Теотиуакан - город богов в Мексике

С детства я мечтал побывать на родине «пернатого змея» – в Мексике. Мечтать начал, когда подростком прослушал радиоспектакль «Тайна Пернатого Змея». Я пытался понять, как змей может быть пернатым. Но даже книжка с одноимённым названием не помогла. А когда прочитал роман Хаггарта «Дочь Монтесумы», твёрдо решил: когда стану взрослым, обязательно поеду в Мексику и разгадаю тайну Пернатого Змея.
И вот недавно я осуществил свою мечту: побывал в Мексике и посетил «город богов» Теотиуакан. Там я нашёл ответ, почему этот город называли «городом мёртвых», в чём смысл смерти и смысл жизни.



Посещение пирамид в Мексике – это эзотерическое путешествие.
«Истинное назначение вашего путешествия — это не место на карте, а новый взгляд на жизнь», — говорил Генри Миллер.

Распространено заблуждение, что большинство пирамид находится в Египте. На самом деле, настоящая страна пирамид – Мексика. Точное количество их до сих пор неизвестно, но предполагают, что речь может идти о нескольких тысяч построек. Многие из них разрушены и погребены под завалами земли в сельве.

Теотиуакан — «место, где родились боги», или «город богов» — заброшенный город, расположенный в 50 километрах к северо-востоку от Мехико. Современные исследователи считают, что площадь этого древнего поселения составляла 26-28 кв. км, а население — около 200 тыс. человек. Это один из самых старых и крупных городов западного полушария.

Точную дату основания Теотиуакана учёным установить не удалось. Люди на этой территории жили со II тысячелетия до н. э. Тогда это были земледельческие области. Известно, что во II веке н. э. сюда массово переселились жители другого города долины Мехико — Куикуилько, после того как тот был разрушен в результате извержения вулкана.

В эпоху своего наивысшего расцвета (250-600 гг. н.э.) Теотиуакан контролировал центральные нагорья Мексики и поддерживал контакты с центрами соседних цивилизаций, и майя в том числе.
К 150 году до н.э. в долине Теотиуакан уже вовсю использовалось орошение полей. Остатки оросительных каналов были найдены и в самом городе.
Это был город с чётко организованным укладом, во главе которого стояли жёсткие правители. Правильная сеть улиц, пересекающихся под прямым углом с центральным проспектом города, свидетельствует о том, что Теотиуакан развивался по тщательно продуманному плану.
Глинобитные дома были одноэтажными, с плоскими крышами и без окон. Единственным источником воздуха и света служили двери, выходившие во внутренний открытый дворик. Важнейшей частью жизни была религия, поэтому домашние алтари имелись даже в самых бедных жилищах.

Города были прежде всего религиозными центрами, где люди обращались к богам во время интенсивных галлюциногенных ритуалов. Искусство, мифология и архитектура Теотиуакана — всё было посвящено пантеону божеств. Главным из их числа был Кетцалькоатль — бог со змеиным телом, покрытым птичьими перьями. Возведённый в честь него храм Пернатого Змея — одно из крупнейших зданий древнего города. Находится оно на центральной площади, которую испанцы назвали La Ciudadela (Цитадель). Храм построен в форме пирамиды и украшен рельефами, на которых изображены змеи, драконы, демоны и головы Кетцалькоатля, извергающего пламя.

В ходе раскопок, проведённых в 1980-е годы, под зданием и поблизости от него были найдены захоронения 137 человек — по всей видимости, принесённых в жертву: их руки были связаны за спиной... А несколько лет назад археологи обнаружили под храмом замурованный туннель, назначение которого пока точно не известно. По одной из версий, именно там проводились наиболее сакральные ритуалы; по другой — там могли быть похоронены правители и жрецы.

От Цитадели проложена 3,5-километровая забетонированная Дорога мёртвых. Она ориентирована с юга на север и на всём своём протяжении поднимается под углом 30° — так, что если стоять у её начала, на южном конце, то кажется, что она ведёт прямо на небо. По её обеим сторонам расположено множество небольших храмов. Именно они, возможно, дали название дороге. По одной из версий, пришедшие в Теотиуакан ацтеки приняли их за усыпальницы.

С восточной стороны находится гигантская пятиярусная пирамида Солнца. Её высота составляет 64 м, размеры основания — 222 х 225 м. Длина её фундамента лишь на 3% меньше знаменитой пирамиды Хеопса в Египте.

Пирамида Солнца была обнаружена и впервые исследована Леопольдо Батресом в первом десятилетии XX века. Следующие раскопки проводились в 1992—1993 гг. под эгидой мексиканского Национального института антропологии и истории.

Пирамида Солнца представляет собой 5-ярусное сооружение с плоской вершиной, на которой стоял когда-то небольшой храм. Пирамида Солнца выполнена из булыжника, глины и земли, облицована камнем и была увенчана деревянным храмом. Общий объём пирамиды — 993 тыс. кубометров.

В Мексике и Центральной Америке принято возводить новые храмы на остатках предыдущих. Так и пирамида Солнца строилась на остатках более древних строений, пока не достигла своего нынешнего размера. Основные работы, скорее всего, завершились в I веке н. э., а храм на вершине был построен 300 лет спустя. К нему ведёт 248 ступенек, по которым взбирались и мы.

На вершине пирамиды солнца ацтеки молились богу дождя – Тлалоку. Без дождя в этой части Мексики не выжить. Когда мы первыми взобрались на вершину пирамиды Солнца, начался дождь. Однако мы не только не испугались, но и поблагодарили Небеса за благодать. И, о чудо, через несколько минут дождь прекратился!..

Дорога мёртвых заканчивается у 42-метровой пирамиды Луны. Она располагается на небольшом холме и зрительно не уступает по размерам пирамиде Солнца. На её вершине создана площадка, использовавшаяся для ритуальных церемоний в честь Чальчиутликуэ — богини воды и Луны.

Пирамида Луны находится у северного конца «Дороги Мёртвых». В глубине пирамиды Луны археологи нашли погребальную камеру с останками 12 человеческих тел. У всех них были связаны руки за спиной, однако 10 из них были обезглавлены и брошены в беспорядке посередине камеры. Согласно одной из версий, это были враги обитателей Теотиуакана.
Две другие жертвы, по-видимому, относились к местной элите, так как были аккуратно посажены, на них были украшения из нефрита, ожерелья из изделий, имитирующих человеческие челюсти и другие знаки высокого положения.
Пока не выяснено, в честь чего были принесены в жертву эти люди, но известно, что ритуал был совершён во время существенной перестройки этого древнего сооружения.

Около 150 года до н.э., когда возводилась пирамида Луны, она представляла собой лишь небольшую платформу, имевшую отклонение на 11-12 градусов к востоку от севера. Данная платформа была сооружена ещё до того, как город был встроен в чёткую городскую ортогональную планировку и является одним из древнейших известных нам общественных сооружений Теотиуакана.

В 200-250 гг. строится третья по величине пирамида – храм Пернатого Змея.
Вскоре после постройки, пирамида Пернатого Змея примерно около 300 года была осквернена и ритуально уничтожена, а непосредственно перед ней воздвигли платформу.

По непонятным причинам Теотиуакан опустел в середине VII века — в период своего максимального расцвета. Пришедшие сюда намного позже ацтеки застали лишь величественные руины: город был разрушен почти до основания, все тайники с ритуальными дарами и гробницы разграблены, а священные статуи обезображены и разбиты. Не дошло до наших дней даже подлинное название города. Своим нынешним именем Теотиуакан (в переводе с ацтекского — «Город богов») он обязан ацтекам.

Теотиуакан почитался во всей мезоамерике как место рождения богов. Здесь начались акты жертвоприношений, первые во всём мире. Ацтеки восприняли религиозные представления живших здесь ранее тольтеков и верили, что именно в пирамиде Солнца боги создали текущий мир. Согласно древней легенде, бог пожертвовал собой здесь и переродился в виде Солнца.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в НЕ сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане. Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

У ацтеков было несколько мифов о сотворении. Один из них описывает четыре великих века, предшествующие нынешнему миру, каждый из которых закончился катастрофой; они «были названы в честь силы или божественного элемента, который жестоко покончил с каждым из них».

Наш век (nahui-Ollin), пятый век или пятое создание, начался в древнем городе Теотиуакан. Согласно мифу, все боги собрались, чтобы пожертвовать собой и создать новый век. Хотя мир и солнце уже было созданы, привести время и солнце в движение и начать новую историю можно было, только принеся себя в жертву. Самый красивый и сильный из богов, Tecuciztecatl, должен был принести себя в жертву, но когда пришло время сделать это, он не смог прыгнуть в огонь. Вместо этого, Nanahuatl, самый маленький и самый скромный из богов, принёс себя в жертву первым и прыгнул в пламя. Тем самым он привёл время и солнце в движение и начал историю. Униженный жертвой Nanahuatl, Tecuciztecatl тоже прыгнул в огонь и стал луной.

Теотиуакан – место рождения особого рода войны, которая развязывалась с единственной целью: отлавливать воинов и приносить их в жертву своему богу. Индейцы верили, что человеческие жертвы необходимы для продолжения существования их мира; без свежих кровавых жертвоприношений мир прекратит своё существование; кровь была необходимым компонентом, боги с небес требовали её.

Почему древние верили, что если принести в жертву жизнь одного, то можно отмолить жизнь другого?
Возможно, они ощущали равновесие гармонии и понимали её сакральный смысл.

Но почему необходимы были именно КРОВАВЫЕ ритуальные жертвоприношения?

Возможно, потому, что страшная ритуальная смерть создаёт эмоциональные колебания наивысшей силы. Простое убийство не даст таких всплесков и потому не может быть услышано Богами. Чем сильнее страх жертвы и чем сильнее трепет свидетелей, тем сильнее резонанс эмоций, а значит сильнее частотные колебания обращений к Высшим Силам; следовательно – больше вероятность, что эти обращения будут услышаны.

Всем известно ощущение праздничного воодушевления, когда эмоции зашкаливают, особенно на больших стадионах, когда даже у равнодушного к футболу человека возникает чувство единства и сопереживания. То же самое происходит во время религиозных праздников, когда верующие одновременно молятся по всему миру.

Именно желанием стать ближе к богам, чтобы быть услышанным, можно объяснить возведение очень высоких пирамид, которые были своего рода антенны-усилители сигнала.
Кстати, и сегодня высотные здания используют для размещения там антенн.

На протяжении тысячелетней истории множество людей утверждали, что они ощущают присутствие Высшей Силы (Бога). Вряд ли они сознательно лгали. Сама идея Бога не случайна. Почти в одно время и в Мексике, и в Европе, и в Азии, и в Африке возникла идея кровавых жертвоприношений для ублажения небесных богов.
До сих пор не понятно, откуда у древних народов в разных концах света появились представления о богах на Небесах, а также о богах, сошедших с небес?

В мифах и легендах Мексики говорится, что человек был создан из плоти и крови одного из божеств, выбранного по жребию. Таким образом, у людей был долг перед богами, и народу необходимо было долг выплачивать. Без жертвоприношения само существование народа считалось невозможным. В жертву приносились тысячи людей: как представители знати, так и простые люди. Но жертва знати ценилась выше, чем жизнь простолюдина. Наиболее ценились жертвоприношения вождя или тех, кого временно причисляли к богам, чтобы потом принести в жертву.

Очевидно, древние жрецы чувствовали присутствие Высшей Силы и умели входить с НЕЙ в контакт. Жрец вспарывал грудную клетку специальным ножом, сделанным из вулканического стекла (обсидиа́на), вынимал сердце и сжигал его, наблюдая за колебаниями струйки дыма и стараясь в этих колебаниях различить реакцию богов.

Я приобрёл себе в качестве сувенира нож из обсидиа́на, модель ритуального камня для жертвоприношений и слепок черепа.

Жрецы сжигали сердца жертв, а их тела сбрасывали вниз по стороны храма. В этом они подражали мифу о древних богах создателей нынешнего мира – Уицилопочтли (бог солнца и войны), который убил свою сводную сестру Койольшауки, разорвав ей сердце с помощью Xiuhcoatl (синяя змея) и сбросил её тело вниз с горы.

Церемония задабривания богов считалась настолько важной, что в ней участвовал глава племени. В назначенный день простые люди собирались у пирамиды, чтобы увидеть главное – в этот день приносил в жертву свою кровь сам верховный правитель.
Кровь царя имела гораздо более высокую цену, чем кровь других людей, приносимых в жертву. Жрец наносил правителю ритуальные раны, из которых начинала течь кровь. Неглубокий надрез делали либо в языке, либо в пенисе. Затем кровью окроплялась церемониальная бумага из древесной коры. После её сожжения жрецы следили за столбом дыма. Именно в этот момент, как считалось, боги обращали внимание на народ. Чтобы быть услышанным богами правителю не требовалось отдавать жизнь, но он должен был стойко претерпевать все муки.

В смысл жертвоприношения был посвящён только царь и верховный жрец. Возможно, церемония принесения в жертву царём своей крови была намного глубже, чем нам кажется. Для управления обширной империей военной мощи было недостаточно, нужна была и мистическая власть над душами подданных.
Этот ритуал подчеркивал мужество правителя и его власть над людьми. Изображения жертвы помещались в общественных местах и доказывали, как много претерпевает царь ради блага народа.

Гибель Теотиуакана произошла в эпоху его наивысшего расцвета. Существуют две основные гипотезы гибели города: иноземное нашествие и восстание угнетённых низов против правящей касты знати и жрецов. Город был разрушен почти до основания: все тайники с ритуальными дарами и гробницы разграблены, а священные статуи обезображены и разбиты.
Однако против обеих гипотез говорит то, что не обнаружено следов насилия или восстания.

Теотиуакан закончил своё существование примерно в 750 году нашей эры. Пришедшие сюда намного позже ацтеки застали лишь величественные руины. Ацтеки преувеличивали мощь и величие тольтекского государства. Хотя, безусловно, Теотиуакан был исторически значимым, важным и почитаемым местом для тольтеков.

После испанского порабощения, некоторые племена сбежали в сельву, где построили деревни вдали от навязываемой цивилизации. Там они жили согласно старым верованиями в своих богов.
Мы посетили одну из таких деревень, где мне удалось пообщаться с одним из потомков выживших индейцев.



© Николай Кофырин – Новая Русская Литература