Семь вопросов про Дагестан, которые волнуют туристов
Сначала я удивлялась. Потом смеялась. Позже стала злиться, оскорбляться и даже обижаться. Сейчас, наконец, привыкла и уже не жду, пока мне начнут задавать те самые вопросы. Я заранее знаю, что следует писать и говорить. На то, чтобы утвердить с туристами элементарный маршрут экскурсий и поездок по Дагестану, обычно уходит не меньше недели. А то и больше. Это много часов плотной переписки, программа пребывания в республике расписывается практически пошагово. Люди, конечно, разные, и интересуют их разные аспекты жизни в Дагестане, но есть вопросы, которые задают абсолютно все.
С этого вопроса потенциальные туристы чаще всего и начинают разговор. Вот тут, честно говоря, я теряюсь. С одной стороны, да, безопасно. Вон мамаши с колясками гуляют, вон старики в парке в домино рубятся, а вон свадьба гремит. Жизнь, в общем, кипит. А с другой стороны, люди ведь не зря интересуются — все наслышаны о контртеррористических операциях, которые здесь регулярно проводятся. Но, к сожалению, террористическая угроза нависла над всем миром, никто не знает, где рванет через мгновение: в Махачкале, Москве, Париже или Нью-Йорке. Большинству людей это не мешает путешествовать и приглашать друзей в гости.
Туристов женского рода в Дагестан часто провожают, как в последний путь. Тут уже речь об ином аспекте безопасности: девушки боятся повышенного к себе внимания. Бывает, просят чуть ли не вооруженное сопровождение. Возможно, винить в этом надо наших земляков, которые живут в той же Москве и часто ведут себя из рук вон плохо. Девушки, правда, приезжают очень напряженные, зато на следующий день спокойно в одиночку гуляют по Махачкале.
— А в джинсах приехать к вам можно? — спросила меня однажды девушка, планировавшая поездку на Кавказ. Я быстро ответила, что можно, и уже была готова обсуждать детали тура для ее группы, но девушка не отступала. — А платок? — Что платок?
У меня была заготовлена масса потрясающих эпитетов для описания Сулакского каньона, дербентской уникальности и махачкалинского колорита, но пришлось отложить свою тираду и выдержать длительный допрос про дресс-код. В общем, девушка всерьез думала, что с непокрытой головой спускаться с трапа самолета на дагестанскую землю даже не стоит, и была готова на время визита облачиться в паранджу.
Нет, местные обычаи, конечно, не приветствуют слишком откровенных нарядов, типа сарафанов без бретелек или шортиков, обрезанных по самое «не могу», но платок и длинные юбки — тоже крайность. И они вовсе не обязательны. Разве что вы собираетесь посетить мечеть. Впрочем, в самых любимых туристами дербентских храмах и святилищах уже выдают платки и халаты.
И, кстати, не забывайте, что Дагестан — это все же юг, и летом здесь бывает очень жарко. В слишком открытых нарядах белокожие северяне рискуют обгореть на солнце. Поэтому нужно быть осторожнее, особенно если вы уже получили ударную дозу ультрафиолета на пляже. Моя рекомендация: обязательно берите с собой шляпу-панаму-кепку и одежду из очень тонких тканей.
Вы еще про визу спросите… Дагестан — часть России, и тут все отлично говорят по-русски. Исключение — древние старики и старушки высоко в горах. Они говорят по-русски не очень хорошо — практики не хватает. Да и не очень им нужен русский язык в селе.
Еще один перл от моих туристов: «А вы говорите по-дагестански?» Признаюсь, ответ отрицательный. Хотя бы потому, что такого языка в природе не существует, как не существует дагестанской национальности. И этот вопрос я им обязательно припоминаю во время экскурсии по Махачкале, когда по дороге начинают встречаться национальные театры. Аварский язык есть, кумыкский есть, лакский, даргинский, табасаранский, лезгинский и еще много-много других. А вот дагестанского не придумали пока. Да и не нужно, наверное.
Можно, но если вы попадете в Дагестан во время уразы — мусульманского поста, то это будет крайне затруднительно. Несколько лет назад в республике приняли закон о запрете продажи спиртного на время поста Рамадан (в 2016 году месяц Рамадан приходится на период с 11 июня по 10 июля). Крупные магазины прекращают торговлю алкоголем в эти священные для мусульман дни и даже закрывают полки с алкогольной продукцией шторками. Безусловно, лазейку для обхода закона найти можно всегда, но это не для печати.
Но и в «непостные» дни двери фирменных коньячных магазинов иногда бывают закрыты. «Почему?» — вопрошают люди. Приходится указывать им на неприметный звоночек где-нибудь сбоку. Жмешь на звонок, тебе открывают — и перед тобой дагестанские коньяки и вина во всем своем разнообразии. Что касается кафе и ресторанов, то примерно половина из них изначально безалкогольные — в связи с религиозными убеждениями владельцев. А в остальных спиртное подают даже во время уразы, несмотря на законодательный запрет.
«А правда, что у вас нигде не принимают карты и платить можно только наличными? И есть ли у вас банки?» — еще одна очень популярная серия вопросов от туристов. Банки, конечно, есть, куда же без них…
Количество банкоматов и мест с системами безналичного расчета за последний год значительно увеличилось, в отелях и супермаркетах можно расплатиться картой. Но и наличность тоже бывает нужна, а если вы собираетесь посетить не только Махачкалу, но и прибрежные курортные местечки и горные селения, то даже жизненно необходима.
Помимо сувенирной продукции популярностью пользуются дагестанские деликатесы типа урбеча, сушёной колбасы и местной брынзы. Я поначалу и не думала, что в маршрут экскурсии по Махачкале надо включать рынок. Но оказывается, этот пункт всеми принимается на ура.
Гости с радостью набирают сухофрукты, урбеч, травы и многое другое. Одна женщина, попав в Дагестан в июне, соблазнилась даже местными помидорами. «Как не взять?! Они стоят 80 рублей. У нас такие 300!» — восклицала она. Правда, потом практически у всех туристов возникает проблема перевеса, особенно если они прилетают в Дагестан дискаунтерами. И я уже привычно вожу с собой в машине безмен, чтобы люди могли хотя бы приблизительно знать, что их ожидает в аэропорту.
Что касается сувениров, то максимум, о чем знают приезжие, — это кубачинские изделия. Не самая дешевая продукция, да и не каждому нужны сабли и серебряные самовары. Разве что девочки соблазняются на недорогие украшения. Зато с восторгом раскупаются балхарские глиняные ослики, унцукульские вазочки и ступки. Тем более что это даже не сколько сувениры, сколько часть дагестанской культуры. А еще балхарские миски и унцукульские вазы можно использовать по их прямому назначению.
Настали такие времена, когда в той же самой Москве «дагестанская баранина» превратилась практически в бренд. Но люди не хотят есть шашлык каждый день и часто спрашивают, что заказывать в ресторане, просят порекомендовать не стандартные пафосные кофейни, а именно кафешки с местной кухней. Сейчас таких много, что радует. И я начинаю проводить ликбез, чтобы гости не путали дагестанский хинкал с грузинскими хинкали, рассказываю, что хинкал (а также лепешки чуду) бывает почти всех дагестанских национальностей, коих невероятное множество, что национальная принадлежность того или иного вида хинкала и чуду может стать предметом самых нешуточных споров между дагестанцами.
Но не хинкалом единым жив дагестанец! Есть ведь еще всякие злаковые и бобовые супы, блюда из тыквы. А абрикосовую кашу с урбечем я обычно выдаю за местный этнодесерт. Ее, между прочим, уже продают в супермаркетах и подают даже в модных кафешках. Зато как приятно бывает, когда туристы потом присылают фото чуду собственного приготовления или рассказывают, как они вкусно пообедали в каком-нибудь дагестанском ресторане в Москве.
Автор: Яна Мартиросова
Иллюстрации: Татьяна Виноградова
Подробно на сайте Это Кавказ: https://etokavkaz.ru/
1. Безопасно ли здесь отдыхать?
С этого вопроса потенциальные туристы чаще всего и начинают разговор. Вот тут, честно говоря, я теряюсь. С одной стороны, да, безопасно. Вон мамаши с колясками гуляют, вон старики в парке в домино рубятся, а вон свадьба гремит. Жизнь, в общем, кипит. А с другой стороны, люди ведь не зря интересуются — все наслышаны о контртеррористических операциях, которые здесь регулярно проводятся. Но, к сожалению, террористическая угроза нависла над всем миром, никто не знает, где рванет через мгновение: в Махачкале, Москве, Париже или Нью-Йорке. Большинству людей это не мешает путешествовать и приглашать друзей в гости.
Туристов женского рода в Дагестан часто провожают, как в последний путь. Тут уже речь об ином аспекте безопасности: девушки боятся повышенного к себе внимания. Бывает, просят чуть ли не вооруженное сопровождение. Возможно, винить в этом надо наших земляков, которые живут в той же Москве и часто ведут себя из рук вон плохо. Девушки, правда, приезжают очень напряженные, зато на следующий день спокойно в одиночку гуляют по Махачкале.
2. Как одеться?
— А в джинсах приехать к вам можно? — спросила меня однажды девушка, планировавшая поездку на Кавказ. Я быстро ответила, что можно, и уже была готова обсуждать детали тура для ее группы, но девушка не отступала. — А платок? — Что платок?
У меня была заготовлена масса потрясающих эпитетов для описания Сулакского каньона, дербентской уникальности и махачкалинского колорита, но пришлось отложить свою тираду и выдержать длительный допрос про дресс-код. В общем, девушка всерьез думала, что с непокрытой головой спускаться с трапа самолета на дагестанскую землю даже не стоит, и была готова на время визита облачиться в паранджу.
Нет, местные обычаи, конечно, не приветствуют слишком откровенных нарядов, типа сарафанов без бретелек или шортиков, обрезанных по самое «не могу», но платок и длинные юбки — тоже крайность. И они вовсе не обязательны. Разве что вы собираетесь посетить мечеть. Впрочем, в самых любимых туристами дербентских храмах и святилищах уже выдают платки и халаты.
И, кстати, не забывайте, что Дагестан — это все же юг, и летом здесь бывает очень жарко. В слишком открытых нарядах белокожие северяне рискуют обгореть на солнце. Поэтому нужно быть осторожнее, особенно если вы уже получили ударную дозу ультрафиолета на пляже. Моя рекомендация: обязательно берите с собой шляпу-панаму-кепку и одежду из очень тонких тканей.
3. На каком языке говорят местные?
Вы еще про визу спросите… Дагестан — часть России, и тут все отлично говорят по-русски. Исключение — древние старики и старушки высоко в горах. Они говорят по-русски не очень хорошо — практики не хватает. Да и не очень им нужен русский язык в селе.
Еще один перл от моих туристов: «А вы говорите по-дагестански?» Признаюсь, ответ отрицательный. Хотя бы потому, что такого языка в природе не существует, как не существует дагестанской национальности. И этот вопрос я им обязательно припоминаю во время экскурсии по Махачкале, когда по дороге начинают встречаться национальные театры. Аварский язык есть, кумыкский есть, лакский, даргинский, табасаранский, лезгинский и еще много-много других. А вот дагестанского не придумали пока. Да и не нужно, наверное.
4. Можно ли купить спиртное?
Можно, но если вы попадете в Дагестан во время уразы — мусульманского поста, то это будет крайне затруднительно. Несколько лет назад в республике приняли закон о запрете продажи спиртного на время поста Рамадан (в 2016 году месяц Рамадан приходится на период с 11 июня по 10 июля). Крупные магазины прекращают торговлю алкоголем в эти священные для мусульман дни и даже закрывают полки с алкогольной продукцией шторками. Безусловно, лазейку для обхода закона найти можно всегда, но это не для печати.
Но и в «непостные» дни двери фирменных коньячных магазинов иногда бывают закрыты. «Почему?» — вопрошают люди. Приходится указывать им на неприметный звоночек где-нибудь сбоку. Жмешь на звонок, тебе открывают — и перед тобой дагестанские коньяки и вина во всем своем разнообразии. Что касается кафе и ресторанов, то примерно половина из них изначально безалкогольные — в связи с религиозными убеждениями владельцев. А в остальных спиртное подают даже во время уразы, несмотря на законодательный запрет.
5. Есть ли в республике банкоматы?
«А правда, что у вас нигде не принимают карты и платить можно только наличными? И есть ли у вас банки?» — еще одна очень популярная серия вопросов от туристов. Банки, конечно, есть, куда же без них…
Количество банкоматов и мест с системами безналичного расчета за последний год значительно увеличилось, в отелях и супермаркетах можно расплатиться картой. Но и наличность тоже бывает нужна, а если вы собираетесь посетить не только Махачкалу, но и прибрежные курортные местечки и горные селения, то даже жизненно необходима.
6. Что привезти в подарок?
Помимо сувенирной продукции популярностью пользуются дагестанские деликатесы типа урбеча, сушёной колбасы и местной брынзы. Я поначалу и не думала, что в маршрут экскурсии по Махачкале надо включать рынок. Но оказывается, этот пункт всеми принимается на ура.
Гости с радостью набирают сухофрукты, урбеч, травы и многое другое. Одна женщина, попав в Дагестан в июне, соблазнилась даже местными помидорами. «Как не взять?! Они стоят 80 рублей. У нас такие 300!» — восклицала она. Правда, потом практически у всех туристов возникает проблема перевеса, особенно если они прилетают в Дагестан дискаунтерами. И я уже привычно вожу с собой в машине безмен, чтобы люди могли хотя бы приблизительно знать, что их ожидает в аэропорту.
Что касается сувениров, то максимум, о чем знают приезжие, — это кубачинские изделия. Не самая дешевая продукция, да и не каждому нужны сабли и серебряные самовары. Разве что девочки соблазняются на недорогие украшения. Зато с восторгом раскупаются балхарские глиняные ослики, унцукульские вазочки и ступки. Тем более что это даже не сколько сувениры, сколько часть дагестанской культуры. А еще балхарские миски и унцукульские вазы можно использовать по их прямому назначению.
7. Что вкусного поесть?
Настали такие времена, когда в той же самой Москве «дагестанская баранина» превратилась практически в бренд. Но люди не хотят есть шашлык каждый день и часто спрашивают, что заказывать в ресторане, просят порекомендовать не стандартные пафосные кофейни, а именно кафешки с местной кухней. Сейчас таких много, что радует. И я начинаю проводить ликбез, чтобы гости не путали дагестанский хинкал с грузинскими хинкали, рассказываю, что хинкал (а также лепешки чуду) бывает почти всех дагестанских национальностей, коих невероятное множество, что национальная принадлежность того или иного вида хинкала и чуду может стать предметом самых нешуточных споров между дагестанцами.
Но не хинкалом единым жив дагестанец! Есть ведь еще всякие злаковые и бобовые супы, блюда из тыквы. А абрикосовую кашу с урбечем я обычно выдаю за местный этнодесерт. Ее, между прочим, уже продают в супермаркетах и подают даже в модных кафешках. Зато как приятно бывает, когда туристы потом присылают фото чуду собственного приготовления или рассказывают, как они вкусно пообедали в каком-нибудь дагестанском ресторане в Москве.
Автор: Яна Мартиросова
Иллюстрации: Татьяна Виноградова
Подробно на сайте Это Кавказ: https://etokavkaz.ru/
Читайте также