Горная Абхазия. Ольгинские водопады
Когда пишу об отдыхе в Абхазии или о путешествии по этой стране, то слышу часто нелестные отклики: грязь, плохой сервис, обманы и даже недображелательность, а порой грубость. Конечно, в раскрученных курортных локациях в сезон отпусков, когда сюда едет огромный поток людей, это имеет место быть. Хотя многие очень довольны отдыхом, например, в Пицунде, Гаграх или Новом Афоне. Кто-то доволен национальной кухней: вкусно и недорого, кто-то считает, что она за последние годы деградировала. В общем, отзывы противоречивые.
Но я хочу показать вам непознанную Абхазию, которую широкий круг отдыхающих мало посещает. Это, в первую очередь, горы, ущелья и водопады. Большую часть этой страны ведь занимают горы. И тут есть мир, нетронутый цивилизацией, где потрясающая красота, куда добираются только туристы и увлеченные горами люди. Туристы с хорошей физической подготовкой идут пешком. Другие пользуются внедорожниками. Наше путешествие было на внедорожнике, и мы исследовали Восточную Абхазию. Тут страна граничит с Грузией. Порой были такие виды, что казалось ты попал или в другое измерение, или в какую-то сказочную страну.
Первая локация - Ольгинские водопады. Всего в 20 км от Сухума, недалеко от села Мерхеул простирается Цебельское ущелье. Туда мы и направились. На трафарете написано "Ольгинские водопады". Село Ольгинка тоже рядом находится. Ещё говорят, что тут жила отшельца по имени Ольга. Может поэтому закрепилось название. Но местные частенько эти водопады называют, всё-таки, Мерхеульскими.
Стены ущелья за многие годы размыли потоки воды, что превратило их в оригинальные природные декорации.
Впечатление усиливают свисающие со склонов растения, как лианы. Настоящие джунгли.
Буквально несколько лет назад подойти к водопадам было невозможно, пока местечко не оборудовали: установили досчатые переходы над речкой, мостики и лесенки.
По ходу движения при спуске в ущелье на пути встречаются небольшие водопадики. Их несколько. Но впечатляет самый большой.
Особенно красивый вид на него открывается с моста. Лесенка вниз довольно экстремальная. Хорошо, что не было дождя. Иначе она была бы еще и скользкая. И хорошо, что путешествие наше было весной. Для водопадов это самое благоприятное время года. Они полноводные.
Спустились к воде. Водопад снизу впечатляет не меньше. На выступе люди кажутся лилипутами. Лилипутами они казались, когда и сверху я на них смотрела. На таком фоне сразу видно величие водопада. Хотя, на самом деле, он и не очень большой, метров 15.
Внизу под водопадом образовалась подводная яма. Смельчаки могут прыгнуть. Но никто из наших не отважился. Время года неподходящее, в ущелье было холодно. Про воду и говорить нечего.
Начинается поход от пацхи (кафе на местном наречии) с национальной кухней, беседки и прекрасным видом на горную реку Мочара. Эта река и пробила это ущелье.
В пацхи можно пообедать. Обычно заказ оставляют при входе в ущелье, чтобы по возвращении всё было готово. Основные блюда шашлык и хачапур (именно так тут произносят). Ведь раньше был Сухуми (на грузинский манер), а теперь Сухум. Тоже самое и с хачапури. Это к слову.
А ещё тут живут два медведя Маша и Миша. Печально, что живут в клетях, хотя они и ухоженные, и упитанные. Говорят, что у них даже был медвежонок.
Народ фотографирует, близко подходит к клеткам, кормит яблоками, морковкой, порой теряя бдительность: такие ведь они милые. Нет, они дикие звери. Милыми бывают только собачки на диване. А у медведей лапы тяжелы, а когти, как ножи.
Тут у нас произошло ЧП с моей подругой. Она была неосторожна. Очень близко снимала бурых, и медведь выбил у нее из рук телефон. Произошло все молниеносно. Миша стремительно просунул лапу между прутьев. Телефон полетел вниз прямо с включенной камерой. Это просто чудо, что всё закончилось хорошо: не была задета рука, а телефон не улетел в реку и его достали. Однако, перепугались мы не на шутку. До конца дня при воспоминании об этом жуть охватывала . Так что бдительность превыше всего с диким зверьем.
Продолжение следует.
Тут можно прочитать про Келасурскую стену , остатки которой находятся тут, в Восточной части горной Абхазии.