Восхождение на Казбек или первое пришествие на пятитысячник

Два года назад по работе я оказался в Красной поляне (Сочи). Тогда я познакомился с Владом, большим любителем горных походов и восходителем на Эльбрус. Я с удовольствием слушал его рассказы про горы и альпинистов, но при этом был убеждён, что этот мир не для меня и на то были основания. По крайней мере, мне так казалось. Тогда я еще не расценивал эту встречу, как некий симптом.
Спустя несколько месяцев, в соц.сетях я наткнулся на объявление уральского фотографа Эдуарда Кутыгина о том, что он собирает команду для фотоэкспедиции на Кавказ. Передвижения на маршруте предполагались на внедорожнике, а ночёвки в гостиницах и на турбазах, то есть минимум трудозатрат и дискомфорта, а фоторезультат маячил ещё какой, поэтому я быстро присоединился к группе. За две недели мы объехали четыре кавказских республики, фотографируя золотую осень в горах. И если раньше я испытывал к горам лишь симпатию, то сейчас случилась настоящая любовь.



По возвращению домой восторг сменился приятными воспоминаниями и всё снова пошло своим чередом.
Помню еще один знаковый день... Решил посмотреть кино и, выбирая по рейтингу, наткнулся на фильм Эверест 2015 года. Вот тогда, после его просмотра, все мои симптомы, связанные с горами, превратились в настоящую болезнь. Вот тогда я, по-настоящему, начал мечтать когда-нибудь прикоснуться к этому новому, для меня, миру в полной мере.
И знаете что? Я бросил курить! Да, чёрт побери, ради того, чтобы у меня появилась возможность ходить в горы я бросил курить, не смотря на то, что с удовольствием делал это на протяжении 19 лет.
Уже в следующее путешествие мы с Лидой задумали подняться на самую высокую гору Малайзии - Кинобалу, высота которой 4100 метров. Дальше, исходя из логики событий появилась новая цель - восхождение на Эльбрус. Но по воле случая осенью 2017ого мы путешествовали по Грузии, вот тогда я и решил подниматься на Казбек (высота 5033м). Это не менее значимо с точки зрения альпинистского опыта и не менее сложно, нежели восхождение на Эльбрус, но при этом, как мне казалось, менее попсово. Да и были причины более личные - в течение нескольких лет я три раза оказывался у подножия Казбека, пора оказаться и на вершине. Дедлайном стал июнь 2018ого.
Посовещавщись с Лидой решили, что вместе дойдем до Метеостанции, расположенной на высоте 3600м, а дальше до вершины я пойду один. Вернее я решил, что пойду один, а Лида настаивала, чтобы я нашел гида, на что я говорил "ага" и кивал головой.



Подготовка.
Потихоньку начали закупать снарягу. Когда сталкиваешься с этим, цены просто повергают в шок, поэтому будьте осторожны, когда решите, что ваша палатка перестала вас устраивать.
В феврале мой одноклассник Денис со своим другом Ваней взяли меня с собой на Северный Урал, там я впервые ночевал в палатке в условиях зимы без всякого обогрева. Температура ночью опускалась до -32 градусов. Благодаря, опыту и помощи парней всё прошло гладко, даже не простыл, заодно поднялся на две самых высоких горы Свердловской области. Спустя несколько недель в одного уехал на три дня в нац.парк Таганай - теперь задача была провести в условиях зимы несколько ночёвок подряд. Кроме этого, практически каждый вечер я смотрел ролики в ютубе на тему восхождений и альпинизма. Таким образом, познавались специфичные навыки, такие, как, например, работа с верёвкой. Параллельно пару раз в неделю мы с Лидой бегали кроссы, чтобы подготовиться к нагрузкам на горе. Сразу оговорюсь, что ни я, ни Лида никогда не отличались физ.подготовкой, а наоборот, на протяжении многих лет относились к своему здоровью весьма равнодушно. Бывало даже, что я посмеивался над пробегающими мимо бегунами, закуривая при этом сигарету и запивая затяжку глотком прохладного пива.
Примерно за два месяца до восхождения Лида решила идти со мной не только до Метео, а до самой вершины. Она до сих пор так и не ответила мне внятно на вопрос о своей мотивации. И мне кажется, что главным её мотивом были переживания за меня.

План восхождения.
- 3 дня акклиматизация в Джуте с выходами на 3300м + тренировка альпинистских навыков
- день отдыха
- 1й день восхождения - установка лагеря на высоте 3000м + акклиматизационный выход к леднику Гергети
- 2й день восхождения - переход ледника, установка лагеря на Метеостанции, высота 3650м + акклиматизационный выход до "погремушки"
- 3й день восхождения - установка лагеря на Казбекском плато, высота 4200м
- 4й день восхождения - штурм вершины, высота 5033м
- 5й и 6й день восхождения - резервные.

Далее повествование пойдёт в формате дневника.
9 июня 2018г.

Завтра мы с Лидой отправляемся в Грузию, чтобы подняться на Казбек. Пойдем без гидов, вдвоем, сами. Я до конца не знаю, как мы это сделаем, но скажу одно - мы уже давно там... на горе! А значит, всё получится. И я счастлив от того, что стою на пороге исполнения большой мечты.

13 июня 2018г.
Приехали в Джуту в районе обеда и выдвинулись в горы в поисках места для установки лагеря. Спустя несколько часов вышли на большую стоянку альпинистов, здесь и установили свою палатку.



В планах на ближайшие два дня - акклиматизация для восхождения на Казбек. Попробуем подняться на самую высокую точку перевала Чаухи - 3300м.

14 июня 2018г.
Встали в 06:30, позавтракали и выдвинулись вглубь ущелья. На сегодня у нас две задачи: дойти до перевала и подняться на 3300м., а также, потренироваться ходить в кошках и в связке.
Спустя пару часов, сообразили, что ушли с тропы. Решили двигаться куда глаза глядят и рвётся душа. Так, через курумник поднялись к снежнику у самого подножия Чаухи (гора на фото ниже).



Нацепили на ноги кошки, связались верёвкой и поползли вверх. Мне даже понравилось ходить в таком обмундировании, оно как бы придаёт значимости всему происходящему и нашим намерениям.
Когда возвращались вниз, обратно к тропе, вышли на небольшой снежный участок. К этому времени мы были уже не в кошках и решили, что спустимся и так.



В какой-то момент я поскользнулся и на большой скорости покатился вниз. Сразу после падения попытался зарубиться треккинговой палкой, которая в ответ на такое действие переломилась, как спичка. Благо, снег оборвался камнями, на которых я и затормозил. Это был первый серьезный урок, который нам преподали горы и теперь мы усвоили почему по снегу нужно ходить с ледорубом, а не с хрупкими палками. Не будь на пути моего падения курумника я бы улетел и не вернулся. И в то же время, иди я не с палками, а с ледорубом, я бы смог зарубиться при падении и сразу остановиться.

15 июня 2018г.
Три последних дня мы провели в горах. Совершили несколько акклиматизационных выходов на 3300м. Потренировались ходить в кошках по снежнику и в связке. Завтра день отдыха, 17ого выходим на Казбек... аминь.

Восхождение.
17 июня 2018г.

Вышли из Степанцминды в 04:00 еще до рассвета. Наш путь лежит к так называемым зелёным полянам. Идти непросто, за спиной тяжеленные рюкзаки - мой вытянул на 25 кг, у Лиды на 15кг. Но как только рассвело и впереди показался виновник сего торжества - Казбек, ни о какой усталости не было и речи. Всё, как в песне у Lumen: "Лёгок путь, если он ведёт к мечтам!"



До лагеря на 3000м дошли к 10:00. Это место называют Зелёными полянами, здесь находится пологий участок для установки палатки и альплагерь. Альплагерь совсем новый, пока в нём ведутся отделочные работы, но через месяц он уже примет первых альпинистов.



Еще не успели достать из рюкзака палатку, как смотрим на поляну спускается группа из четырёх человек. Мы сразу к ним. Ну как? Поднялись на вершину? И вместо жизнеутверждающего "да" мы услышали рассказ о том, что выше по склону уже три дня валит снег и, что впереди еще три дня непогоды (кстати, этот прогноз, в итоге, сбылся). Эти люди рассказывали о нескольких снежных карнизах по пути к вершине, которые могут сойти лавинами в любой момент. Они говорили, что в минувшие дни гора не пустила ни одного альпиниста, и из всего этого следовало, что восхождение в ближайшие дни невозможно! "Это фиаско, Братан", - думал я, смотрел на Лиду и не знал, что ей сказать.
Позже мы встретили еще двух парней, спускающихся сверху. Нет, двух мужиков! Накануне они еще с одной группой поднялись на вершину, тропили себе путь по очереди по глубокому снегу. На штурм у них ушло 13,5 часов, но они сделали это! И это стало лучшим известием за последнее время, и пламя надежды снова разгорелось в нас.
Установили лагерь, поели и легли спать. Отдохнув, попробовали сходить до ледника, но очень скоро пошёл дождь и мы были вынуждены вернуться. Переждали непогоду и пошли снова.



Выше 3000 метров Казбек превращается в другую планету - непонятную и враждебную. На смену альпийским лугам приходит камень, снег и лёд. Но выглядит это потрясающе. Особенно если туман и ветер - тогда визуальная картина меняется каждые несколько минут, словно калейдоскоп.



Лида, мы оказались на Марсе! Посмотри вниз...



На этот раз мы прошли дальше, нежели при первой попытке, но до ледника снова не дошли. Опять пошёл дождь. Так и заснули под шуршание капель воды по тенту нашей палатки.

18 июня 2018г.
Встали в 4 утра. Пока готовили завтрак и собирались, случился прекрасный рассвет. Наворачивая гречку, я носился с камерой и ловил лучшие моменты этого утра.



Вышли в 07:30, таких долгих сборов я не припомню ни в одном походе. Подойдя к леднику надели кошки и осторожно пошли вверх.



Ледник пересекли примерно за час.



Снег еще не начал таять, поэтому ноги в нём не вязнут и идти достаточно комфортно.



Поднявшись еще выше, мы наблюдали, как ледник пересекает группа украинского спецназа. Мы их уже видели в Джуте несколькими днями ранее и на Зелёных полянах, они проходят здесь подготовку к чемпионату мира по альпинизму среди воинских подразделений.



К 11 часам дошли до Метео.



Заселились в комнату, так как ни сил, ни желания ставить палатку уже не было. И сразу спать))) Через час встали свеженькие и отправились на кухню обедать.



Кухня на Метео - это особенное место на горе. Здесь альпинисты встречаются вместе, здесь они обсуждают свои успехи и неудачи, рассказывают о прошлом и рассуждают о будущем. Мы уселись за стол и начали внимательно слушать о чём говорят вокруг. А разговоры шли о непогоде и шансах подняться в эту непогоду на вершину. Все, даже самые опытные из присутствующих на кухне альпинистов, сомневались и говорили о том, что будут смотреть по погоде. И если ночью погода наладится, несколько групп планировали совершить попытку штурма.
Но это не наш вариант. Штурмовать вершину от Метеостанции мы не планировали изначально, так как боялись,что длительный штурм с набором высоты 1400 метров по незнакомому склону может нам не даться. Поэтому мы планировали дойти сначала до Казбекского плато на высоте 4200м, переночевать там, а уж потом оттуда идти на самый верх.
Разговоры окружающих лишь вселяли в нас надежду, что мы пойдем к плато по уже протоптанной по свежему снегу тропе.
Пообедав, мы решили сходить повыше для лучшей акклиматизации. Дошли чуть дальше первого креста и погода начала портиться, пошёл дождь. Пришлось вернуться в лагерь.



Легли спать рано, часов в семь вечера. А в 23:00 Лида разбудила меня со словами: "Там снежище! Всё замело!" Я посмотрел в окно и ужаснулся. Там была настоящая зима. Решили дождаться утра и тогда определиться с дальнейшими планами.

19 июня 2018г.
Я проснулся по будильнику. За окном туман и снегопад, на палатках сугробы. В итоге, опять закутался в спальник и уснул. Потом встали часов в семь. Сложилась ситуация полнейшей неопределённости, когда оставаться на Метео бессмысленно, но и идти вверх не представляется возможным. Плюс ко всему, время от времени ветер приносил облака и видимость падала до нуля. Поэтому в это утро мы никуда не спешили, подождали пока оттает вода в ручье, умылись и начали варить незатейливый супец с соевым мясом.



Я уже было начал мириться с мыслью, что день потерян, но вдруг, Лида, ходившая мыть посуду, ворвалась в комнату со словами: "Давай собираться, там кто-то ушёл наверх, есть тропа! Надо идти дальше, а там уже будем смотреть и думать." И мы оба тут же переключились на шестую передачу, собрали рюкзаки и выдвинулись в неизвестность. И вот мы уже идём вдоль "погремушки".



Это участок маршрута вдоль скального склона, с которого днем (когда пригреет солнце) без остановки валятся камни. Большие и маленькие. Они издают характерный грохот, поэтому за этим участком и закрепилось говорящее само за себя название. Проходить это место нужно как можно быстрее, иначе "снег башка попадёт, совсем мёртвым будешь". Ну, вы поняли. Погода так и не наладилась, видимость всего несколько десятков метров. Радует лишь то, что без снега, есть тропа, а значит не заблудимся.
За несколько часов дошли до Казбекского плато, высота 4200м.. Плато представляет собой огромное относительно пологое пространтво. Это снежная пустыня, в которую врезаны возвышающиеся над ней скалы. Мы догнали всех тех, кто вышел с Метео раньше нас и протоптал тропу, по которой мы шли. Никто из них не пошел на вершину, они остановились здесь для тренировки самозадержания на склоне и страховки партнёров. Смотрим, чуть левее стоят несколько палаток и мы сразу направились к ним. Здесь группа из восьми человек, ребята только что с вершины. Говорят, что снега очень много, пришлось тропить, в этом им помогала еще одна группа из трёх человек. Так, в 11 пар ног они протоптали себе путь на самый верх. Их успех, несомненно, добавил позитива в этот ненастный день.
Пока мы с Лидой выкапывали яму и ставили в неё свою палатку, ребята по соседству начали сворачивать свой лагерь и собираться идти вниз. Спустя ещё немного времени они оставили нас в этой снежной пустыне в полном одиночестве.
На фото эта группа начинает свой путь вниз. Домой! Как бы ни завораживала гора каждый мечтает не только подняться, но и вернуться назад. "Что же делать - и боги спускались на землю", как пел Высоцкий.



В какую-то секунду всё вокруг накрыло туманом и небо обрушилось на землю обильными осадками в виде снега (смотрите видео ниже). И с каждой минутой надежда на то, что тропа наверх доживёт до утра, таяла. С небольшими перерывами снег шёл остаток дня и половину ночи.



20 июня 2018г. Штурм вершины!
Проснулись в 3 ночи. Небо невероятное - млечный путь протянулся от гор до горизонта. Тропы как не бывало, со вчерашнего вечера выпало более 20 см снега. Перед нами была снежная бесконечность. Мы снова никуда не спешили. С сомнениями и тревогой мы приняли решение попробовать штурмовать вершину, надеясь, что сможем найти путь наверх, опираясь на видимые ориентиры и навигатор.



Пока мы собирались, на плато вышли несколько групп, которые стартовали с Метеостанции еще ночью. Как же мы были рады от того, что сейчас эти ребята будут топтать по сугробам путь наверх, а мы пойдем по проложенному ими шоссе. Но радость длилась недолго... уже через 20 минут мы плелись впереди этой колонны и прокладывали тропу по снежной целине.



Чуть позже нас догнали два парня - украинцы и мы начали тропить по очереди.



С каждым шагом склон становился круче, а нехватка кислорода сказывалась всё сильнее. Делая несколько шагов, приходилось останавливаться, чтобы отдышаться. Затем еще несколько шагов... потом в сторону, пропускали парней вперед. После того, как выдыхались они, тропёжку продалжали мы.



Скоро мы увидели, как внизу по плато в очень даже бодром темпе шагает группа украинского спецназа, которую мы уже не раз встречали. С таким темпом они вскоре нас догонят и нам посчастливится идти за ними по нормальной тропе, а не по сугробам.



Так и случилось, солдаты быстро догнали нас. И это было весьма кстати, так как глубина снега на этом участке оказалась выше колена и тропить стало невероятно тяжело. Мы с Лидой и парни, с которыми мы шли, залезли в сугроб, чтобы пропустить военных. Те, в свою очередь, заняли тропу и остановились. Вернее встал их грузинский гид, который шёл первым, и начал перекрикиваться на грузинском с гидом, шедшим позади группы. Сложилась следующая картина: вереница из 25ти солдат стоит, их гиды что-то орут друг другу на грузинском, а мы сидим почти по пояс в снегу в сторонке и нифига не понимаем, что происходит. Так продолжалось несколько минут, но за это время мы начали конкретно замерзать. И вот развязка - солдаты повернули вниз...
Мне трудно описать отчаянье, которое постигло меня в тот момент. Но знаете что? Парни, с которыми мы оказались вместе, не раздумывая вернулись на тропу и пошли вверх, а мы инстинктивно ринулись за ними! Пожалуй, это было ключевое событие на всём маршруте, которое нам ещё предстояло осознать. Я уже упомянул, что на этом участке мы оказались по колено и, порой даже, глубже в снегу. Ситуацию усугубляло и то, что уклон здесь был около 30 - 35 градусов. Каждая связка делала не больше шести - семи шагов, и уступала место впереди. Когда приходилось тропить нам с Лидой, я даже не мог сделать шаг, до того глубокий был снег. Я брал ледоруб двумя руками за клюв, заносил его над головой, вонзал в снег впереди себя и с помощью рук подтягивался, продвигаясь на полметра вперед. И так на протяжении часа. Это было адски тяжело. Когда мы поднялись выше, снега стало меньше, так как его в этом месте сдувало ветром.



Кстати, мы прошли мимо тех лавиноопасных снежных карнизов, о которых нам рассказывали, когда мы встретили людей на Зелёных полянах. Просто в этих местах мы ускорялись и не останавливались на отдых, чтобы не рисковать лишний раз. Так, шаг за шагом мы вышли на седловину горы, направо вершина пониже, а налево наша - 5033 метра.



20 июня 2018 года в 10:40 мы поднялись на гору Казбек. Высота 5033 метра. Это наш первый поход в большие горы. Мы сделали это вдвоём без групп, без гидов и подобных штук. Только мы, гора и удача. Ах да... еще 25ти килограммовый рюкзак у меня и 15ти колограммовый у Лиды до высоты 4200м. 100% спортивное восхождение.



За время восхождения сожгли руки и лица до волдырей. Самые серьёзные ожоги на носах, теперь хоть новые пришивай))) И это при том, что каждый час на протяжении этих дней мы мазались кремом от загара с показателем защиты 50! Нууу, кто там соскучился по солнышку? ))



Так мы превзошли самих себя. Аминь.