки. Под вечер перед отплытием пришлось выйти на съёмку вместо повторной рыбалки.
Следующим днём на обед встал в 20-00, справа на возвышенности было много дров – решил сделать большой костёр, чтобы согреться после нескольких часов сплава.




Отплыл в 23-40. Сплав шёл хорошо, всё реже были мелкие перекаты, где надо было вылезать из лодки. В этот день во время сплава в голове всплыла фраза Олдоса Хаксли из романа “Остров”: “Здесь и сейчас, парни. Здесь и сейчас”. Эти слова стали многозначительным рефреном всего дальнейшего маршрута, они удивительным образом подходили к совершенно разным ситуациям и всегда давали правильный настрой.
На маршруте бывают моменты, которые запоминаются не просто надолго, а навсегда. Сидишь ты под вялым дождиком на берегу реки Кутарамакан где-то в середине плато Путорана, перед тобой костёр и котелок с самой вкусной в мире ухой. Треск костра, облака, река шумит, и ты отгоняешь мысль о том, что предстоят мокрые сборы палатки, ведь хариус в котле когда-нибудь закончится. В голове остро звучит упомянутый рефрен из “Острова”, и ты понимаешь, что это на всю жизнь. Можно попытаться об этом кому-нибудь рассказать, но это будут лишь жалкие наброски. Вся художественная лирика – это нелепые огрызки по сравнению с ощущениями там и тогда. Про такое не говорят, если не хотят лукавить, и дело вовсе не в подвешенности языка и не в красноречии. Сильно позднее, в городе, окружающие начинают делиться впечатлениями от отпуска, проведённого в каком-нибудь тёплом, уютном и интересном месте (Барселона, Греция, Крым, Сочи…). Приходится молчать. Потому что нет ничего, о чём им можно рассказать.
(Знакомая девушка, которая ходит в лес одна, по поводу предыдущего абзаца сказала так: для тех, кто не ходит один, абзац будет мимо кассы. Решил оставить.)




Последний перед озером Кутарамакан разлив реки, озеро сильно обмелело, берега оголились. Начал искать место под палатку в 01-30. Дождь шёл уже несколько часов. Для трёх хариусов нужен был приличный запас дров, пришлось поискать сушину. А потом было примерно так: утро белой ночи, берег озера Кутарамакан, костёр, лёгкий дождик и три котелка ухи из хариуса подряд. Один за одним. Первого хариуса ел в 5-30, закончил пир третьим около 07 утра.




Краткие впечатления от хариуса. Хариус – боец. Хариус – мужик. Он очень хищно бросается на блесну. Кроме того, хариус очень сильный. Когда вытаскиваешь его из воды, он сильно бьётся на леске. Когда держишь его в руке, удивляешься его силе. При рыбалке с пакрафта приходилось прижимать его ногами к дну лодки и плыть к берегу до ближайших камушков. Хариус – красивый, его цвет в воде может быть разным в зависимости от глубины, света и окружения. Да и ведёт себя достойно. Если после двух-трёх атак на блесну ему не удалось её заглотить (промахнулся, не его день), он быстро уплывает восвояси, как бы выражая этим “не больно-то и хотелось”.
Впервые ощутил азарт, когда после длительного или не очень ожидания и игры леской вдруг появляется хариус со своим огромным плавником и хищно бросается в атаке на блесну. И да, что может быть обиднее - ты уже вытащил этого красавца из воды, остаётся одно движение, чтоб опустить его в лодку, а он остервенело бьётся, срывается и уходит в воду с расстояния вытянутой руки. Непросто. За все время сплава у меня так или иначе сорвалось штук 10.




Слегка изменил отношение к рыбалке. Раньше одинаково плохо относился к охоте и рыбалке. Теперь понимаю и допускаю рыбалку на еду. По-прежнему сильно против трофейной рыбалки (коммерческие сплавные маршруты ради трофейной рыбалки, в том числе на плато Путорана), когда стараются выловить рыбу побольше отнюдь не для еды. Что-то мне подсказывает, что далеко не всегда при этом трофейный улов отпускается, как того требуют правила. Как и с какой вообще стати можно ловить тайменя весом в несколько десятков килограмм и возрастом несколько десятков лет? Пусть себе плавает дальше.

Нитка маршрута оз.Кутарамакан – оз.Лама

Слегка подвели предварительные договорённости с заповедником – посередине маршрута была информация о возможности выброски попутным вертолётом с озера Собачье. Страховочным, но очень напряжным вариантом оставался выход от оз.Кутарамакан к оз.Лама. На указанный участок оставалось всего 4 дня, километраж участка около 100 км. Опаздывать к оз.Лама было нехорошо, т.к. катера ходят строго в определённые дни, а с катером была завязка на билет на самолёт. Все ночёвки после Кутарамакана были по 4-5 часов сна, торопился. Погода к тому времени испортилась, почти все дни был дождь, с перерывами. По ночам уже был минус, вода в котелке рядом с палаткой замерзала.




Морошку привык считать своей любимой ягодой. Поэтому когда на переходе от оз.Кутарамакан к р.Листвянка наткнулся на обилие морошки, настроение резко приподнялось. Обалдел, скинул рюкзак, начал есть с двух рук. Определил периметр поляны, чтобы планомерно съесть всю. Минут 30 ходил. Наелся! Стыдно признаться, капитулировал. Не справился. Пришлось оставить несметное количество спелой жёлтой морошки. Уже следующим утром было сильно жаль.
Катер отправлялся утром 6 августа. Финальный бросок начал в 7-15 4.08 в районе скалы, похожей на пагоду или шпиль (ночёвка 28 на схеме). Ужин был ночью в 02-03 5.08 в районе начала спуска по притоку притока р.Хойси. Решил ночью не спать, экономить силы было уже некуда. Вышел к Хойси около 07-00 5.08. После суток движения голова дурная. Вдоль р.Хойси кое-где слабо просматривается тропа, но периодически теряется.




Через 35 часов без сна голова соображает совсем плохо, тропу временами терял, потом снова находил. Долго и тяжело шёл к берегу оз.Лама. На базе был вечером около 19-20 5-го августа. За два дня и одну ночь пройденный километраж составил 55.5 км. Поскольку ночёвки не было, на схеме маршрута после ночёвки 28 указана крайняя 30-ая, уже на озере Лама.

Итого

Мне дико нравится такая прикидка: в 2016 году в среднем каждый 12-ый день года мной был проведён на плато Путорана. Эта мысль сильно греет и радует.

[slider]






[img]http://s017.radikal.ru/i403/1611/a4/4c6a