Сергей Кудряшов
17 сентября 2013
1456

Рабы и пираты Сидаде Вельи

<p>Разительный контраст - когда из привычных уже глазу каменистых пустынь вдруг возникают огромны столовые горы, а между ними от самого океанического побережья и практически до вершинных плато простираются плантации манго, бананов и всевозможных тропических вкусностей.

Когда-то, лет 600 назад, между горами бежала речушка. Тогда город так и назывался - Рибейра Гранде, "Большой ручей". Мы уже привыкли, что на островах Зеленого мыса все названия лаконичны и просты.

Сегодня Рибейра Гранде стал Сидаде Велья. "Старым городом". Единственный объект всемирного наследия в стране, первый колониальный город в тропиках - от былого величия остались руины, но и они впечатляют масштабностью и качеством исполнения.


Один из крупнейших городов треугольной торговли, ключевой пункт работорговли. Здесь был абсолютный избыток бесплатной рабочей силы, и португальцы умело им воспользовались.

Место для закладки своего первого форпоста португальцы выбрали практически идеальное - небольшая бухта, в которую сложно загнать крупный вражеский морской десант, высокие сыпучие столовые горы, прикрывающие тылы и обилие пресной воды. Лес и камень для строительных нужд - в пешей доступности.

Город удивительно компактен - во многом из-за нескольких уровней застройки, постепенно наползающей на отроги гор. Легко представить, как за пару километров до побережья матросы Колумба или Дрейка разглядывали надвигающуюся на них белую громадину собора - такого масштаба построек в то время и на территории Португалии-то были единицы.


Идешь по пыльной разбитой дороге, смотришь как растут манго и папайя, как местные дети собираются в школу - и вдруг из зарослей возникают остатки огромной стены. В такие моменты чувствуешь себя археологом.

С соборного холма виден практически весь современный город. Старые толстые стены разобрали на хозяйственные постройки, а современные маленькие домики теряются в долине пересохшего ручья.

Маленькая бухта. Трудно представить в ее скалистых берегах флот Колумба или огромные суда работорговцев.


Первый в мире колониальный собор. Выполнен с размахом. Местами на стенах осталась побелка - белоснежное снаружи и изнутри здание посреди рыжих холмов.


После включения города в списки всемирного наследия, здесь неплохо поработали археологи. Все обнаруженные фрагменты были возвращены на место, стены усилили металлоконструкциями, восстановили пару несущих конструкций.


Классические захоронения известных людей в полу храма. Подозреваю, от самих саркофагов давно ничего не осталось.


Чтобы понять размеры развалин собора, стоит поставить в кадр человека.

Город построили в кратчайшие сроки - губернатор островов Ноли (он же - их первооткрыватель) просто воспользовался транзитным грузом рабочей силы из Западной Африки. Тысячи рабов, свежих, еще не утомленных трудом и длительным плаванием, отлично справлялись с задачами строительства. Ноли постоянно имел достаточный объем идеальной рабочей силы, ну а природа обеспечила достойный строительный материал.


Когда-то напротив собора стояла мраморная колонна с именами основателей города. Сегодня колонну перенесли на центральную площадь.

Рибьера Гранде богатела и развивалась. А эти обстоятельства не могли остаться без внимания пиратов. Джентельмены удачи были частыми гостями на островах (знаменитая Тортуга, легендарная столица пиратского мира - это реальный город Кабо-Верде, а далеко не мифическая точка Карибского моря).

Первые серьезные неприятности начались с сэра Френсиса Дрейка - после убийства в трактире одного из людей легендарного пирата, Дрейк попытался разнести город из корабельных орудий. Попытка не удалась, но слабые стороны в обороне стали очевидны. За последующие полвека разномастные пираты неоднократно совершали набеги на бухту - в итоге к концу 16 века на одной из столовых гор появилась крупная цитадель Реал-де-Санту-Филипе. Гарнизон ее, впрочем, был не слишком велик. Развал португальской империи давал о себе знать.

Чтобы попасть в цитадель, не обязательно нанимать такси до полноценной асфальтовой дороги - можно просто залезть к ее стенам огородами. Поросята, дети-попрошайки, грядки и заборы. Зато - полноценный местный колорит, экономия времени и попадание в крепость в обход касс.


Стенки под стать городским - мощные и очень толстые. Неплохо восстановлены.


Увы - от крепости осталась лишь внешняя стена. Да, на ней есть пушки и за пару евро к ним можно подняться. Но как-то все это театрально и не интересно.


Внутренние строения и прочие стены разобраны, разбиты и рассыпаны по всей вершине горы. С 1770 года город, разрушенный французами, приходит в запустение.


Здесь была огромная крепость. Когда-то. И она вряд ли предстанет в былом величии.


Результат работы археологов - средневековые горные дороги. Легко представить всадника, взбирающегося по каменным плитам на взмыленном коне под палящим солнцем Африки.


Даже каменные дороги, увы, исчезают. Этот путь если куда и приведет - так в очередной коровник или свинарник.


Сегодня город был бы гораздо крупнее, если бы не ключевая трагедия Кабо-Верде. Исчезновение лесов привело в пересыханию рек. Большой ручей, когда-то давший городу имя, исчез. Сегодня на его месте - пыльная колея, зажатая каменными стенами, бывшими когда-то набережной.

Сидаде-Велья - отличное место для развития фантазии. Сопоставимое по эффекту, производимому на путешественника с развалинами Трои и древнего Рима.</p>
Комментарии
Клуб Моя Планета
18 сентября 2013, в 15:58

Горные дороги действительно заставляют воображение вообразить))

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Раз в году, посещай место, где ты никогда не былДалай Лама