Такой Хамар-Дабан
Путешественники, отправляющиеся на Байкал, обходят своим вниманием этот заповедный уголок южного Прибайкалья. И совершенно зря.
Итак, Хамар-Дабан. Горная страна на 350 километров протянувшаяся на восток от Байкала, одна из старейших горных систем на планете. Путешествие начинается с железнодорожного вокзала г.Слюдянка. К слову сказать, вокзала очень красивого, построенного по уникальному проекту из белого и розового нешлифованного мрамора.
Одеваем рюкзаки и вперед. От Слюдянки тропа идет все время в подъем. Мы уходим от Байкала, но обязательно вернемся. Зато мы увидим места, где Байкал зарождается, где берут начало чистейшие горные речки, которые наполняют его водой. Лес, птицы, горные речки, деревянные мостики, идем все дальше от шума машин и поездов к шелесту ветра между горами, к водопадам и озерам.
Наш путь идет мимо метеостанции Хамар-Дабан, далее знаменитый пик Черского со склонов которого видно очень красивое озеро Сердце. Основная часть туристов идет до пика Черского и обратно. Но наш путь лежит дальше, к перевалу Чертовы ворота и далее. На перевале разбиваем лагерь, оставляем рюкзаки и возвращаемся немного назад, чтобы искупаться в водопадах.
Чертовы ворота, прямо какое-то библейское название, на самом деле очень красивое место с озером и потрясающим видом на панораму Хамар-Дабана.
Далее путь наш лежит к пику Босан. Путь не близкий, постоянно идешь или вверх или вниз. Тропа идет по гребням гор, вокруг шикарные виды. С одной стороны можно видеть грозу, а с другой радугу в лучах солнца. Здесь совершенно безлюдно, немногие туристы сюда заходят. Высоты чуть более двух километров.
Но не стоит недооценивать небольшую высоту. Хамар-Дабан это самое влажное место в окрестностях всего Байкала. Осадки могут быть как дождем, так и снегом и градом даже в середине лета. А в 1993 году при достаточно загадочных обстоятельствах здесь погибла целая группа туристов из Казахстана, спастись удалось лишь одной девушке. Официальная версия гибели – переохлаждение. Но при этом все туристы были в легкой одежде и даже босиком, имея при этом в рюкзаках теплые спальные мешки. По рассказам выжившей девушки то, что творилось с туристами перед гибелью похоже на сумасшествие. Что это: горная болезнь на высоте 2300 метров? Почему опытная женщина-инструктор, мастер спорта, допустила гибель группы и погибла сама – до сих пор остается загадкой.
Снег, дождь, град, ветер, все это испытали и мы в полной мере. Отправляясь на Хамар-Дабан, особое внимание стоит уделить снаряжению, нужно быть готовым и к минусовой температуре даже в середине лета. Особое внимание непромокаемым и теплым вещам и обуви.
Обратный путь от пика Босан до перевала Чертовы ворота постоянно испытывал нас на прочность. Погода словно забавлялась и красовалась перед нами всеми своими возможностями: диапазон погодных явлений от яркого солнца и радуги, до кромешного тумана и холодного ветра с градом и так несколько раз за день. Спасибо Хамар-Дабан: оценили, уважаем.
А на дворе ведь всего лишь август, а у нас итак почти семь месяцев в году снег. И почему бы не лежать на пляже возле теплого океана, не ловить жаркие солнечные лучи, почему же всегда ползешь куда-то в гору, в снег и лед и радуешься одинокому бледному эдельвейсу так, как будто это целый дивный райский сад.
По дороге обратно сворачиваем на пик Черского. Все как обычно: снег, туман, обледенелые камни и иней на зеленой листве.
Возвращаемся в Слюдянку. А далее нас ждет приз, эдакая вишенка на торте в нашем путешествии. Вишенка эта называется кругобайкальская железная дорога (КБЖД), объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Пусть вас не вводит в заблуждение название. Эта дорога не идет в прямом смысле вокруг Байкала. Раньше этот участок железной дороги входил в транссибирскую магистраль, но после строительства электростанции на Ангаре, частичного затопления и строительства нового участка дороги от Иркутска до Слюдянки часть пути стала тупиковой. На данный момент кругобайкальская железная дорога это путь по юго-восточной оконечности Байкала от станции Слюдянка до порта Байкал, он же устье Ангары, он же поселок Листвянка. Длина пути около 90 километров, 38 тоннелей, 15 каменных галерей, 248 мостов и виадуков, 582 памятника инженерного искусства, 172 памятника архитектуры, 1 туристический поезд, курсирующий несколько раз в неделю.
А теперь забудем про сухие и скучные цифры. КБЖД это прозрачная вода Байкала, птичьи базары, простор, скалы, полевые цветы, свежий бриз, голубая гладь до самого горизонта. Мы идем пешком до станции Ангасолка. По пути исследуем многочисленные тоннели, любуемся величественным Байкалом, отрогами нашего Хамар-Дабана на другой стороне озера. Впитываем в себя мощную байкальскую энергетику, которую развезем потом в разные уголки нашей страны.
Окончание нашего путешествия ознаменовалось баней с нырянием в студеную байкальскую воду, омулем и печеной в костре картошкой на ужин и яркими звездами млечного пути над головой на десерт. Как прекрасно жить на белом свете… Да… Но в следующий раз уже точно к теплому океану впитывать солнечные лучи. До свидания Байкал.
Итак, Хамар-Дабан. Горная страна на 350 километров протянувшаяся на восток от Байкала, одна из старейших горных систем на планете. Путешествие начинается с железнодорожного вокзала г.Слюдянка. К слову сказать, вокзала очень красивого, построенного по уникальному проекту из белого и розового нешлифованного мрамора.
Одеваем рюкзаки и вперед. От Слюдянки тропа идет все время в подъем. Мы уходим от Байкала, но обязательно вернемся. Зато мы увидим места, где Байкал зарождается, где берут начало чистейшие горные речки, которые наполняют его водой. Лес, птицы, горные речки, деревянные мостики, идем все дальше от шума машин и поездов к шелесту ветра между горами, к водопадам и озерам.
Наш путь идет мимо метеостанции Хамар-Дабан, далее знаменитый пик Черского со склонов которого видно очень красивое озеро Сердце. Основная часть туристов идет до пика Черского и обратно. Но наш путь лежит дальше, к перевалу Чертовы ворота и далее. На перевале разбиваем лагерь, оставляем рюкзаки и возвращаемся немного назад, чтобы искупаться в водопадах.
Чертовы ворота, прямо какое-то библейское название, на самом деле очень красивое место с озером и потрясающим видом на панораму Хамар-Дабана.
Далее путь наш лежит к пику Босан. Путь не близкий, постоянно идешь или вверх или вниз. Тропа идет по гребням гор, вокруг шикарные виды. С одной стороны можно видеть грозу, а с другой радугу в лучах солнца. Здесь совершенно безлюдно, немногие туристы сюда заходят. Высоты чуть более двух километров.
Но не стоит недооценивать небольшую высоту. Хамар-Дабан это самое влажное место в окрестностях всего Байкала. Осадки могут быть как дождем, так и снегом и градом даже в середине лета. А в 1993 году при достаточно загадочных обстоятельствах здесь погибла целая группа туристов из Казахстана, спастись удалось лишь одной девушке. Официальная версия гибели – переохлаждение. Но при этом все туристы были в легкой одежде и даже босиком, имея при этом в рюкзаках теплые спальные мешки. По рассказам выжившей девушки то, что творилось с туристами перед гибелью похоже на сумасшествие. Что это: горная болезнь на высоте 2300 метров? Почему опытная женщина-инструктор, мастер спорта, допустила гибель группы и погибла сама – до сих пор остается загадкой.
Снег, дождь, град, ветер, все это испытали и мы в полной мере. Отправляясь на Хамар-Дабан, особое внимание стоит уделить снаряжению, нужно быть готовым и к минусовой температуре даже в середине лета. Особое внимание непромокаемым и теплым вещам и обуви.
Обратный путь от пика Босан до перевала Чертовы ворота постоянно испытывал нас на прочность. Погода словно забавлялась и красовалась перед нами всеми своими возможностями: диапазон погодных явлений от яркого солнца и радуги, до кромешного тумана и холодного ветра с градом и так несколько раз за день. Спасибо Хамар-Дабан: оценили, уважаем.
А на дворе ведь всего лишь август, а у нас итак почти семь месяцев в году снег. И почему бы не лежать на пляже возле теплого океана, не ловить жаркие солнечные лучи, почему же всегда ползешь куда-то в гору, в снег и лед и радуешься одинокому бледному эдельвейсу так, как будто это целый дивный райский сад.
По дороге обратно сворачиваем на пик Черского. Все как обычно: снег, туман, обледенелые камни и иней на зеленой листве.
Возвращаемся в Слюдянку. А далее нас ждет приз, эдакая вишенка на торте в нашем путешествии. Вишенка эта называется кругобайкальская железная дорога (КБЖД), объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Пусть вас не вводит в заблуждение название. Эта дорога не идет в прямом смысле вокруг Байкала. Раньше этот участок железной дороги входил в транссибирскую магистраль, но после строительства электростанции на Ангаре, частичного затопления и строительства нового участка дороги от Иркутска до Слюдянки часть пути стала тупиковой. На данный момент кругобайкальская железная дорога это путь по юго-восточной оконечности Байкала от станции Слюдянка до порта Байкал, он же устье Ангары, он же поселок Листвянка. Длина пути около 90 километров, 38 тоннелей, 15 каменных галерей, 248 мостов и виадуков, 582 памятника инженерного искусства, 172 памятника архитектуры, 1 туристический поезд, курсирующий несколько раз в неделю.
А теперь забудем про сухие и скучные цифры. КБЖД это прозрачная вода Байкала, птичьи базары, простор, скалы, полевые цветы, свежий бриз, голубая гладь до самого горизонта. Мы идем пешком до станции Ангасолка. По пути исследуем многочисленные тоннели, любуемся величественным Байкалом, отрогами нашего Хамар-Дабана на другой стороне озера. Впитываем в себя мощную байкальскую энергетику, которую развезем потом в разные уголки нашей страны.
Окончание нашего путешествия ознаменовалось баней с нырянием в студеную байкальскую воду, омулем и печеной в костре картошкой на ужин и яркими звездами млечного пути над головой на десерт. Как прекрасно жить на белом свете… Да… Но в следующий раз уже точно к теплому океану впитывать солнечные лучи. До свидания Байкал.
Читайте также
20 января 2025
108
19 января 2025
770
18 января 2025
526
Будет интересно
3 марта 2023