Три пика судьбы: Шилтхорн, Ай-Петри и гора Моисея
Я не альпинист, но горы люблю. В 2000 году провёл ночь на вершине Ай-Петри в Крыму (1234 метра), а утром самостоятельно спустился с горы. В 2007 году ночью взошёл на гору Моисея в Египте (2285 метров). В 2012 году поднялся на вершину, о которой мечтал 15 лет – пик Шилтхорн в швейцарских Альпах (2970 метров).Почти каждый альпинист мечтает подняться на Эверест. Впервые Эверест был покорён в 1953 году сэром Эдмундом Хиллари.
Большую часть года Эверест непроходим. Но с середины до конца мая, до начала сезона муссонов, альпинисты со всего мира испытывают судьбу.
Каждый из семи альпинистов, кто достигает вершины Эвереста, остаётся там навсегда. На Эвересте погибло более 200 человек! На высоте 8 тысяч метров продолжают лежать тела ста человек. Эверест – самое высокогорное кладбище в мире.
На вершине Эвереста есть «зона смерти», где перестают действовать нормы нравственности, где можно бросить ослабевшего товарища умирать, потому что иначе погибнут все. Таков закон гор!
«Зона смерти» начинается на высоте 7600 метров. Здесь уровень кислорода составляет треть от необходимого, и сознание затуманивается.
Жестокое, но главное правило «зоны смерти»: не можешь идти дальше – умирай! Ни у кого не хватит сил тащить за собой какую-то поклажу. А тащить кого-то значит рисковать своей жизнью.
В горах человек живёт как бы в ином измерении – по вертикали.
Когда погода неожиданно меняется и начинается буря, то возникает дилемма: либо возвращаться, пройдя 90% восхождения, либо покорить вершину несмотря ни на что, даже ценой собственной жизни.
Чем ближе подбираешься к вершине, тем сильнее желание дойти до самого конца. Отказаться от покорения своей вершины альпинист не в силах, ибо это цель и смысл его жизни. Но возникает чёткое осознание, что тебе здесь никто не поможет, на высоте 8000 метров забывают обо всех моральных принципах.
Дело даже не в самой вершине, а в познании себя и своих возможностей. Человек – существо преодолевающее. Без экстрима, без адреналина люди не чувствуют вкуса жизни.
Новозеландец Роб Холл поднимался на Эверест 7 раз. В1992 году он решил делать на этом бизнес и создал компанию «Консультанты по приключениям». При подъёме в 1996 году Роб нарушил собственное непререкаемое правило и поплатился за это жизнью. Роб не повернул клиентов на спуск в 14 часов, он хотел довести клиентов до вершины, ведь они заплатили за восхождение немалую сумму – каждый по 45 тысяч долларов.
Друзья пытались по рации сказать Робу, чтобы тот оставил своего обессилевшего клиента Дуга Хансена и спасался один, пока ещё были силы. Но Роб не мог бросить человека, потому что, если бы он бросил клиента, бизнес можно было бы закрывать.
Конкурирующую фирму «Горное безумие» возглавлял Скотт Фишер.
Конкуренция между компаниями привела к трагическим последствиям. Изменились мотивы. Если раньше была взаимопомощь и взаимовыручка, то теперь возникло соперничество за клиентов и за прибыль. Бизнесмены думали о деньгах, а не о жизнях клиентов.
Ответственность за возвращение клиентов лежала на организаторах восхождения. Но организаторы не приняли решения о возвращении, что могло бы спасти жизни клиентов. Повернуть назад нужно было даже в 30 метрах от вершины, чтобы не оказаться при спуске ночью. Поскольку ночью на Эвересте никто не выживает. Температура ночью минус 20 градусов, а в бурю доходит до 40. На высоте 9 тысяч метров ветер достигает скорости 200 км/час. В таких условиях человек начинает медленно умирать.
Задача гида-проводника вернуть клиентов в целости и сохранности. Если нельзя спустить клиента, должно остановить его в горах умирать, чтобы не умереть самому.
Поэтому когда наступила буря, гиды решили оставить тех из клиентов, кто не мог двигаться. «Это имело смысл, потому что иначе погибли бы мы все», – объяснял позже гид. – «Спасаем сильнейших. Это закон гор!»
Из одиннадцати захваченных бурей туристов шестерых решили спустить – тех, кто в силах был идти, а пятерых оставили умирать.
Решение оставить умирать тех, кого невозможно спустить с горы, понятно умом, но вряд ли сердцем.
Только наш Анатолий Букреев пошёл спасать брошенных туристов. Он спас трёх погибающих людей в невероятных условиях, когда все отказались помочь.
Поднимавшийся на Эверест в группе Роба Холла американец Бэк Уэзерс выжил, хотя его бросили умирать. Позже он рассказывал: «Я думаю, важнее всего жить в установленных этических рамках, нежели дойти до своей цели».
В фильме «Вертикаль» Станислава Говорухина произошла схожая драма. Один из героев фильма хотел во что бы то ни стало покорить вершину и не сообщил о неблагоприятном прогнозе погоды, чем подверг риску товарищей.
Я много раз смотрел фильм «Вертикаль», и мне запомнились слова песни Владимира Высоцкого: «Парня в горы тяни – риски! Не бросай одного его. Пусть он в связке в одной с тобой – там поймёшь, кто такой…»
Восхождение на вершину разоблачает людей, показывает, кто ты есть на самом деле. На Эвересте, когда спасатели попросили у другой группы альпинистов возможность воспользоваться рацией, те ответили, что не хотят ни во что вмешиваться. Здесь каждый сам за себя.
Труп одного погибшего альпиниста целый год висел вниз головой с чёрным от обморожения лицом. Мимо него проходили на пути к вершине и возвращались обратно, и что самое страшное – использовали труп в качестве крепления!
«Мы можем спасти только одного, – оправдываются спасатели на Эвересте. – Если попытаемся спасти обоих, то все умрём».
Когда Моисей вернулся с горы со скрижалями Божиими, одна из заповедей которых «не убий», он приказал убить всех, кто поклонялся золотому тельцу. «Убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исход 32:23). А было их три тысячи!
А по Вашему мнению, где кончается нравственность?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Читайте также
15 января 2025
29
14 января 2025
1 231