Записки с крыши мира: День #1 - Добро пожаловать в Тибет!

Долго я не мог закончить эти записки из моей второй поездки в Тибет. Решил попробовать себя в жанре "дневника" и вел подробные заметки на протяжении всего моего двухнедельного путешествия по "крыше мира". А потом еще долго делал фотографии и еще более долго редактировал весь написанный в путешествии текст. Но вот, наконец, настал момент, когда все сделано и можно выпускать свое творение в свет. Всего будет 14 частей, по 1 части на каждый день.Сегодня - начало.

День #1. Добро пожаловать в Тибет.

9:20. Поезд Пекин-Лхаса. Перевал Танг-Ла. Высота 5070м.
За окном уже Тибет. Высота приличная. Дышать тяжеловато. Хорошо, что поезд оборудован для таких высот и в вентиляцию добавляют немного кислорода, иначе было бы совсем тяжко. Организм еще не понял, куда он попал, а вот когда поймет… Но я уверен, что все будет хорошо! Не первый раз я путешествую по такой высоте.

Эта бесконечная дорога уже достала! Очень хочется помыться. Сегодня уже пятница, а в душ я последний раз ходил во вторник утром перед отъездом из дома... Машина, поезд, самолет, автобус и снова поезд…От меня не пахнет только потому, что пахнет от всех. Я не представляю, как люди, сэкономившие на купейном вагоне, едут сейчас в общем плацкарте с китайцами. И ведь не откроешь окно и не проветришь вагон, поезд-то «герметичный», специально созданный для поездок на больших высотах с пониженным давлением.

Только что миновали самый высокий железнодорожный перевал в мире – Танг-Ла. Хотя, если бы об этом не было написано в программе тура, я бы об этом никогда не узнал. Поезд остановился и стоял минут 10, двери не открывали и никого не выпускали. Вообще непонятно, зачем стояли. В классическом понимании «перевала» здесь нет ничего. Просто поезд до этого ехал вверх, а теперь едет вниз. Но «углы» настолько малы, что это никак не заметно.

Настроение бодрое, хотя четвертый день пути реально умотал. Очень хочется вдохнуть полной грудью и «выдохнуть» полной задницей.

Проснулся сосед китаец, сейчас будет завтракать. Лучше я пойду погуляю по вагону, а то задохнусь от запаха его пищи. У них же, у китайцев, чем сильнее воняет, тем вкуснее еда. И нам еще повезло, что в нашем купе всего 1 китаец. А как там люди в плацкарте? Я даже не представляю!!!

Китаец отличный, веселый, добрый и очень общительный. Правда со знанием языков у нас беда, мы не говорим по-китайски, а он не говорит ни на каком языке, кроме китайского. Но программа-переводчик и 3G-интернет, который иногда пробивается в дороге (отчего я реально в шоке, учитывая ту глухомань по которой мы едем) помогает нам общаться с помощью китайского смартфона. Но когда он достает свою еду и начинает кушать… Еда пахнет всем чем угодно, но только не привычным запахом нашей еды. Он как-то предлагал нам попробовать, но… как можно есть пищу с таким запахом!!!!

Фуууу, не могу больше писать, я побежал, а то сейчас задохнусь....

15:10. Лхаса. Вокзал. Высота 3650 м.
Ура, мы приехали! Как же приятно выйти, наконец, из этого поезда, который на 2 дня стал нашим домом. Погода не очень, пасмурно и моросит дождь, но это не важно. Главное – это свежий и очень чистый тибетский воздух…

А Лхаса уже не та… Откуда эти высотные здания? Неужели китайцы решили здесь настроить своих ультрасовременных урбанистических трущоб!!! Если так, то это начало конца классического Тибета. Еще лет пять, и от древнего вида Лхасы останутся лишь открытки и воспоминания. Печально...

По местным законам никакие здания в Лхасе не должны быть выше Поталы, главного дворца Далай Ламы. И более того, они не должны перекрывать обзор на этот дворец, который должен быть виден из любой точки города. Но в этой современной части, в которой находится вокзал, все явно строится по новым законам. Я не то, что не вижу дворца, я даже не представляю с какой он стороны.

Нас не выпустили с вокзала, отобрали паспорта и сейчас мы сидим возле какого-то пасспортно-визового пункта, в котором проверяют наше разрешение на въезд в Тибет под строгими взглядами китайских автоматчиков.

А все потому, что Тибет – особая китайская территория, сюда нельзя просто приехать. Чтобы сюда попасть, необходимо заранее, за несколько месяцев, подать заявку на получение разрешения на въезд. Даже сейчас въехать сюда иностранцам не так просто. Пускают только группы туристов, и обязательно в сопровождении двух гидов: китайского и тибетского. Причем местный гид кроме проведения экскурсий будет за Вами еще и присматривать, дабы вы чего ненужного не увидели или не натворили. Все-таки "мятеж" здесь был не так давно (в марте 2008 года), и волнения до конца еще не утихли. Не всем нравится то, каким образом Китай присоединил к себе эту священную для многих людей землю. Но не буду вдаваться в политику, сейчас меня больше всего интересует отель, душ и главное – удобный сидячий цивилизованный ту-а-лет!!!

15:40. Лхаса. Где-то на улицах города. Высота 3650 м.
Остановились купить водички и фрукты-продукты в дорогу. Фрукты здесь почти все привозные, поэтому об их свежести и качестве сложно судить. В прошлой своей поездке я взял виноград, который по дороге к озеру Нам-Цо весь вышел у меня наружу через окошко. На этот раз я решил, что обойдусь и без фруктов. Тем более, витамины я и так принимаю в спрессованном виде. А без витаминов тут нельзя. Нет ничего лучше для акклиматизации, чем здоровый организм, полный всех витаминов. Остальное сделает природа и немного времени, главное не мешать.

Пока группа затаривается персиками, бананами и арбузами, которые кстати выращенны именно в Тибете, я немного прошелся по прилегающим улицам.

Мы в старом городе. Здесь все еще та "старая" Лхаса, какой я увидел ее 3 года назад. Район хоть и обновленный, но построен по всем тибетским канонам. Дома с плоскими крышами, разноцветными орнаментами и обязательными черными окнами, которые должны отпугивать злых духов. А вот вдоль улиц сплошные китайские магазины... Но по ним (улицам) ходят тибетцы. Кстати, тибетца от китайца отличить пока еще очень легко. Во-первых, это более темное лицо и красные щеки, от близкого солнца и высокогорной жизни при низком давлении. Во-вторых, это колоритная национальная одежда, хоть и новая, но все равно традиционная. Китайцы уже давно ходят в современной европейской одежде, костюмах, джинсах и кроссовках, а тибетцы все еще носят свои балахоны и разноцветные платья. И в-третьих, главные атрибуты настоящего тибетца – четки и ритуальный барабан. И если барабаны крутят не все, то без четок не ходит никто!!!

17:10. Лхаса. Отель «Gorkha Tibet». Высота 3650 м.
Как же это хорошо, получить блага цивилизации!!! Я стал легче на пару килограммов, светлее на пару тонов, а главное свежее и моложе на пару лет!

Мы остановились в очень интересном отеле, можно даже сказать в настоящем тибетском доме-гостинице. Этот отель - полная стилизация под тибетское жилье. Хотя, это ведь и есть настоящее тибетское жилье!

Когда-то здесь жили богатые тибетские чиновники, затем здесь было непальское посольство, а сейчас здание отреставрировали и сделали небольшой, но очень уютный и очень колоритный отель. Тут даже пахнет, как в Тибете! Наш организатор тура просто умница! Несмотря на старинный внешний вид, здесь есть все блага цивилизации и даже неплохой WiFi. Так что я пойду связываться с домом...

18:30. Лхаса. Улица Barkhor Street. Высота 3650 м.
Да, Лхаса уже не та... А ведь это, можно сказать, самое священное место в Лхасе. Священная улица Баркхор вокруг самого древнего и самого священного храма Джоканг, малая «кора», по которой должен пройти каждый тибетский житель. А еще здесь когда-то был тибетский ремесленный рынок. Но сейчас все изменилось…

Туристы, китайцы и туристы-китайцы сделали свое злостное дело. Три года назад на этой улице еще что-то оставалось от исторической тибетской торгово-молельной улицы, а сейчас здесь обычные китайские торговые ряды с тибетскими фасадами, которые торгуют обычным китайским ширпотребом с закосом под тибетские товары.

А от настоящего «Баркхора» остались лишь только тибетцы, которые как и раньше, несмотря ни на что, совершают здесь свою священную Баркхор-кору, не обращая внимания ни на туристов, ни на магазины.

Если все будет развиваться так и дальше, то через пару лет здесь появятся бутики «гуччи», «шанель», «хуго босс» и т.п., и по улицам вместо тибетцев с барабанами будут расхаживать гламурные китайцы с модными бумажными пакетами фирменных магазинов.

Но пока все по-старому. Все те же тибетцы, все в тех же одеждах, все с теми же барабанами, все также ходят, также крутят барабаны и перебирают четки, все также молятся и не обращают никакого внимания на толпы туристов, снующих между ними.

Я сделал один круг священной «коры», выбрал удобное место и фотографирую. Надеюсь, что-нибудь получится. Хотя людей слишком много, а времени слишком мало, да и света немного не хватает, ведь уже довольно поздно… Но это мелочи. Главное, что «материала» тут более, чем достаточно!!! Здесь столько коренных представителей Тибета!!! От самых маленьких, которых носят, потому что они еще не могут ходить, до самых древних, которых носят потому, что они уже не могут ходить.

Нет, наверное, ни одного тибетца, который хоть раз в жизни не совершил бы здесь священную кору. А жители Лхасы делают это, как правило, 2 раза в день - утром и вечером. А сейчас как раз вечер! Все, некогда писать, надо фотографировать, пока еще есть свет…

21:10. Лхаса. Отель «Gorkha Tibet». Высота 3650 м.
После ужина прогулялся по окрестностям. Еще раз убедился, что Лхаса все больше превращается в китайский город, и это очень печально. Но ничто не вечно, все течет, все изменяется... Пока тибетцы совершают свои «коры», молятся и крутят барабаны, китайцы строят дома и магазины, и медленно, но верно меняют город по своему подобию…

Я боюсь, что скоро в Лхасе от Тибета останется только Джоканг с Поталой, да пара известных монастырей на окраине, а в остальном она станет типичным китайским туристическим местом с красивыми тибетскими фасадами и неоновыми вывесками. Слишком большой город. Дух истинного Тибета с улиц Лхасы уже ушел... Посмотрим, что творится в местных храмах и монастырях, а пока я устал и пойду отдыхать.