Вьетнам. Следы древней цивилизации на холме Ку Лао
Нячанг - самое популярное место отдыха во Вьетнаме для замерзающих зимой россиян. Тут, действительно, комфортно отдыхать - тепло, солнечно, изобилие фруктов и морепродуктов, прекрасная прибрежная полоса пляжей, бесчисленное множество тусовочных мест. Но самым интересным для меня было - это следы некогда существовавшей и исчезнувшей цивилизации.
На холме Ку Лао на левом берегу реки Кай хорошо сохранились башни древнего царства Чампа. До нас дошли 4 башни из 10. Зато как хорошо сохранились. А ведь им уже тысяча лет.
Первые сведения о чамах, населявших эти земли, датированы первым веком. На ранних этапах своего развития чамы подверглись влиянию индийской культуры и многие столетия исповедовали индуизм. Не обошел их стороной и буддизм. Это видно и в архитектуре, и в убранстве башен. Самый расцвет государства Чампа приходится на 7- 14 века. Потом могущество стало приходить постепенно в упадок. О происхождение народа до сих пор нет точной версии. Возможно, они пришли из Индонезии, а может всегда тут жили.
Чамы были воинами. Они передрались со всеми соседями, и, наверное, проще будет сказать, с кем они не успели повоевать в свои лучшие годы, расширяя владения. Среди противников числились “родственники”- горные чамы, и вьеты, и кхмеры, доставалось даже монголам. Однако, и чамам доставалось от соседей в ответ. Уже к 15 веку большая часть Чампы принадлежала вьетам.
Весь храмовый комплекс носит имя богини По Нагар. Её культ начал зарождаться в 12 веке в период правления Индравармана IV. После того как в 17 веке эти территории окончательно захватили вьетнамцы, чамские башни По Нагар стали приходить в запустение. Первые реставрационные работы в комплексе начались во время, когда Вьетнам был французской колонией. Анри Парментье в 1906 году исследовал башни По Нагар и даже нашёл тайник с сокровищами.
Самая большая чамская башня посвящена непосредственно самой богине По Нагар. Это самый старый и самый красивый храм комплекса. Именно поэтому весь храмовый комплекс получил название по имени богини, хотя остальные башни носят имена других индуистских божеств.
По легенде богиня По Нагар была рождена из морской пены и облаков и на сушу впервые ступила у подножия горы Ку Лао, на которой и стоят теперь чамские башни. Там, где ступни богини касались земли, вырастал рис. Богиня научила людей не только выращивать рис, но и обрабатывать его, готовить из него еду. По Нагар своей заботой олицетворяла саму землю, ее почитали, как богиню растений и деревьев. Чамы, жившие в районе Нячанга, считали, что богиня не только помогает им, но и оберегает их. Для них она была богиней-матерью. После 1653 года, когда территория королевства Чампы была завоёвана вьетнамцами, культ По Нагар сохранился, хоть и прошёл через некую трансформацию. Вьетнамцы считали, что богиню на землю послал Нефритовый Император (в древнекитайской мифологии - повелитель Небес), чтобы она присматривала за народом и обеспечивала плодородие местных земель. Поэтому вьетнамцы ещё долгое время проводили подношения, боясь разгневать богиню. Несмотря на это, со временем чамские башни без должного ухода всё равно пришли в упадок.
Согласно же современным толкованиям, По Нагар является воплощением Богини Парвати. В индуизме Парвати - это жена Верховного бога Шивы. Она мать многих богов и богинь, является богиней творения и олицетворяет женское начало. Парвати дарует жизненную энергию, которая нужна всем людям, богам, животным и даже растениям.
Зайдя через ворота на территорию, увидели колонный зал. Учёные полагают, что раньше здесь была классическая индуистская мандапа — павильон для публичных ритуалов и медитации. От колонного зала вверх идёт довольно крутая лестница. Она выглядит довольно ветхой, и закрыта для посетителей. В древние времена по ней поднимались ползком на четвереньках и спускались также, только задним ходом, оставаясь лицом к башням. Так оказывалась честь богине. Мы поднимались по новой широкой лестнице, конечно, во весь рост. Уже наверху еще раз окинула взглядом мандапу. Она состоит из 10 больших колонн и 12 малых.
Вход в башню с восточной стороны. Прежде чем зайти, сняли обувь и надели специальную одежду. Башня построена из кирпича, а вот раствор особый. Вместо цемента использовали смолу, это уберегло башню от влаги. Высота башни 25 метров. Она самая высокая. Это говорит о том, что среди чамов процветал матриархат. Над входом изображена десятирукая богиня Дурга. Это воинственная версия богини-матери и тоже одно из воплощений Парвати. Раньше богине приносили в жертву животных. Поговаривают, что и в наши времена это случается, но мы видели в качестве приношений фрукты, цветы, растения. В этот храм в основном приходят молиться женщины. Они просят здоровья, благословения, а также послать хорошего мужа. Сама богиня По Нагар восседает на троне в золотом одеянии.
Попросив у бонини По Нагар всего чего хотелось бы ещё, уже к имеющемуся комплекту женского счастья, пошли осматривать следующие башни. Каждая башня посвящена какому-нибудь индуистскому божеству. Каким божествам были посвящены все 10 башен теперь неизвестно, но сохранившиеся башни посвящены богу Шиве и его двум сыновьям Ганеше и Сканде.
Башня бога Шивы называется Тхап Нам. Это южная башня комплекса.
Высота ее составляет 18 метров, и заканчивается она жезлом Шивы. Этот храм считается мужским. В каждой башне, мы видели символ Шивы - лингам. Установлен он в йоне - олицетворении женского начала Парвати (По Нагар).
Внутри башни Понагар лингама нет, зато при входе есть Шива, танцующий на быке. Это бык Нанди, средство передвижения бога (вахана). Каждый бог в индуизме, а их бесчисленное множество, имеет свою вахану. У Брахмы, например, это лебедь (гусь) Хамса, его мы видели на крыше башни По Нагар.
Следующая башня называется Мье Донг Нам. Она посвящена Ганеше – богу благополучия и мудрости. Это божество с огромным животом и головой слона, на которой расположены бивень и хобот. Рук у Ганеши, как правило, четыре, но бывает и больше. Бог кажется круглым толстячком, непривлекательной наружности. Когда он был совсем маленьким, то помешал Шиве пройти в опочивальню Парвати. Шива рассердился и снес ребенку голову. Очень печалилась Парвати, не переставая лила слезы, и тогда Шива взял голову первого, кто встретился ему на пути, а это был слон, и волшебным образом приживил ребенку эту самую голову. Вот такая недобрая легенда. У него тоже есть средство передвижения - это мышь. Ганешу считают покровителем бизнеса, ведь божество с головой слона призвано убирать препятствия с пути тех, кто в этом нуждается и награждать за праведность материальными благами. Помогает он путешественникам и тем, кто стремится получать знания. У Ганеши очень доброе сердце. Тут выстроилась очередь, чтоб подойти в башне к Ганеше и загадать желание.
Четвертая башня называется Тхап Тэй Бак и посвещена божеству Сканде. Построена была в 7 веке и в ней было множество богатств, но как и башня Шивы была разграблена. Но есть версия, что башня посвящена богу плодородия Кри Камбху и в ней молятся, прося потомство. Но это уже вьетнамская интерпретация. Около этой башни вьетнамцы совершают буддийские и даже языческие ритуалы. А потомки чамов сейчас живут не только во Вьетнаме, но и в Камбодже, Индонезии. Сейчас они относятся к малым народностям.
Рядом с храмовым комплексом на холме разбит прекрасный парк. Лианы, множество цветоов, обилие экзотических деревьев, лесенки, дорожки, скульптуры, пруды, фонтанчики погружают в атмомферу индуизма, буддизма.
Со смотровой площадки открываются прекрасные виды на реку Кай, мосты и сам город.
А это целая выставка тематических керамических фигурок.
Прекрасная набережная Нячанга - семикилометровый променад.
Храм Белого Будды на холме Трай Тхю - еще одна достопримечательность Нячанга