Вьетнам. Следы древней цивилизации на холме Ку Лао

Нячанг - самое популярное место отдыха во Вьетнаме для замерзающих зимой россиян.​ Тут, действительно, комфортно отдыхать - тепло, солнечно, изобилие фруктов и морепродуктов,​ прекрасная прибрежная полоса пляжей, бесчисленное множество тусовочных мест.​ Но самым интересным для меня было - это следы некогда существовавшей и исчезнувшей цивилизации.

На холме Ку Лао на левом берегу реки Кай хорошо сохранились башни древнего царства Чампа. До нас дошли 4 башни из 10. Зато как хорошо сохранились. А ведь им уже тысяча лет.

 

Первые сведения о​ чамах, населявших эти земли, датированы первым веком. На ранних этапах своего развития чамы подверглись влиянию индийской культуры и многие столетия исповедовали индуизм. Не обошел их стороной и буддизм. Это видно и​ в архитектуре, и в убранстве башен. Самый расцвет государства Чампа приходится на 7- 14 века. Потом могущество стало приходить постепенно в упадок. О происхождение​ народа до сих пор нет точной версии. Возможно,​ они пришли из Индонезии, а может всегда тут жили.

 

Чамы были воинами. Они передрались со всеми соседями, и, наверное, проще будет сказать, с кем они не успели повоевать в свои лучшие годы, расширяя владения. Среди противников числились “родственники”- горные чамы, и вьеты, и кхмеры, доставалось даже монголам. Однако, и чамам доставалось от соседей в ответ. Уже к 15 веку​ большая часть Чампы принадлежала вьетам.

 

Весь храмовый комплекс носит имя богини По Нагар.​ Её культ начал зарождаться в 12 веке в период правления Индравармана IV. После того как в 17 веке эти территории окончательно захватили вьетнамцы, чамские башни По Нагар стали приходить в запустение. Первые реставрационные работы в комплексе начались во время, когда Вьетнам был французской колонией. Анри Парментье в 1906 году исследовал башни По Нагар и даже нашёл тайник с сокровищами.

Самая большая чамская башня посвящена непосредственно самой богине По Нагар.​ Это самый старый и самый красивый храм комплекса. Именно поэтому весь храмовый комплекс​ получил название по имени богини, хотя остальные башни носят имена других индуистских божеств.

 

По легенде богиня По Нагар была рождена из морской пены и облаков и на сушу впервые​ ступила у подножия горы Ку Лао, на которой​ и ​ стоят теперь чамские башни. Там, где ступни богини​ касались земли, вырастал рис. Богиня научила людей не только выращивать рис, но и​ обрабатывать его, готовить из него еду.​ По Нагар своей заботой олицетворяла саму землю, ее​ почитали, как богиню растений и деревьев. Чамы, жившие в районе Нячанга, считали, что богиня не только помогает им, но и оберегает их. Для них она была богиней-матерью. После 1653 года, когда территория королевства Чампы была завоёвана вьетнамцами, культ По Нагар сохранился, хоть и прошёл через некую трансформацию. Вьетнамцы считали, что богиню на землю послал Нефритовый Император (в древнекитайской мифологии - повелитель Небес), чтобы она присматривала за народом и обеспечивала плодородие местных земель. Поэтому вьетнамцы ещё долгое время проводили подношения, боясь разгневать богиню. Несмотря на это,​ со временем чамские башни без должного ухода всё равно пришли в упадок.

 

Согласно же​ современным толкованиям, По Нагар является воплощением Богини Парвати. В индуизме Парвати -​ это жена Верховного бога Шивы. Она мать многих богов и богинь, является богиней творения и олицетворяет женское начало. Парвати дарует жизненную энергию, которая нужна всем людям, богам, животным и даже растениям.

Зайдя через ворота на территорию, увидели​ колонный зал.​ Учёные полагают, что раньше здесь была классическая индуистская мандапа — павильон для публичных ритуалов и медитации. От​ колонного зала вверх идёт довольно крутая лестница. Она выглядит довольно ветхой, и закрыта для посетителей. В древние времена по ней поднимались ползком на четвереньках и спускались также, только задним ходом, оставаясь лицом к башням. Так оказывалась честь богине. Мы поднимались по новой широкой лестнице, конечно, во весь рост. Уже наверху еще раз окинула взглядом мандапу. Она состоит из 10 больших колонн и 12 малых.

 

Вход в башню с восточной стороны. Прежде чем зайти, сняли обувь и надели специальную одежду. Башня построена из кирпича, а вот раствор особый. Вместо цемента использовали смолу, это уберегло башню от влаги. Высота башни 25 метров. Она самая высокая. Это говорит о том, что среди чамов процветал матриархат. Над входом изображена десятирукая богиня Дурга. Это воинственная версия богини-матери и тоже одно из воплощений Парвати. Раньше богине приносили в жертву животных. Поговаривают, что и в наши времена это случается, но мы видели в качестве приношений фрукты, цветы, растения. В этот храм в основном приходят молиться женщины. Они просят здоровья, благословения, а также послать хорошего мужа. Сама богиня По Нагар восседает на троне в золотом одеянии.

 

Попросив у бонини По Нагар всего чего хотелось бы ещё, уже к имеющемуся комплекту женского счастья, пошли осматривать следующие​ башни. Каждая башня посвящена какому-нибудь индуистскому божеству. Каким божествам были посвящены все 10 башен теперь неизвестно, но сохранившиеся башни посвящены богу Шиве и его двум сыновьям Ганеше и Сканде.

 

Башня бога Шивы называется Тхап Нам​.​ ​ Это южная башня комплекса.
Высота ее составляет 18 метров, и заканчивается она жезлом Шивы.​ Этот храм считается мужским.​ В каждой башне, мы видели символ Шивы - лингам. Установлен он в йоне - олицетворении женского начала Парвати (По Нагар).
Внутри башни Понагар лингама нет, зато при входе есть Шива, танцующий на быке. Это бык Нанди, средство передвижения бога (вахана). Каждый бог в индуизме, а их бесчисленное множество, имеет свою вахану. У Брахмы, например, это лебедь (гусь) Хамса, его мы видели​ на крыше башни По Нагар.

 

Следующая башня называется Мье Донг Нам. Она посвящена Ганеше – богу благополучия и мудрости.​ Это божество​ с огромным животом и головой слона, на которой расположены бивень и хобот. Рук у Ганеши, как правило, четыре, но бывает и больше. Бог кажется круглым толстячком, непривлекательной наружности. Когда он был совсем маленьким, то помешал Шиве пройти в опочивальню Парвати. Шива рассердился и снес ребенку голову. Очень печалилась Парвати, не переставая лила слезы, и тогда Шива взял голову первого, кто встретился ему на пути, а это был слон, и волшебным образом приживил ребенку эту самую​ голову. Вот такая недобрая легенда. У него тоже есть средство передвижения - это мышь. Ганешу считают покровителем бизнеса, ведь божество с головой слона призвано убирать препятствия с пути тех, кто в этом нуждается и награждать за праведность материальными благами. Помогает он путешественникам и тем, кто стремится получать знания. У Ганеши очень доброе сердце. Тут выстроилась очередь, чтоб подойти в башне к Ганеше и загадать желание.

 

Четвертая башня называется Тхап Тэй Бак и посвещена божеству Сканде. Построена была в 7 веке и в ней было множество богатств, но как и башня Шивы была разграблена. Но есть версия, что башня посвящена богу плодородия Кри Камбху и в ней молятся, прося потомство. Но это уже вьетнамская интерпретация. Около этой башни вьетнамцы совершают буддийские и даже языческие ритуалы. А потомки чамов сейчас живут не только во Вьетнаме, но и в Камбодже, Индонезии. Сейчас они относятся к малым народностям.

 

Рядом с храмовым комплексом на холме разбит прекрасный парк. Лианы, множество цветоов, обилие экзотических деревьев, лесенки, дорожки,​ скульптуры, пруды, фонтанчики погружают в атмомферу индуизма, буддизма.

 

Со смотровой площадки​ открываются прекрасные виды на реку Кай, мосты и сам город.

 

А это целая выставка тематических керамических фигурок.

Прекрасная набережная Нячанга - семикилометровый променад.

Храм Белого Будды на холме Трай Тхю - еще одна достопримечательность Нячанга