Антон Афанасьев
12 декабря 2013
4453

Разрушенные старообрядческие церкви Заволжья

Одна из местных бабушек-старообрядцев. В Сих почти не осталось, а те, что остались молятся дома - церковь совсем разваливается. А раньше, говорит, со всех окружных деревень сюда съезжались, даже со всего района - церковь-то старообрядческая тут одна такая была. И в газеты писала, и какие-то телевизионщики приезжали - некому её восстанавливать, не на что, да и особо не для кого - старообрядцев тут с каждым годом становится все меньше - молодые все или в православии, или вообще не верующие, так что останется от той церкви через пару лет только груда бревен да досок... Зато такими местами интересуются "старьевщики", которые ездят по глухим деревням и скупают старинную вещи, особенно любят они иконы - если по-хорошему не отдаешь, могут и ночью залезть в окно и ограбить. Поэтому ко мне, когда я приехал в деревню, относились с подозрением - уж не "старьевщик" ли?



Сама Будилихе довольно большое село, иногда даже с каменными домами, что для "лесного" Заволжья довольно редкая вещь.



Но очень много домов выглядит плачевно - жить тут просто некому - слишком далеко от областного центра, даже дачников не много, эти зато скупили все что можно в радиусе 50 км от Нижнего.



Старообрядческая община (Белокринницкого согасия) в Будилихе зарегистрирована в 1906, одной из первых в губернии. Деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построена, вероятно, на основе старого молитвенного дома. Четверик с пятигранным алтарем, с многоярусной колокольней на кирпичных столбах, завершавшейся луковичным куполом. Закрыта не позже 1930-х. В настоящее время в аварийном состоянии, основной объем здания обрушился и скорее всего восстановлению не подлежит...



"Луковка" сейчас валяется уже где то на земле, доски растаскиваются на заборы...



Перед ней располагается пруд - думается, что когда-то тут было очень красиво!



А это уже у Ветлуга - очень сильно разлившаяся в этом году!



Рыбаки



Пойму полностью затопило - летние рыбацкие домики находятся в воде, дорога - тоже



Весной чехонь ловится как сумасшедшая!



А вот с одной из деревень река подмыла несколько домой, некоторые вообще смыла, вместе с жильцами, помню даже в новостях говорили.



Ветлуга



В стороне от Ветлуги, уже в Ковернинском районе, в старинной деревне Мартыново, стоит на кладбище ещё одна полуразвалившаяся церковь - Успения Пресвятой Богородицы. Эта единоверческая церковь была построена в 1854 году и сейчас находится, как вы видите, в ужасающем состоянии.



В одной из стен пробита большая дыра



Что интересно, здесь же, в Мартыново, находится преинтересная усадьба, которая после революции являлась школой, после развала СССР - магазинов, теперь она постепенно разваливается, как и сама деревня... Странно, что ещё наличники не все сперли



Ну и последнее место, про которое я хочу вам сегодня рассказать находится в деревне Попово, что в Борском районе. Оно ещё знаменито тем, что именно тут родился Н.А.Бугров. Видимо по этому он построил тут многожество зданий, предназначенных для самых разных нужд. Когда-то тут были: старообрядческая молельня, здание богадельни, общежитие для учащихся (1903 год), служебный корпус, здание бани. Сейчас от всего этого осталось немногое... Однако когда-то тут учились дети старообрядцев, которые по понятным причинам посечать обыкновенные школы не могли да и не хотели. Вообще, грамотность среди староверов была очень высокая. Однако к концу XIX века "домашние старообрядческие школы" исчерпали свои возможности. Они были малы, да и предпринимательские дела купцов-старообрядцев требовали более грамотных кадров. Ведь в них в основном давали богословское образование, и они уже не удовлетворяли возросших потребностей в грамотности, особенно технической. Николай Александрович понимал необходимость легализации образования детей старообрядцев в соответствии и канонами исповедуемой ими веры. Ему требовались технически грамотные кадры, ведь большинство его работников и служащих были старообрядцами.



В связи с этим, купец и промышленник задумал основать легальную школу для детей старообрядцев по светской программе.



Интересна история появления этого учебного заведения. Впервые о нем заговорили в 1888 году. Тревогу били православные священник и псаломщик села Кантаурово. В рапорте благочинному округа В.И. Беляеву они сообщали, что "в д. Попово открыта старообрядческая школа купцом I гильдии Н.А. Бугровым в нововыстроенном здании без разрешения Высшего начальства. В ней под руководством учителя из старообрядцев обучалось 30 мальчиков. В.И. Беляев лично едет в Попово, но присутствующие на занятиях 17 учеников все успели скрыться прежде, чем мы были пушены в дом". Появление здесь школы не было случайным, как сообщала газета "Старообрядец" "населенные пункты округи деревни Попово, Белкино, Тюрпно, Зуево, Ситниково, Кучиши, Шлыкове. Плосково, Филипповское с населением - в 90 душ мужского пола сплошь заряжены расколом".



За школой велся двойной контроль - инструктора народных училищ и местного духовенства. Но все-таки школа была легализована, а чтобы ее учредителя впредь не упрекали в самоуправстве, был разработан и растиражирован "Устав старообрядческого одноклассного училища Министерства народного просвещения в д. Попово Семеновского уезда Нижегородской губернии". По нему Н.А. Бугров состоял "Учредителем и Почетным Блюстителем школы". Первая в нижегородском крае старообрядческая шкала вступила в свои права первый пункт в уставе школы гласил: < Старообрядческое одноклассное училище Министерства Народного Просвящения Училища в д. Поповой, учережденное 1-ой гильдии купцом Николаем Александровичем Бугоым, назначается для обучения детей мальчиков исключительно старообрядческого исповедания. Учреждение этой школы было разрешено не в пример для других подобных ходатайств, и существование ее было обусловлено особливыми требованиями. Условий было несколько: чтобы число учеников не превышало 120 человек: в школу принимались дети крестьян беглопо-повской секты только из 16-ти деревень Семеновского уезда, смежных с д. Поповой. "Все желающие обучатся в училище, принимаются по надлежащим удостоверениям из местных волостных правлений о принадлежности их родителей исключительно к старообрядчеству". Освящал вновь открытую школу отец Михаил из Городца. Добротное здание школы Н. А. Бугров построил из красного кирпича, оно было создано переходами с двумя жилыми корпусами. По свидетельству современников оно представляло собой "училище нового типа". Интересны также сведения о том, как описывал в 1890 году первую в России старообрядческую школу благочинный, надзиравший над ней: "Училище находится в обширном деревянном доме. Передняя половина - из двух светлых и высоких комнат, приспособленных к классным занятиям, задняя и над ней мезонин - для проживания учеников, учителей и служащих. В одной из комнат на передней стене прекрасный портрет ныне царствующего императора в вызолоченной рамке овальной формы с короной наверху".



Немного поодаль от основного комплекса зданий находится, ещё один корпус, в которой сейчас располагается поповская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Тут ещё в 1925 году открылся дошкольный детский дом.



В 1936 году его перевели в Чкаловск. А на смену привезли ребят из Оранской колонии строгого режима. В 1941 г. многие из колонистов отправились на фронт. Поповский детский дом приютил детей из блокадного Ленинграда, дал кров детям, оставшихся сиротами. В 2005 году исполнилось 80 лет детскому дому.
В 60-х годах детский дом был преобразован в школу-интернат, где учились и воспитывались дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей.В 1975 году школа-интернат стала коррекционной школой-интернатом для умственно отсталых детей. За этот период контингент детей существенно изменился , увеличилось количество детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В настоящее время школа-интернат занимает одно здание, состоящее из двух корпусов: учебного и спального.Здесь обучаются и воспитываются дети, имеющие нарушения в умственном развитии из малообеспеченных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Комментарии
Вероника Далецкая
12 декабря 2013, в 14:40

Спасибо вам за интереснейший рассказ. А ведь раньше старообрядческие общины были самыми крепкими и их деревни и храмы самыми богатыми. А теперь. Православные-то храмы, при наличии сильной РПЦ, восстанавливать некому, а тут и подавно. Жаль, скоро нечего будет восстанавливать.

Дмитрий Баланин
20 апреля 2015, в 16:17

Привет! Поправьте ссылки в статье, много битых

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Инвестиции в поездки это инвестиции в себяМэттью Карстен