Затерянная Акармара. Хотите побывать в роли сталкеров? Город-призрак ждет вас
Когда-то это был крупный центр добычи каменного угля, а ныне — заброшенный посёлок в Ткуарчалском районе. Акармара - город-призрак.
Наш путь после Ольгинских водопадов, о которых писала здесь, лежал к водопадам, расположенным в Ткуарчалском районе, рядом с поселком Акармара. По пути свернули в этот поселок.
Так, наверное, будет выглядеть наша планета, когда её покинут люди. Зрелище жутковатое.
Только горы, кольцом охватившие местность, скрашивали мрачную картину.
После грузинско-абхазской войны поселок опустел и, похоже, надолго. Средств на его восстановление в течение тридцати лет не нашлось.
Вначале история поселка была славная. В тридцатые годы прошлого столетия в этой местности геологи обнаружили глубинные залежи редкого коксующегося угля. Первые шахты в горах были пробиты в 1933 году. Но масштабное строительство горнодобывающего комплекса началось в 1942, когда залежи донбасского угля были отрезаны от СССР фашистами.
Построили канатные дороги от восьми угледобывающих шахт, железнодорожный мост через реку Галидзга, горно-обогатительный комбинат, железную дорогу для вывоза угля в Сухум,
жилые кварталы для работников комплекса, Ткуарчалскую ГРЭС, которая вырабатывала электричество для половины Грузии. И поселок Акармара стал процветающим.
А потом рухнул Советский союз и через год в 1992 году начался грузино-абхазский конфликт, в ходе которого весь шахтерский район был окружен и на 413 дней заблокирован грузинскими войсками. Ужас, что тут началось. Велся обстрел «Градом». Было много убитых и раненых. Люди при обстрелах стали переходить в безопасные места, не простреливаемые из ущелья.
Жители Акармары пережили настоящий голод из-за отсутствия продовольствия. Особенно тяжело пришлось живущим в многоквартирных домах – у них не было огородов и люди умирали от голода и болезней.
Сейчас у республики нет достаточно денег для восстановления промышленной инфраструктуры, а у всех стран упал интерес к коксующемуся углю, да, и специалистов уже тоже нет.
Так и стоит Акармара призраком среди гор и тропических растений, притягивая сталкеров, которые бродят среди заброшек, домов, с зияющими зеницами окон, устраивая фотосессии. Мы не были исключением. Тоже ходили по улочкам города-призрака, заглядывая в разбомбленные дома, которые потихоньку завоевывает субтропическая растительность. Природа берет свое.
И все же жизнь тут чуть-чуть теплется. Цветущее дерево напоминает, что после зимнего, мертвого сезона, все-таки наступает пробуждение. Около этого дерева заброшенная штольня. Заглянули и в нее.
Увидели собак. Значит должны быть люди.
И верно, тут всё-таки, кроме туристов есть жители - несколько семей, человек 40, в общей сложности. Это пожилые люди, которые занимаются огородничеством, пчеловодством, виноделием.
Видимо, им совсем некуда податься. Обеспечивают они свою жизнь, совершенно, самостоятельно, без помощи государства.
Просматриваются ещё остатки былой роскоши