Сахалин. Полузаброшенная железная дорога эпохи Карафуто
Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск на юге острова Сахалин могла бы неоднократно попадать в рейтинги самых красивых железных дорог планеты, ведь она проходит прямиком через Камышовый хребет, имеет на своём пути множество мостов и тоннелей, два из которых, будучи инженерным чудом, стали визитной карточкой острова и памятниками, но, увы, лишь истории.
Построенная в эпоху Карафуто, в период с 1921 по 1928, она соединила столицу губернаторства Тоёхару (Южно-Сахалинск) и крупный незамерзающий порт на западном берегу Маока (Холмск). Наиболее живописные её места находятся на западе, и мы совершили прогулку от Холмска до Ведьминого моста.
В своём начале дорога идёт по берегу Поляковского водохранлища, или озера Тэй, как его называли японцы.
Дальше, вдоль железной дороги, в распадке между сопками расположилось село Николайчук. Своё название оно получило уже после 1945 года, а во времена строительства дороги называлось Экинохара.
Наиболее сложным этапом стройки стало строительство подъёма на Камышовый хребет с западной стороны И здесь было принято необычное решение: железную дорогу строить в виде петли, поднимающейся в двух тоннелях через сопку, выходя на мост через саму себя на высоте 41 метр.
Сооружение получило название Дамадай руппу сэн - большая петля станции Дамадай. Но история сохранила другое название - Чёртов мост. Дело в том, что, дорогу строили не сами японцы, а тако - корейские рабы. В процессе стройки погибло много строителей, а так как хоронить людей в скалах очень накладно, трупы сжигали. По легенде колбы с пеплом строителей замурованы в устоях моста.
Мы прошли по тоннелям всю петлю и вышли на мост наверху. Это вполне безопасно, нужен лишь фонарь.Однако на мост можно просто подняться по лестнице.
Пройдя ещё два километра дальше по железной дороге, миновав ещё один тоннель, мы вышли к Ведьминому мосту. Его высота 50 метров, и он является самым высоким железнодорожным мостом Сахалина.
Деревянные шпалы Ведьминого моста были сожжены в 2016м. Несмотря на это, пройти по железной дороге можно до самого Южно-Сахалинска. Путь длинной 83 километра займёт около 3х дней, но стоит помнить о медведях.
В августе 1945 году дорога стала важным направлением операции по освобождению Южного Сахалина. Десанты, высадившиеся в Маоке продвигались к Тоёхаре. В ходе кровопролитных боёв за Чёртов мост погиб младший сержант Николайчук, руководитель оружейного расчёта. Его именем названы село Экинохара и платформа железной дороги.
Пережившая Вторую Мировую войну, а также многочисленные снегопады и лавины, дорога всё же сдалась природе. В 1994 году участок между Николайчуком и Новодеревенской был закрыт. Было подсчитано, что строительство обхода через Томари - Ильинское - Арсентьевку обойдётся дешевле, чем восстановление и эксплуатация дороги через перевал.
Сейчас ещё можно совершить небольшую поездку на поезде по бывшей японской дороге. В дачный сезон из Южно-Сахалинска до Новодеревенской и из Холмска до Николайчука, на построенных в 1985 году в Японии дизель-поездах Д2.
А вот что будет с этими участками после завершения перехода с колеи 1067 мм на 1520 мм вопрос ещё открытый.
Построенная в эпоху Карафуто, в период с 1921 по 1928, она соединила столицу губернаторства Тоёхару (Южно-Сахалинск) и крупный незамерзающий порт на западном берегу Маока (Холмск). Наиболее живописные её места находятся на западе, и мы совершили прогулку от Холмска до Ведьминого моста.
В своём начале дорога идёт по берегу Поляковского водохранлища, или озера Тэй, как его называли японцы.
Дальше, вдоль железной дороги, в распадке между сопками расположилось село Николайчук. Своё название оно получило уже после 1945 года, а во времена строительства дороги называлось Экинохара.
Наиболее сложным этапом стройки стало строительство подъёма на Камышовый хребет с западной стороны И здесь было принято необычное решение: железную дорогу строить в виде петли, поднимающейся в двух тоннелях через сопку, выходя на мост через саму себя на высоте 41 метр.
Сооружение получило название Дамадай руппу сэн - большая петля станции Дамадай. Но история сохранила другое название - Чёртов мост. Дело в том, что, дорогу строили не сами японцы, а тако - корейские рабы. В процессе стройки погибло много строителей, а так как хоронить людей в скалах очень накладно, трупы сжигали. По легенде колбы с пеплом строителей замурованы в устоях моста.
Мы прошли по тоннелям всю петлю и вышли на мост наверху. Это вполне безопасно, нужен лишь фонарь.Однако на мост можно просто подняться по лестнице.
Пройдя ещё два километра дальше по железной дороге, миновав ещё один тоннель, мы вышли к Ведьминому мосту. Его высота 50 метров, и он является самым высоким железнодорожным мостом Сахалина.
Деревянные шпалы Ведьминого моста были сожжены в 2016м. Несмотря на это, пройти по железной дороге можно до самого Южно-Сахалинска. Путь длинной 83 километра займёт около 3х дней, но стоит помнить о медведях.
В августе 1945 году дорога стала важным направлением операции по освобождению Южного Сахалина. Десанты, высадившиеся в Маоке продвигались к Тоёхаре. В ходе кровопролитных боёв за Чёртов мост погиб младший сержант Николайчук, руководитель оружейного расчёта. Его именем названы село Экинохара и платформа железной дороги.
Пережившая Вторую Мировую войну, а также многочисленные снегопады и лавины, дорога всё же сдалась природе. В 1994 году участок между Николайчуком и Новодеревенской был закрыт. Было подсчитано, что строительство обхода через Томари - Ильинское - Арсентьевку обойдётся дешевле, чем восстановление и эксплуатация дороги через перевал.
Сейчас ещё можно совершить небольшую поездку на поезде по бывшей японской дороге. В дачный сезон из Южно-Сахалинска до Новодеревенской и из Холмска до Николайчука, на построенных в 1985 году в Японии дизель-поездах Д2.
А вот что будет с этими участками после завершения перехода с колеи 1067 мм на 1520 мм вопрос ещё открытый.
Читайте также