Велосипедная утопия: как выглядит подводный велопаркинг в Амстердаме

Ни для кого не секрет, что Амстердам — велосипедная столица Нидерландов. Здесь есть всё для любителей двухколёсного транспорта: от бесконечных велодорожек до парковок, которые встречаются буквально на каждом шагу. И вот как раз с парковками дела обстоят сложно. Голландцы привыкли оставлять свои велики где попало. В том числе и потому что стоянок на всех просто не хватает. На фотографии ниже — велопаркинг, который ещё недавно можно было увидеть рядом с Центральным вокзалом.

Согласитесь, выглядит так себе. Да и ходить здесь было не очень удобно. Под тротуар оставлена узкая полоска, а если ещё везёшь чемодан — всё это превращается в квест. Так у местных властей родилась идея сделать новую велопарковку рядом с Центральным вокзалом. Но вы же знаете, как голландцы любят всё оптимизировать. На земле места и так не хватает, поэтому они решили строить паркинг... под водой! Для этого пришлось осушить часть канала, обустроить там парковку, а затем восстановить канал в прежних границах. Проект обошёлся в 60 миллионов евро. Вот так выглядит один из входов на велопаркинг. Спускаться и подниматься очень удобно, везде есть эскалаторы. Обычные лестницы, конечно, тоже есть.

Внутри паркинг очень напоминает современную автостоянку. По бокам от входа — такие же ряды. Только вместо машин здесь велосипеды. Под водой одновременно может хранится 7 тысяч двухколёсных коней. Велики паркуются на двухъярусных стойках. Есть ещё отдельная зона для больших велосипедов — с корзинами или детскими сиденьями. В Амстердаме это тоже очень популярная история. 

Мест для электровелосипедов здесь, к сожалению, нет. Зато часть паркинга специально отведена под велики, которые можно взять в аренду. Их легко опознать по расцветке. Если встречаете жёлто-синий велосипед с надписью OV-fiets — знайте, это арендованный транспорт.

Ряды отмечены табличками с изображением разных стихий. Например, ветра или воды. Это ещё один опознавательный знак, чтобы вам было проще найти нужный ряд. Есть специальные табло, на которых видно количество свободных мест. И ещё очень удобно, что на парковке работает ремонтная мастерская, где сломавшийся велик тут же подлатают. 

Отдельного внимания заслуживает оформление пространства. Велики великами, а внутри правда очень красиво. По всему периметру стены украшены картами города. По ним можно отследить, как менялся Амстердам на протяжении веков. Интересно и то, как выглядят эти карты. Они напоминают один большой пазл, собранный из сотен маленьких изображений — фотографий Амстердама. И ещё я заметил, что там много снимков, которые дублируют друг друга. Видимо, всю эту композицию составлял искусственный интеллект. Мне кажется, вручную сделать что-то подобное просто невозможно.

Есть на стенах и другие интересные композиции. Например, работы голландского художника Лекса Хорна в технике сграффито. Это когда на поверхность наносят разные по цвету материалы — цемент или штукатурку. Работы Хорна можно часто увидеть в общественных местах — и в Амстердаме, и в Утрехте, и в Эйндховене, но конкретно эти панно специально привезли из музея Амстердама. Каждое весит 12 тонн. Вписались они по-моему отлично и к тому же напоминают о монументальном искусстве 60-х годов прошлого века.

И напоследок замечу, что новых велопарковок на самом деле две, по обе стороны вокзала. Но самое главное, что с их открытием наконец-то открыли обновлённые набережные, где можно перед поездом отдохнуть со стаканчиком кофе и посмотреть на проплывающие по каналу паромы.