Рабы и пираты Сидаде Вельи

Разительный контраст - когда из привычных уже глазу каменистых пустынь вдруг возникают огромны столовые горы, а между ними от самого океанического побережья и практически до вершинных плато простираются плантации манго, бананов и всевозможных тропических вкусностей.

Когда-то, лет 600 назад, между горами бежала речушка. Тогда город так и назывался - Рибейра Гранде, "Большой ручей". Мы уже привыкли, что на островах Зеленого мыса все названия лаконичны и просты.

Сегодня Рибейра Гранде стал Сидаде Велья. "Старым городом". Единственный объект всемирного наследия в стране, первый колониальный город в тропиках - от былого величия остались руины, но и они впечатляют масштабностью и качеством исполнения.


Один из крупнейших городов треугольной торговли, ключевой пункт работорговли. Здесь был абсолютный избыток бесплатной рабочей силы, и португальцы умело им воспользовались.

Место для закладки своего первого форпоста португальцы выбрали практически идеальное - небольшая бухта, в которую сложно загнать крупный вражеский морской десант, высокие сыпучие столовые горы, прикрывающие тылы и обилие пресной воды. Лес и камень для строительных нужд - в пешей доступности.

Город удивительно компактен - во многом из-за нескольких уровней застройки, постепенно наползающей на отроги гор. Легко представить, как за пару километров до побережья матросы Колумба или Дрейка разглядывали надвигающуюся на них белую громадину собора - такого масштаба построек в то время и на территории Португалии-то были единицы.


Идешь по пыльной разбитой дороге, смотришь как растут манго и папайя, как местные дети собираются в школу - и вдруг из зарослей возникают остатки огромной стены. В такие моменты чувствуешь себя археологом.

С соборного холма виден практически весь современный город. Старые толстые стены разобрали на хозяйственные постройки, а современные маленькие домики теряются в долине пересохшего ручья.

Маленькая бухта. Трудно представить в ее скалистых берегах флот Колумба или огромные суда работорговцев.


Первый в мире колониальный собор. Выполнен с размахом. Местами на стенах осталась побелка - белоснежное снаружи и изнутри здание посреди рыжих холмов.


После включения города в списки всемирного наследия, здесь неплохо поработали археологи. Все обнаруженные фрагменты были возвращены на место, стены усилили металлоконструкциями, восстановили пару несущих конструкций.


Классические захоронения известных людей в полу храма. Подозреваю, от самих саркофагов давно ничего не осталось.


Чтобы понять размеры развалин собора, стоит поставить в кадр человека.

Город построили в кратчайшие сроки - губернатор островов Ноли (он же - их первооткрыватель) просто воспользовался транзитным грузом рабочей силы из Западной Африки. Тысячи рабов, свежих, еще не утомленных трудом и длительным плаванием, отлично справлялись с задачами строительства. Ноли постоянно имел достаточный объем идеальной рабочей силы, ну а природа обеспечила достойный строительный материал.


Когда-то напротив собора стояла мраморная колонна с именами основателей города. Сегодня колонну перенесли на центральную площадь.

Рибьера Гранде богатела и развивалась. А эти обстоятельства не могли остаться без внимания пиратов. Джентельмены удачи были частыми гостями на островах (знаменитая Тортуга, легендарная столица пиратского мира - это реальный город Кабо-Верде, а далеко не мифическая точка Карибского моря).

Первые серьезные неприятности начались с сэра Френсиса Дрейка - после убийства в трактире одного из людей легендарного пирата, Дрейк попытался разнести город из корабельных орудий. Попытка не удалась, но слабые стороны в обороне стали очевидны. За последующие полвека разномастные пираты неоднократно совершали набеги на бухту - в итоге к концу 16 века на одной из столовых гор появилась крупная цитадель Реал-де-Санту-Филипе. Гарнизон ее, впрочем, был не слишком велик. Развал португальской империи давал о себе знать.

Чтобы попасть в цитадель, не обязательно нанимать такси до полноценной асфальтовой дороги - можно просто залезть к ее стенам огородами. Поросята, дети-попрошайки, грядки и заборы. Зато - полноценный местный колорит, экономия времени и попадание в крепость в обход касс.


Стенки под стать городским - мощные и очень толстые. Неплохо восстановлены.


Увы - от крепости осталась лишь внешняя стена. Да, на ней есть пушки и за пару евро к ним можно подняться. Но как-то все это театрально и не интересно.


Внутренние строения и прочие стены разобраны, разбиты и рассыпаны по всей вершине горы. С 1770 года город, разрушенный французами, приходит в запустение.


Здесь была огромная крепость. Когда-то. И она вряд ли предстанет в былом величии.


Результат работы археологов - средневековые горные дороги. Легко представить всадника, взбирающегося по каменным плитам на взмыленном коне под палящим солнцем Африки.


Даже каменные дороги, увы, исчезают. Этот путь если куда и приведет - так в очередной коровник или свинарник.


Сегодня город был бы гораздо крупнее, если бы не ключевая трагедия Кабо-Верде. Исчезновение лесов привело в пересыханию рек. Большой ручей, когда-то давший городу имя, исчез. Сегодня на его месте - пыльная колея, зажатая каменными стенами, бывшими когда-то набережной.

Сидаде-Велья - отличное место для развития фантазии. Сопоставимое по эффекту, производимому на путешественника с развалинами Трои и древнего Рима.