Путями первопроходцев. Часть 5



От посёлка Амгу до посёлка Светлая путь снова идёт по побережью. Не смотря на то, что до Усть-Соболевки есть неплохая грунтовка мы всё же предпочли не удалятся далеко от берега моря. Сразу же за Амгу опять начались скальные «прижимы» и мы вынуждены обходить их по старой лесовозной дороге. Конечно, можно пройти и по самой кромке берега, так как между отвесными скалами и линией прибоя есть полоса берега шириной 3-5 метров. Но тут есть одна неприятная деталь – в случае, если погода испортится резко (что в Приморье совсем не редкость, а в это лето тем более – авт.) забраться на верх будет практически невозможно и весьма велика вероятность самого худшего варианта развития событий. Решив не рисковать без особой нужды, мы без всяких проблем обходим опасные места стороной.



С водой проблем нет, так как ручьи встречаются на нашем пути через каждые 2-3 километра. Благодаря нынешнему дождливому лету все они полноводны. На стоянках нам даже удаётся поймать свежей форели на ужин. Подобная «диета» нам всем по душе. Проверено на собственном опыте: нет ничего лучше, чем утром, перед отправлением в путь позавтракать кружкой рыбного бульона. Обычно мы на завтрак пьём только чай, но в случае поимки рыбы вечером мы изменяем этому правилу, так как юшка ухи прекрасно заряжает энергией.
Сразу за Усть-Соболёвкой снова начинаются «прижимы», которые тянуться до мыса Олимпиады (10-12 км.). И снова нас выручает лесовозная дорога.



Мыс Олимпиады весьма примечателен. Именно здесь проходит граница ареалов растительности. Манчжурская флора и подвиды насекомых меняются на аяно-охотскую флору и соответствующие подвиды насекомых. Причём смена эта происходит резко, без привычной смешанности видов в приграничных зонах, которые иногда доходят до 10-50 километров. За мысом Олимпиады уже не встретишь южных подвидов растений, и эта резкая смена растительности впечатляет, хотя для того, что бы заметить кардинальные различия надо обладать определёнными познаниями в ботанике и энтомологии. Первым на эту резкую смену растительности обратил внимание В.К. Арсеньев. Не смотря на то, что основными целями экспедиции Арсеньева было отыскание кратчайшего летнего пути от Хабаровска до Императорской (ныне Советской – авт.) гавани и этнографические исследования, он изучал, и биологические особенности севера края и определил границы распространения большого числа растений и животных и даже подробно описал некоторые виды.



От мыса Олимпиады до посёлка Светлая дорога идёт по берегу моря и лишь в одном месте на несколько километров уходит в сторону, обходя «прижим». Двигаться по побережью очень легко и мы не испытываем никаких затруднений и сложностей. Наш рацион постоянно пополняется различными морепродуктами – от моллюсков и свежей рыбы до крабов. Крабов в этом году очень много и они подходят к самому берегу. Только это и позволяет добывать их на ужин, т.к. если бы они оставались в отдалении от берега, то ловля была бы проблематична, т.к. температура воды в это время здесь всё ещё низка для длительного купания. Море прогрелось всего до 10-11 градусов и вода не очень-то отличается от воды в горных реках.



Находиться в такой воде можно не более нескольких минут, но даже этого времени хватает для того, что бы с помощью маски увидеть одного-двух крабов и достать их. Бульон на крабовом мясе получается очень наваристым и питательным. Вообще, главным словом, описывающим наше питание, конечно же, является слово «питательно». Только по этому критерию мы оцениваем и отбираем продукты для экспедиции. Вес должен быть как можно меньше, а питательность как можно больше.
Погода на всём протяжении пути нам благоволит. Несмотря на то, что температура воздуха временами прогревается до 28-30 градусов, в воздухе веет осенней, сентябрьской, свежестью, а временами и прохладой.



На подходах к Светлой погода стала портиться. Ночью ложатся туманы и поднимаются только после обеда. Туманы настолько густы, что видимость в лесу не более 50-75 метров.
Мыс Сосунова перед посёлком Светлая встречает нас остовом лесовозной баржи налетевшей на скалы в 92-м году. Баржа была таких гигантских размеров, что даже спустя двадцать лет её останки внушают уважение. На таких монстрах фирмы «Хёндэ» совместное предприятие «Светлая» вывозила наш лес в Корею. СП «Светлая» давно нет, и посёлок пришёл в упадок. Выглядит он так же печально, как и Агзу, но это общий вид всех населённых пунктов севера Приморья.



Удивительно, что вообще кто-то всё ещё живёт, а вернее выживает в этой местности. Работы и тут практически нет. Есть небольшой порт, используемый для отправки леса и лесозаготовительный пункт. Понятно, что местным жителям остаётся всё та же рыбалка и охота. Других видов заработка здесь просто не найти. Разумным решением было бы, возродить государственные заготовительные конторы, для того, что бы дикоросы и прочие дары тайги и моря не попадали в руки перекупщиков, а приносили доход самим добытчикам и району, а жители края и краевой столицы могли вспомнить магазины «Дары тайги» с их изобилием, и каждый мог бы разнообразить свой стол олениной, изюбрятиной и прочими вкусностями.