Национальная ювелирная сокровищница Ирана
Каков порядок попадания в сокровищницу
В первое тегеранское утро вооружилась картой города и направилась в Национальную ювелирную сокровищницу, о несметных богатствах которой была наслышана от товарища.
Я, конечно, видела массу сокровищ по миру, а в Иране вижу их каждый день, но было очень интересно – неужели у них есть богатства несметнее тех, что уже видела, удивлялась, восхищалась, за голову хваталась. Пошла туда не для оценки, а из любопытства. У нас тоже есть бесценный Алмазный фонд России.
Старейший коммерческий Национальный банк Мелли уже почти 100 лет стоит на улице Фирдуоси, при нём доверительно находится Государственная ювелирная сокровищница. Коллекция бесценна, оценить её невозможно.
Сокровищница открывалась в 14.00, а ещё только десять утра. Неожиданно для себя потратила свободное время на осмотр свободных для посещения залов банка. Там было чему удивиться, даже случился мозговой шторм.
Картины каллиграфов с самоцветами
После того времени в запасе было ещё около часа. Жарко. Поела мороженое, а оно в Иране необыкновенно вкусное. Потом было кофе, а затем прошла по красоте среди культурных заведений в великолепной росписи. Здесь высились дворцы, не иначе, посольств, библиотек, музеев, центры искусств. Их окружали аллеи и бульвары.
Я никуда не входила, чтобы не проморгать сокровищницу. К двум часам дня снова явилась к банку Melli, а там у входа уже полно народу.
Люди сидели на ступенях, толпились группами и все мечтали увидеть богатства страны. Хоть и показывают нам всего третью часть драгоценностей Национального фонда, но они впечатляют, к тому же дают представления об истории Персии. Сокровищница по закону Ирана никогда не покидала пределы государства и не покинет. Ни один из аукционных домов не смог до сих пор её оценить. Поэтому увидеть богатства можно только здесь.
Ровно в 14.00 всех впустили в прохладное фойе. Просторное помещение сразу же заполнилось людьми. Здесь так всегда. Внутри можно купить напитки, кофе, к услугам бесплатные санитарные комнаты. Про это могла бы не говорить, они везде бесплатные и в таком состоянии, что хоть живи.)
Входной билет стоит 200 000 (#20) риалов с картинкой гигантского золотого глобуса из коллекции шахов. Время работы хранилища с 14.00 по 16.00, а открыто оно для посещения в среду, субботу и понедельник.
Под потолком два монитора бесконечно транслируют экспонаты музея, по столикам несколько альбомов с иллюстрациями коллекции, рядом продают сувенирные открытки. Не густо, к тому же как-то немного нервно. Секьюрити дружелюбием не отличаются, улыбок нет, говорят мало и однозначно.
Экскурсия по ювелирному залу продлится около часа, группам дают экскурсоводов. Впускают определённое количество посетителей, по мере выхода народа впускают ещё по несколько человек, а последний может войти в 15.00. Дети до 12 лет не допускаются. Как видите, правила строгие.
Казначейство национального музея входит в десятку лучших музеев мира по количеству драгоценностей, их исторической значимости. Ювелирные изделия, драгоценные камни, предметы искусства из ценных металлов располагаются в сейфовом хранилище размером среднего зала за несколькими бронированными дверями. Мне показалось, постепенно спускались, будто в бункер, но не утверждаю, снаружи нельзя было ничего увидеть, только по ощущениям.
Прежде чем туда попасть, нужно обязательно сдать все свои вещи, кроме бумажных денег, на хранение, а это тоже трата времени. Поэтому лучше всё оставить в отеле. Фотографировать запрещено, надежда только на память. А это самое плохое, чего я могла ожидать. Поэтому фото у меня здесь из буклетов, я их сфотографировала, да и то самая малая часть. Хоть они и не передают сочного блеска, горения камней, но для представления картинка должна быть.
Пройти предстояло четыре металлоискателя под строгим взглядом секьюрити.
Наконец-то вошла в сумеречный зал со стеклянными витринами и десятком мужчин в строгих костюмах, которые внимательно следили за посетителями.
Пещера сокровищ Али-Бабы, наверное, выглядела так же
Подсвечивались только витрины. И тут стало понятно, для чего весь этот сумрак. Сверкали и переливались камни. По центру в линию выставлены крупные предметы, а это короны персидских правителей за многие столетия, начиная от Севефидов (1502-1736) и заканчивая последним шахом Пехлеви (свергнут в 1979). Это он велел выставить все самые значимые богатства для показа.
Корон несколько и каждая содержит самые крупные камни.
В конце ряда установлен Трон Павлина (Тахте Тавус). У него особая история.
В 1739 году золотой трон весом около двух тонн и инкрустированный до самого пола бриллиантами, рубинами, изумрудами, сапфирами был вывезен из Индии Надир-шахом во время захватнической войны. Трон был создан Великими Моголами. Работали над ним семь лет. Кроме него в Персию на 21 верблюде был вывезен более тяжёлый драгоценный диван, пять тонн редких камней оправленных дорогим металлом, мелких алмазов до полутоны, а жемчуг не стали считать.
Трон был украшен большими знаменитыми алмазами, которые не приносили удачу захватчикам и ворам. Так и получилось. Во время войны с курдами трон и диван были ими разобраны и затерялись.
После смерти Надир-шаха на престол вошла династия Каджаров. Именно Каджары воссоздали Павлиний трон из золота в нескольких версиях (все в Иране), одна из них выставлена в Сокровищнице.
Золотая махина в сияющих камнях была инкрустирована ими не только изнутри, со всех сторон трон украшают рубины, сапфиры, изумруды. Пожалуй, в нашем понимании сидеть на нём не очень удобно, но красиво. Вельможи подкладывали под спину подушки и возлегали на троне. Потому эта форма была принята в Персии. Именно во время правления Каджаров персидские ювелиры пополнили богатства шахов своими изделиями. Особенно славились рубины и бирюза из Машхада.
- Машхад - Мекка шиитов
Такое немыслимое богатство оказалось за пределами моего первоначального представления. Тут было от чего растеряться.
А короны! Невозможно отвести взгляд от одного ценного объекта к другому. Всё в витринах переливалось огоньками.
За стеклом выставлены диадемы, броши, ожерелья, холодное оружие, и все эти сокровища сплошное золото, драгоценные камни, слоновая кость.
Щиты воинов из кожи носорога сплошь усыпаны камнями. Пряжки на пояс, награды, кубки, посуда.
- Рубиновая чаша в золотой сетке
Предметы интерьера, шкатулки, переполненные связками белого, розового, чёрного жемчуга,
шахские одежды, отдельные самоцветы, тиары и просто горки драгоценных камней не могли оставить равнодушным даже самого не разбирающегося в драгоценностях посетителя.
Столько изумрудов и бриллиантов на один квадратный метр я не видела нигде. Так показалось.
- Жемчужины в бриллиантах
В какой-то момент мозг перестаёт оценивать сокровища как сокровища.
- Сосуд в виде золотого яйца с рубинами и бирюзой
Когда что-то появляется в таком большом количестве, даже бриллианты и изумруды теряют смысл. Невольно возникает вопрос – а испытывают ли эти люди какую-либо радость от очередного приобретения? А ведь все эти сокровища принадлежали нескольким семьям. Теперь же коллекция представляет собой уникальный фонд ценнейших драгоценностей мира, Сегодня это не только музейная экспозиция, но и гарантийный фонд государственной казны.
Ещё один экспонат меня поразил. Драгоценный золотой глобус в 34 кг весом, на поверхности которого участки суши означены рубинами и бриллиантами, а вода – изумрудами. Сам глобус закреплён на золотой подставке и достигает высоты выше пояса человека. Поразительно! От этого глобуса я не хотела отходить, изучала его карту, пока ко мне не подошёл охранник и не попросил отойти от шедевра.
Да и вообще, как только ты остановишься на некоторое время у витрины, а ещё хуже приблизишь голову к стеклу и станешь пристально что-то рассматривать, тебя тут же потревожат и попросят отойти подальше. Такое положение дел слегка обижало. Экскурсия предполагала осмотр коллекции без длительных остановок, то есть быстрый проход. А мне хотелось бы задержаться, присмотреться к рисункам, узорам, карту на глобусе проверить. Похоже, ювелиры не особо вдавались в подробности карты. Я фотографировала глазами.
Все витрины здесь разделены по видам камней. Меня поразили горки изумрудов, сапфиров, бриллиантов, рубинов разных размеров. Они небрежно были насыпаны кучками за стеклом, отчего выглядели не менее обворожительно, чем в изделиях. Создавалось впечатление, что их уже некуда складывать, а если каждый выставить отдельно, то ещё десяток хранилищ потребуется.
Тут я не упомянула один экземпляр, что был выставлен в среднем ряду с коронами правителей. Этот самый большой в мире розовый бриллиант Дарья-е-Нур (Море света) привезён из Индии. Он изящно обрамлён в более мелкие бриллианты по золотой оправе и увенчан аккуратной короной. Да, да! Бриллиант увенчан короной!
В коллекции не только драгоценности из военных походов, но и подаренные правителями разных стран.
Есть подарки от императоров России. Пока Европа скупала и продавала среди своих стран картины с иконами, арабский мир и персы заполняли закрома другими сокровищами. Но значение богатств Ирана не ограничивается экономической ценностью, это ещё и отражение творчества иранских мастеров ювелиров разных исторических эпох, это часть культурного наследия страны. Экспонаты помнят о победах и горестях поражений, о гордости и высокомерии правителей, они не дают людям этого забыть.
Всю коллекцию нельзя описать – её надо видеть вживую. Это как сундук с драгоценностями. Даже если бы у меня был с собой фотоаппарат, он не смог бы передать весь блеск и сияние самоцветов.
С учётом того, что я уже увидела в этой стране за три визита, могу сказать, что богатства персидской империи, а значит, её мощь невозможно оценить. Тут их не надо искать. Любая мечеть – уже роскошь и богатство, а она достояние страны. Если же посещать дворцы, музеи, хранилища всего лучшего, что есть в стране, то даже это не даст полного представления о сокровищах Ирана. Это всего лишь малая часть айсберга над водой.
Золотой трон Надир назван в честь Надир-шаха (правил 1736-1746) весом 500 кг инкрустирован 26 733 камнями. Эта цифра сведёт с ума любого! Изготовлен для принятия иностранных послов и правителей, потому имеет привычный нам вид. На нём можно было нормально сидеть, а не лежать по персидски на подушках.
Ещё один золотой глобус, который доставал мне до колена, был увит меридианами.
Экспонаты Государственной Сокровищницы оставили неизгладимые впечатления на всю жизнь, будто побывала в пещерах Али-Бабы и открылась мне тайна. Такого вы не увидите нигде. Только не надо сравнивать с мировыми фондами самоцветов, везде своя ценность, просто побывайте здесь.
Здесь было так много удивительного и сияющего, что рассказывать можно бесконечно, и всё равно обо всём не рассказать.
- У этого украшения на каждом верхнем камешке бирюзы вырезаны объёмные выпуклые портреты шахов
Из сокровищницы вышла в опьянённом состоянии. Знаете, тут даже неважно, увлекаетесь вы модой, историей, искусством или коллекционированием кожаных сумочек, но побывать в Тегеране и не посетить Национальную Сокровищницу – это, мне думается, огромная потеря. Одно дело – не знать о её существовании, тогда можно понять, а другое – пропустить многозначительный объект по каким-то мелочным причинам, вроде не успел, не захотел, был занят другими делами и так далее.
Посещение таких мест расширяет кругозор, наполняет полезными знаниями, эмоциями.
Здесь я получила истинное удовольствие. Коллекция шахов бесподобна.