Вспомнить Гагарина

Интересный город Переславль-Залесский, есть в нем на что взглянуть. Тут и Плещеево озеро с живописными окрестностями, и Ботик Петра Первого, и архитектура древних храмов и монастырей. Можно съездить в музей паровозов – очень душевно. За вчера и сегодня мы побывали в заранее намеченных местах. Всё понравилось и впечатлений имели достаточно. Но осталось еще кое-что. То, что зависит не только от нашего желания. Уже в сумерках, прежде чем вернуться в отель, вышли на берег Плещеева озера. Пасмурно и порывистый ветер! Похоже, наша задумка не исполнится…
-Ну как насчет завтрашнего дня? Отбой? - звоню я по телефону.
- Все в порядке, прогноз отличный! Летим! Будут три аппарата! Сбор утром, в восемь!
- Окей! Будем!
Вот это да! Завтра мы полетим на воздушном шаре!

***



Чтобы нас взяли в полет, я договаривался за две недели. Дмитрий пилот аэростата, возглавляет федерацию воздухоплавания, служил в авиации, человек опытный и увлеченный и мне хочется уважительно называть его - «командор».
Есть в авиации понятие - нелетная погода. Пожалуй, к аэростатам этот термин имеет отношение в наибольшей степени. Они не летают при дожде, низкой облачности и сильном ветре. В ноябре солнечных дней обычно немного, чаще пасмурно. Поэтому, в надежде попасть на хорошую погоду мы выбрали длинные трехдневные выходные начала месяца. Расчет прост – если удастся слетать – отлично, если нет – просто посмотрим Переславль-Залесский.
Пока ждали выходных, солнышко светило совсем не по-ноябрьски, а по-летнему. День же нашего прибытия в Переславль-Залесский оказался пасмурным, с дождями. Второй день – без осадков, но с сильным порывистым ветром. И к вечеру мы уже потеряли надежду на полет. Однако, контрольный звонок Дмитрию вызвал у нас не только радость и восторженные предвкушения, но и волнение. Как оно сложится, завтра-то?

***



Главная интрига при полете на тепловом аэростате это посадка. Взлететь не сложно. Поддал газу и вперед, точнее – вверх. А дальше просто летишь по ветру. Управлять высотой шара над землей можно, но вот направлением движения – увы. Поэтому, точка приземления по большому счету неизвестна.
С утра мы поднялись пораньше. Выпили кофе, напялили на себя термобелье и теплые куртки. Сдали ключи от номера и выдвинулись на встречу.
Пока ждали Дмитрия с его командой, успели оценить погоду. Подморозило. Зато стих ветер и ушла облачность. Ну, а дальше садимся в «буханку», знакомимся с попутчиками и отправляемся на точку старта. Через полчаса вылезаем на лесной поляне, вблизи деревни Криушкино. Помощники начинают выгружать снаряжение, а пассажиры, то есть – мы, пытаемся заснять процесс подготовки.
Снаряжения не сказать чтобы много, но оно объемное и без командной работы не обойтись. Тут и баллоны с газом, и корзина, и сама оболочка. Всё надо собрать воедино и привести в рабочее состояние. На распаковку, сборку и накачку шара ушло полчаса. Все работали умело, быстро и слаженно.
Корзина, кстати, плетёная, из ротанга. Дмитрий говорит, что до сих пор лучше ничего не придумано. Были попытки делать из разных композитов, но в итоге вне конкуренции именно плетёные корзины.


Выгрузка баллонов с топливом


После баллонов - корзина


Коллеги по полёту ставят каркас с горелкой


Наша бригада тоже не отстаёт


Спецснаряжение. Баллоны


Рядом с корзиной появляется упаковка с оболочкой


Проверка горелки


Корзина собрана и готова к стыковке с оболочкой


На поляне царит деловое оживление


Бензиновый вентилятор готов к работе


Вентилятором в оболочку нагнетается воздух


Шар увеличивается в объеме


Мы тоже...типа, помогаем...


Пассажиры фотографируются на память


Шар полон воздуха, который теперь надо подогреть горелками


Шар поднимается. все почти готово


Наши коллеги уже взлетели


И вот ! Улётный момент.


***



Ура! Мы уже над землей. Старт был плавный и совсем не страшный. На борту пятеро: Дмитрий – «командор», Дарья - его дочь и помощник, и мы - трое пассажиров.
Кроме людей, корзина везет три газовых баллона. Чтобы подняться выше, надо поддать газку. За это отвечает Дарья. И она довольно часто «жмет на гашетку». Струя пламени с шумом устремляется в горловину оболочки. От горелки явно ощущается тепло. Так что в нашем случае можно было обойтись без термобелья. К тому же, ветра совсем не чувствуется, ведь аэростат движется со скоростью воздушного потока.
Дмитрий постоянно связывается по рации с коллегами и с водителями, отслеживает высоту и наш маршрут. Кстати, все три шара быстро разнесло на приличные расстояния.
Ну, а пока идет набор высоты, пассажиры уже балдеют, восторгаются видами Переславля и щелкают затворами.


Наша стартовая площадка

Пока готовились к старту, небо стало почти безоблачным. Плещеево озеро с высоты предстало во всей красе. Постепенно вплываем в границы города. Утро выходного дня. Жители еще не до конца проснулись, а вот переславские дворняжки сразу заметили необычный транспорт в небе и принялись дружно облаивать наши аэростаты снизу. Смешно, правда! Мы стали высматривать места, где бродили вчера.


Всё выше и выше...


Свято-Никольский монастырь


Место впадения реки Трубеж в Плещеево озеро


Успенский Горицкий монастырь


Никитский монастырь


Дмитрий, командир воздушного судна


Дарья, наш рулевой


Балдеющие пассажиры


Дарья поддаёт газу


Наземная команда старается не отставать, следуя за нами


Где-то в районе села Большая Брембола


Над Ярославским шоссе


Коллеги начали снижение. Идем над ними



***



После того как перелетели Ярославское шоссе, начали выбирать место приземления. Поступила команда убрать фотоаппаратуру, сосредоточиться и сгруппироваться.
Ну, что сказать про посадку? Она была удачной. Сели мы поляну, поросшую мелким березняком. Так как аэростат имеет горизонтальную скорость, но не имеет тормозов, то молодые березки и прочий ивняк наша корзина легко подминала под себя. Так и тормозили. В общем, как-то все участники оказались на твердой земле. Кое-кто заработал легкий синячок, но это мелочи. Зато все улыбались, были счастливыми и восторженными.
А я вдруг вспомнил Гагарина. Он ведь тоже после своего знаменитого полета испытывал восторг и счастье возвращения на землю. Он тоже приземлился в поле. И тогда тоже был солнечный день.
Аэростат никуда не унесло, его удалось как-то поймать, сдуть и положить на землю. Ну, а вскоре подъехала наша «буханка» с наземной бригадой, подвезла шампанское.
Но прежде чем отметить полет, был веселый ритуал посвящения в воздухоплаватели. Потом вручение дипломов и только потом шампанское. Эх, жаль, что мне за рулем еще возвращаться в Москву! Пришлось терпеть до дома!


Счастливый момент приземления


Вспоминая Гагарина


Прибытие наземной бригады


Ритуал посвящения


Обжигание волос и поливание шампанским тоже часть ритуала


Зачитывание указа


Вручение дипломов


Упаковка снаряжения


У коллег тоже посвящение чайников в воздухоплаватели


Полеты окончены! Команда: «По машинам!»


***



Итак! Мы стартовали вблизи деревни Криушкино, прошли вдоль восточного берега озера, затем над Переславлем-Залесским и сели в районе деревни
Лунино. Находились в воздухе 57 минут. За это время пролетели 14,7 километров. Максимальная высота подъема над уровнем моря была 900 метров.


Синим цветом – траектория полета аэростата RA-2672G

Это было незабываемо. Летайте аэростатами Федерации воздухоплавания Ярославской области!