Картины каллиграфии с инкрустацией самоцветами - вид редкого искусства
Предыдущая часть - Что хранят иранские банки
Национальный банк Мелли за почти столетнюю историю приобрёл в свою собственность редкие экземпляры искусства, которые без колебания можно назвать его богатством.
При входе вас встречают флаги стран мира, с которыми сотрудничает банк.
В банке действуют залы с ценными экспонатами для бесплатного посещения, их удобнее назвать музеем, хотя таковым не являются.
Сразу было даже сложно понять - что это и для чего нужно? Теперь я благодарю случай, что у меня хватило ума туда войти и открыть для себя целый мир иного искусства, которое когда-либо видела.
Каждый из нас знаком со словом каллиграфия. Это значит - красивое написание текста по всем правилам стиля в каком бы то ни было языке.
И что интересного мог предложить музей; старинные книги, документы, бюсты каллиграфов? Но нет. Он показал мне нечто удивительное.
Третий зал был заполнен щитами, размером со столешницу.
Щиты стояли на ножках и висели по стенам. Я ничего не понимала. Для меня это было чем-то новым, чему я даже не знала названия.
Только пройдя первый ряд до конца, поняла, что смотрю на дорогие произведения искусства доселе мне неизвестного.
Это были картины каллиграфов. Именно так это называется. Такое искусство наиболее почитаемое в Персии.
Ему много веков, а каллиграфов в Иране можно пересчитать по пальцам: Голламхоссейн Амирхани, Ятолла Габолли, Мохаммад Эхса, Насролла Афджеи, Хоссейн Зендеруди, Ферейдун Омиди, Зендех Роуди, Джалиль Расули, Парвиз Танаволи.
Я их тут поимённо перечислила, не для того, чтобы вы запомнили имена, а для того, чтобы видели, что таких умельцев совсем не много.
В чём заключается ценность работ каллиграфов и зачем всё это нужно?
Прежде всего каждый знает, что в мусульманском мире суннитов нельзя изображать животных и лица людей, а очень хотелось применить своё художественное мастерство хоть в чём-нибудь. Поэтому арабы придумали картины с правильным изображением букв и знаков в художественном обрамлении узоров.
Дальше, больше. Менялись стили письма, одни из них использовали в написании Корана, другими оформляли книги стихов и мудрецов, третьими заполняли документы и так далее. Стили получали свои названия, каллиграфы создавали их образцы методом написания, вырезания, наклеивания деталей букв на деревянные основы дорогих пород дерева.
Чем различались почерки? Длиной чёрточек, округлостью, завитками. Каждый почерк имел своё предназначение: для быстрого письма или же для искусного оформления мечетей и святынь фразами из Корана.
Каждый стиль написания требовал своего образца, чтобы его не забыли потомки.
После того как арабы захватили Персию в VII веке, то искусство каллиграфии явилось вместе с ними. Исламский халифат требовал от персов отречься от шиитской веры и перейти к вере суннитов, но персы боролись за свою веру и смогли её отстоять.
Шииты до сих пор изображают зверей, птиц, людей, а в мечетях среди святых изречений рисуют ангелов с крылышками. В священном комплексе Имама Резы в Машхаде среди узоров нарисованы христианские церкви с крестами. Многие вещи меня удивляли.
В общем, веру шииты свою не предали, но искусство художественной каллиграфии переняли, превратив его в декоративное.
В их письме так же появлялись новые почерки и мастера, которые увековечивали стили на деревянных стендах. Каллиграфы до сих пор расписывают святыми изречениями мечети и святыни. Позже (19 век) появились работы в виде миниатюр на малых досках, они тоже были вывешены в музее, но меня уже так не восхитили. Не потому, что они имели недостатки. Нет. А потому, что увидела их после того, как почувствовала роскошь и достоинство больших картин.
Многие картины сочетали в себе элементы каллиграфии с живописью.
Буквы и все орнаменты с узорами вырезаются из перламутра, слоновой кости, шпона драгоценной древесины и наклеиваются на стенд особой дорогой породы дерева.
Предполагаю, что стенды собраны из сандала, его запах исходит от картин. Может быть, этот аромат издавал шпон.
Разноцветные узоры и орнамент отделывают золотой проволокой и золотыми деталями.
Перламутр и слоновая кость тонким кружевом придают экстраординарный шарм произведениям. Рисунок узоров безжалостно украшают камнями – рубинами, сапфирами, бриллиантами. Драгоценная отделка письма поражает. Картины покрывают лаком. Серебро используют крайне редко.
У шиитов к золоту нормальное отношение. Даже в мечетях встречаются золотые своды, покрытые сусальным золотом.
Сейчас в Иране пользуются стилем насталик, не путать с языком фарси. Этим же стилем пользуется Средняя Азия, Пакистан, Индия. Но музей каллиграфии хранит и более ранние стили в современном искусном исполнении.
В Иране любят проводить выставки и конкурсы каллиграфов, собирая толпы посетителей. Кстати, мастера этого искусства все материалы для картин приобретают за свои средства, а если банк сочтёт работы достоянием страны, то выкупает их и хранит в качестве сокровищ банка.
Меня окружали драгоценные картины, они соревновались в роскоши, кичились своей эксклюзивностью, кстати, нет ни одного повторяющегося образца.
Но это был не последний эстетический шок. Когда я осмотрела всё и ничего не пропустила, то перешла в очередной и последний зал. Там ждали шедевры, которые меня потрясли. Двухметровая по высоте сияющая картина венчала один из секторов.
В свете люстр переливались золотые блики по блестящему лаку, сверкали драгоценные камни, картина притягивала взор. Потрясающий экземпляр был усыпан россыпью бриллиантов и рубинов, золота на это произведение искусства не пожалели.
Музей каллиграфии просто ошеломил, а впереди ещё ожидала Государственная сокровищница.
Продолжение будет