Что хранят иранские банки

Следующая часть - Картины каллиграфии

В один из дней будучи в Тегеране собралась с утра в Государственную Сокровищницу Ирана при банке Melli, но там пускают только с 14.00, потому зашла в сам банк и спросила, нет ли у них редких экспонатов для показа. Меня любезно пригласили в залы и не потребовали плату. С интересом пошла по галереям.

Вначале вошла в обширный зал со стеклянными витринами, где под стеклом лежали монеты, купюры выпущенные банком за последние несколько столетий.

Они были такими же давними, как и сам банк. Существует он с 1928 года и ему было дано право выпускать банкноты с 1932. По стенам портреты всех банкиров, которые в разное время управляли банком.

В том же зале находился старый сейф с действующим механизмом, в него можно было заглянуть.

Длинные переходы между залами украшали старинные картины, портреты шахов разных эпох. Малахитовые, бирюзовые вазы источали приглушённый матовый свет.

Мраморный пол тускло отсвечивал интерьер. Дворцовая атмосфера. Тишина. Здесь ничто не мешает любованию.

Среди драгоценных картин расставлена не менее драгоценная посуда в позолоте и тонкого фарфора.

Медные подсвечники, часы, статуэтки с отделкой перламутром.

Светильники и вазы цветного стекла с картинами роскошной жизни шахов неожиданно разнообразили общий интерьер залов.

На одной из стен красовалось серебряное панно с вытесненной сложной картиной праздника, а напротив стояла роскошная серебряная ваза с чеканкой по её бокам.

В одной из стеклянных капсул лежал старинный ковёр, что стало неожиданностью. Да мало ли ковров в витринах по всей стране? Всё оказалось гораздо интересней.

Ковёр имел прямое отношение к сокровищам музея. Орнамент по его периметру украшен разными стилями каллиграфии, отделан золотой каймой, а рисунок по нему представлял настоящую историческую ценность, где поэтапно рассказана история Персии. Но самое поразительное то, что ковёр соткан из серебряной нити, а поднять его могут только несколько крепких мужчин вместе. Представляете! Серебряный! Металлический ковёр! Просто какое-то обрушение на мою бедную голову! Она не могла переварить всё увиденное в тот день.

В последнем зале ещё одно чудо человеческого мастерства поражало каждого посетителя и заставляло остановиться надолго. Двухметровая в высоту книга Корана была установлена на пьедестал, но не та книга, где страницы листают, а книга из белого серебра в тесненных обложках.

Отделана она эмалью с перламутром.

Я сделала снимки обеих сторон обложки. Это нельзя пропустить.

На развороте книга в серебряном орнаменте, а в его периметре выложены золотые пластины. На пластинах мельчайшим каллиграфическим почерком начертан весь Коран, текст которого можно рассмотреть только через увеличительное стекло. Кстати, оно стоит рядом, и каждый желающий может воспользоваться линзой.

Как можно создать такой шедевр? Каким нужно быть мастером? Разумеется, что тут дело рук не одного человека, тут работали гениальные умельцы.
Я вышла из залов потрясённая и вошла в ещё более удивительный музей.

Продолжение будет