Символы Хабаровского края

С чем до недавнего времени у меня ассоциировался Хабаровский край? Да ни с чем особенным. Я, конечно, знал о таком крае, раскинувшемся на берегах Охотского моря, да и город Хабаровск был мне известен как самый крупный город, стоящий на Амуре. Но это, пожалуй, и всё. Не густо, подумалось мне, когда однажды, в середине декабря, я оказался в этих пронизываемых ветром краях. Мороз до -20 и периодически выглядывающее из-за облаков солнце звали увидеть хоть что-то из особенностей этого края, и я понял, что пора принимать приглашение в гости к этой далёкой и пока совершенно неизвестной мне земле.

Меньше двух дней было в моём распоряжении, но желание хоть что-то узнать и почувствовать силу этих мест победило и эту отговорку. На скорую руку пролистав интернет-страницы, я определил для себя пару мест. И с предвкушением отправился в путь, чтобы найти для себя свои собственные символы Хабаровского края, которые будут напоминать мне в суетливой Москве об этих далёких краях.



День первый:
Место, которое я решил посетить сначала, это маленькая нанайская деревня Сикачи-Алян, что в 70 километрах от Хабаровска. Стоящая на самом берегу Амура и ещё хранящая быт и уклад нанайцев, которые являются одним из малочисленных народов России и раскиданы по берегам Амура, Уссури и Сунгари, эта деревня является одной из точек притяжения Хабаровского края. Но не нанайский самобытный уклад жизни притягивает сюда путешественников, а одни из самых необычных на территории России петроглифов (наскальных рисунков).


Конечно, разгар зимы - не самое лучшее время, чтобы увидеть письма наших пращуров, дошедшие до нас. Но кое-что, вооружившись щёткой, интуицией и советами рыбаков, всё же удалось извлечь из-под снега.


Вот по таким камням приходилось ползать (в буквальном смысле), чтобы найти рисунки под снегом.




Когда в очередной раз смуглолицый и морщинистый рыбак крикнул мне: "Мети правее, там, вроде, должно быть!"- я решил поинтересоваться:

"А кто рисовал-то, знаете?"
"Так понятно кто! Это все знают, Мэргэ!"

По всей видимости, увидев моё выражение лица, нанаец-рыбак решил, что надо закончить фразу. "Ну это богатырь наш, Мэргэ. Это ещё когда три солнца над землёй было, камни плавились, вот он пальцем и рисовал."

Не обманул рыбак, есть такой нанайский миф про три солнца, только вот имя главного героя слегка перепутал, то был охотник Кадо, а рисунки "рисовала" на мягких камнях ждавшая его девушка Мамилчджи.

Официальная же история датирует эти рисунки до XII тысячелетия до н.э. Это сложно уложить в голове, но кто-то 14 тысяч лет назад сидел здесь на берегу реки и рисовал на камнях. Как? Почему? О чем он думал этот человек из позднего палеолита? Возможно, мы когда-нибудь и узнаем, но пока перед нами только молчаливые изображения, которых с каждым годом становится всё меньше и меньше.


Первый открывшийся мне рисунок загадочного человечка в овале.




Маска. По крайней мере такое впечатление производит этот рисунок



Открылось мне и самое известное изображение, которое можно найти на любой сувенирной продукции, относящейся к петроглифам Сикачи-Алян. Лось, не то с руническими, не то с солярными знаками.




Ещё одна маска. А, может быть, это череп?




Удалось найти рисунок, который изображен на знаке, установленном около петроглифов, но снять его из-за глубокого снега и того, что изображение находится прямо около земли, хорошо не получилось.



Ещё один рисунок, описывающийся как маска. Но так ли это на самом деле? Может, древний автор видел в этом что-то иное?



Изображение лошади с изображением более мелкого круглого объекта внутри.



День второй:
Ну что ж, первый символ Хабаровской земли в моём сознании появился. И на следующее утро я отправился искать ещё один. Символ, который в общем-то был мне знаком по фотографиям и который я, возможно, даже видел вживую в детстве, будучи на цирковом представлении. Я поехал на встречу с Амурским тигром.

В 130 километрах от Хабаровска, на самом краю природного заповедника, находится центр реабилитации диких зверей. Он принимает и выхаживает раненых в дикой природе животных или малышей, оставшихся одних после охоты на взрослого зверя. Кого-то удаётся выпустить обратно в дикую природу, кто-то уже не сможет сам о себе позаботиться, поэтому остаётся на попечении приюта. Так произошло и с амурским тигром по кличке "Жорик", с которым мне удалось познакомиться и пообщаться во время визита в центр.


Будучи воспитанным в неволе (попал в реабилитационный центр из цирка), он совершенно не боится людей и может в буквальном смысле поиграть с вами как кошка. Притаившись за деревом, начнёт преследовать, когда вы будете бежать вдоль вольера. Главное, не оказаться с ним по одну сторону оградительной сетки, ведь когти у него самые настоящие :)


В один момент между нами было всего сантиметров 20 и сетка вольера, можно было слышать его фырканье и иногда тяжелое дыхание, а от его взгляда в глаза с такого расстояния захватывало дух.


В какой-то миг наш взаимный интерес был настолько велик, что мы почти в прямом смысле оказались "нос к носу", и пока этот рыже-чёрный красавец неспешно почёсывал свою морду о сетку, мне на долю секунды удалось коснуться его холодного и слегка шершавого носа. Сердце билось не то от страха, не то от восторга. Мощь, сила, энергия - всем этим пропитан воздух вокруг того места, где находится амурский тигр вне зависимости от того, видишь ты его в данный момент или только понимаешь, что он где-то здесь, бродит за кустами, сугробами или между деревьями.


Я уже давно был в пути до Хабаровска, а в моём сознании всё стояли серо-жёлтые глаза амурского тигра, который и стал для меня вторым и очень ярким символом этого края.



Удалось побродить и в окрестностях этого центра, вдоволь насладившись морозной декабрьской природой Дальнего востока.




И если кто-то теперь меня спросит что такое для меня Хабаровский край, то я с удовольствием расскажу о мистических петроглифах Сикачи-Аляна и гордом взгляде амурского тигра.

Непременно отправляйтесь и вы в этот далёкий край, чтобы найти свои символы Хабаровской земли и насладиться её природой.