Ущелье Сармыш-сай

"Солнце взошло над ущельем, и лучи его осветили каменную стену, которая до этого была в тени. На всей ее поверхности не было ни одной щербинки, выбоинки, черточки. Но как только косые лучи солнца, как бы скользнув по поверхности стены, осветили ее - произошло чудо. На стене, вдруг, словно по волшебству, возникли четкие крупные изображения. Занимая всю плоскость стены, "двигался" караван. Огромные, необыкновенно прекрасные верблюды и фигуры людей…"
Эти строки принадлежат Борису Степановичу Шалатонину – первооткрывателю крупнейшего петроглифического комплекса Центральной Азии Сармыш-сай. В далеком 1961 году вместе со своими учениками из навоийской средней школы ему посчастливилось наблюдать такой «спецэффект» здешних наскальных рисунков. Объясняется эта визуальная иллюзия вовсе не проявлениям «темных» сил, как считают местные горцы из соседних селений; а тем, что многие изображения, выполнены в особой технике, с помощью растертой с жиром охры на черном кристаллическом сланце, поэтому они видны только на мокрой поверхности и проявляются после дождя.
Смотрю на GPS - широта 40 ° 15 '47'' N, долгота 65 ° 35' 09'' E и 708-891 м над уровнем моря – ущелье Сармыш-сай, 40 км к северо-востоку от г. Навои, Республика Узбекистан. Небольшая горная речушка вьется вдоль невысоких горок, покрытых лишайником и потеком известняковой корки. Жарко и сухо – горная полупустыня. Но это сейчас. А в 7–4 тысячелетиях до н. э. в здешних краях было время так называемого атлантического оптимума и господствовал влажный теплый климат. Территория Кызылкумов представляла собой цветущую степь, покрытую мелкими протоками и озерами. По ней бродили, вымершие ныне, первобытные быки, муфлоны, дикие лошади, сайгаки, джейраны и прочие травоядные животные. Подобный безмятежный ландшафт в наше время сохранился лишь разве что в районе кратера Нгоронгоро в Танзании.
Но не эти сведения палеоклиматологии и палеонтологии привели меня в Сармыш. Интерес же мой был вызван более глубокими вопросами, адресованными к творцам этой многотысячелетней каменной галереи. Кем она создавалась? В какие эпохи? Что представляют собой эти петроглифы – знание или искусство? Как формировались образное мышление человечества и способы познания мира? Такой задачей со многими неизвестными и ранее занимались многие мои предшественники, исследовавшие Сармыш-сай - И.Ташкенбаев, А.Аскаров, В.Танасийчук А.Окладников и др. Рассмотрим же основную статистику собранных научных фактов.
Весь XX век в отечественной науке бытовала гипотеза о том, что искусство сформировалось на основе труда и трудовых действий. Но она не находит подтверждения прежде всего потому, что трудились все, а рисовать стали очень немногие, наделенные особыми художественными способностями. Трудовые действия требуют мобилизации аналитического мышления (у правшей – левополушарного), а художественный талант это – доминирование образного мышления, т. е. правополушарного и определенное сочетание индивидуальных психологических качеств, заложенных генетически. Видимо в результате эволюции высшей нервной деятельности вида Homo sapiens sapiens возникли отдельные люди, которые стали отличаться тем, у них при более эмоциональном и ярком образном мышлении, прочнее, чем у других, замыкались связи между полушариями головного мозга и рукой, и тогда переполнявшие их сознание яркие образы окружающей среды стали формировать устойчивый очаг психологического стресса, переходящего в невроз (Давиденков, 1947, 1975). Поскольку долго жить в состоянии невроза невозможно, возникала полуинстинктивная потребность избавиться от главного источника невроза – теснящихся в сознании зрительных образов. И они переходили на стены пещер, на плоскости скал, на поверхности предметов из кости и бивня мамонта, а также воплощались в барельефах и объемной пластике.
Кроме этого, уже в новейшее время по итогам многолетних исследований, проведенных в пещерах Франции и Испании, американским археологом Дином Сноу из университета штата Пенсильвания было выявлено, что большинство наскальных изображений (а именно 75%) было сделано женщинами. «Долгое время в литературе совершенно необоснованно предполагалось, что авторами наскальных рисунков были мужчины, мое исследование доказало, что это не так» - резюмирует ученый. Такой вывод последовал из проверки Сноу факта, открытого британским биологом Джоном Мэннингом, что относительная длина пальцев у мужчин и женщин различается. Женские пальцы, указательные и безымянные, как правило, имеют одинаковую длину, в то время как безымянные пальцы мужчин длиннее указательных. «Автографы» - отпечатки, так часто оставлявшиеся возле наскальных рисунков древними художниками, в результате оказались женскими. Созданием первой живописи человечество обязано женскому полу. Причем, как выясняется, художницы в период творения находились не в самом лучшем психологическом состоянии.
Эти строки принадлежат Борису Степановичу Шалатонину – первооткрывателю крупнейшего петроглифического комплекса Центральной Азии Сармыш-сай. В далеком 1961 году вместе со своими учениками из навоийской средней школы ему посчастливилось наблюдать такой «спецэффект» здешних наскальных рисунков. Объясняется эта визуальная иллюзия вовсе не проявлениям «темных» сил, как считают местные горцы из соседних селений; а тем, что многие изображения, выполнены в особой технике, с помощью растертой с жиром охры на черном кристаллическом сланце, поэтому они видны только на мокрой поверхности и проявляются после дождя.
Смотрю на GPS - широта 40 ° 15 '47'' N, долгота 65 ° 35' 09'' E и 708-891 м над уровнем моря – ущелье Сармыш-сай, 40 км к северо-востоку от г. Навои, Республика Узбекистан. Небольшая горная речушка вьется вдоль невысоких горок, покрытых лишайником и потеком известняковой корки. Жарко и сухо – горная полупустыня. Но это сейчас. А в 7–4 тысячелетиях до н. э. в здешних краях было время так называемого атлантического оптимума и господствовал влажный теплый климат. Территория Кызылкумов представляла собой цветущую степь, покрытую мелкими протоками и озерами. По ней бродили, вымершие ныне, первобытные быки, муфлоны, дикие лошади, сайгаки, джейраны и прочие травоядные животные. Подобный безмятежный ландшафт в наше время сохранился лишь разве что в районе кратера Нгоронгоро в Танзании.
Но не эти сведения палеоклиматологии и палеонтологии привели меня в Сармыш. Интерес же мой был вызван более глубокими вопросами, адресованными к творцам этой многотысячелетней каменной галереи. Кем она создавалась? В какие эпохи? Что представляют собой эти петроглифы – знание или искусство? Как формировались образное мышление человечества и способы познания мира? Такой задачей со многими неизвестными и ранее занимались многие мои предшественники, исследовавшие Сармыш-сай - И.Ташкенбаев, А.Аскаров, В.Танасийчук А.Окладников и др. Рассмотрим же основную статистику собранных научных фактов.
Весь XX век в отечественной науке бытовала гипотеза о том, что искусство сформировалось на основе труда и трудовых действий. Но она не находит подтверждения прежде всего потому, что трудились все, а рисовать стали очень немногие, наделенные особыми художественными способностями. Трудовые действия требуют мобилизации аналитического мышления (у правшей – левополушарного), а художественный талант это – доминирование образного мышления, т. е. правополушарного и определенное сочетание индивидуальных психологических качеств, заложенных генетически. Видимо в результате эволюции высшей нервной деятельности вида Homo sapiens sapiens возникли отдельные люди, которые стали отличаться тем, у них при более эмоциональном и ярком образном мышлении, прочнее, чем у других, замыкались связи между полушариями головного мозга и рукой, и тогда переполнявшие их сознание яркие образы окружающей среды стали формировать устойчивый очаг психологического стресса, переходящего в невроз (Давиденков, 1947, 1975). Поскольку долго жить в состоянии невроза невозможно, возникала полуинстинктивная потребность избавиться от главного источника невроза – теснящихся в сознании зрительных образов. И они переходили на стены пещер, на плоскости скал, на поверхности предметов из кости и бивня мамонта, а также воплощались в барельефах и объемной пластике.
Кроме этого, уже в новейшее время по итогам многолетних исследований, проведенных в пещерах Франции и Испании, американским археологом Дином Сноу из университета штата Пенсильвания было выявлено, что большинство наскальных изображений (а именно 75%) было сделано женщинами. «Долгое время в литературе совершенно необоснованно предполагалось, что авторами наскальных рисунков были мужчины, мое исследование доказало, что это не так» - резюмирует ученый. Такой вывод последовал из проверки Сноу факта, открытого британским биологом Джоном Мэннингом, что относительная длина пальцев у мужчин и женщин различается. Женские пальцы, указательные и безымянные, как правило, имеют одинаковую длину, в то время как безымянные пальцы мужчин длиннее указательных. «Автографы» - отпечатки, так часто оставлявшиеся возле наскальных рисунков древними художниками, в результате оказались женскими. Созданием первой живописи человечество обязано женскому полу. Причем, как выясняется, художницы в период творения находились не в самом лучшем психологическом состоянии.
Читайте также