Узбекские танцы
Традиции узбекского танцевального искусства начали зарождаться еще в древности, как часть обрядовых и ритуальных действий, которые посвящались праздникам, сбору урожая и религиозным поводам. Уже в средневековье танец был неотъемлемой частью восточной культуры.
Узбекский танец очень выразителен, в нем преобладают движения рук и яркая мимика лица. Порой его даже сравнивают с пантомимой. Вся философия танца заключается в выражении чувств: радости, грусти и, конечно, любви. Перед началом танца, узбекские танцоры традиционно прижимают ладонь к сердцу, а потом вытягивают руки к небу, как бы говоря, что всё «идёт от сердца».
В классическом танце можно выделить 3 школы: хорезмская, ферганская и бухарская.
Хорезмская школа отличается оригинальностью движений и экспрессией. В основе движений многих танцев идет подражание фауне - это танец голубей, суслика, козы, кошки, петушиные и бараньи бои, танец фазанов, гуся, перепелки и чайки. Танцоры умудряются имитировать даже звуки животных.
Многие танцевальные элементы этого региона связаны с цирковым искусством, где мастера «высшего пилотажа» танцуют с огнем, ножами, или на канате.
Самыми выразительными и известными хорезмскими танцами по праву считают «Лязги», «Танец на тарелке» и «Танец сломанных пальцев». Последний, связан со старинной легендой о наложнице царя, которая, однажды сильно упала и сломала пальцы рук. Дабы не расстроить любимого она станцевала, не разгибая пальцы на руках. Царь остался очень доволен, приняв странные движения девушки, за новый танец. Теперь это один из самых популярных хорезмских танцевальных стилей.
Так же в хорезмской школе есть сатирические танцы, рассказывающие о профессиях (танец рыбака, пекаря, парикмахера, повара, чабанов). В таких танцах высмеивается не профессия, а конкретный человек.
Необычностью отличаются и танцевальные костюмы. Неотъемлемой частью мужского хорезмского танцевального костюма является грубая меховая шапка – папаха, а женский головной убор напротив очень изящен. Костюмы танцовщиц украшены многочисленными монетками.
Для Ферганской школы характерна мягкость, плавность и выразительность движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и развернутые вверх кисти рук, «говорящие движения» и элементы пантомимы.
Так же в танцах ферганского региона часто допускается импровизация, ведь в этой школе делается большой акцент на эмоции и чувства.
Множество танцевальных композиций – это настоящие миниатюрные спектакли, сценки, иллюстрирующие различные события из жизни юной девушки – например, горькую разлуку с любимым, или разнообразные бытовые ситуации: сбор хлопка, создание шелковой ткани, выпекание лепешек.
Одним из самых популярных танцев Ферганской долины считается «Тановар». Слово «тановар» состоит из двух частей – «тан» - тело или душа, «овар» - наслаждение, то есть «наслаждение души». Каждое движение этого танца – это выражение женской души, повествующей о своей любви.
Бухарская школа объединяет танцевальные традиции и Бухары и Самарканда. Здесь также присутствуют комические и цирковые элементы. В этих танцах, движения более резкие, порой даже больше похожие на гимнастические, очень часто присутствует потряхивание плечами с наклонами вперед и назад и падение на колени.
Гибкость танцовщиц просто восхищает, а игра лица добавляет страстности к любому танцу. Самыми известными танцами бухарской школы считают «замин бози», «ларзон» и «саризон бози», где выполняются сложные движения и очень яркая мимика.
В отличие от классических, бухарским народным танцам присуще плавные движения и использование азиатских каменных кастаньет – «кайрок», которые поддерживают ритм танца. С виду кайрок напоминает 2 плоские гальки. Этот инструмент является неотъемлемой частью Бухарского народного танца.
Народные танцы каждого региона отличаются своей манерой исполнения, костюмом и музыкальным сопровождением. Каждый фольклорный танец это спектакль, в котором танцующий рассказывает о культуре, истории и быте своего региона.
Наиболее яркими представлены народные танцы Кашкадарьинской области. Такие танцы сопровождаются старинными песнями и яркой актерской игрой танцоров. Здесь присутствует и страсть, и флирт и напряжение.
В таких танцах часто используется старинная домашняя утварь – деревянные ложки, тарелки и кувшины.
Крой их костюмов прост, но цвета ткани и крупные орнаменты так и притягивают взгляд.
А танцы их настолько заразительны, что невозможно устоять и не пуститься в пляс!
Photo by Камиль Еникеев and Нозим Атоев (Nozim Nizomovich)
Читайте также
13 сентября 2024
872