Затерянный мир осетинского Пиросмани
Ход - село в Алагирском ущелье Северной Осетии. Добраться туда можно только в сухой летний сезон на крепком внедорожнике или грузовике. Когда-то в Ходе было больше ста дворов, где жило больше 1000 человек. По меркам гор - огромное село. Сейчас только три. Жить там, где нет света, воды, куда не ведут дороги, никто не хочет.
Еще 20 лет назад здесь кипела жизнь, село было многолюдно, работал клуб, школа и библиотека. Теперь лишь развалины. Природа потихоньку забирает свое, покрывая старые здания благоухающим разнотравием. В нескольких оставшихся домах живут три семьи. Живут тем, что держат скот и готовят сыр на продажу.
Пожалуй самое интересное в Ходе - это кладбище. Ход издревле гордился своими каменщиками и резчиками по камню. В начале XX века, их в Ходе было около десятка.
Одним из них был знаменитый Сосланбек Едзиев. Сын каменщика Микаила Едзиева, он был сказителем, архитектором, резчиком по дереву, скульптором. Мастер - вот, пожалуй, единственное слово, которое способно вобрать все его таланты. "Осетинский Пиросмани" так называли Едзиева историки искусства.
На кладбище в затерянном высокогорном селе мы можем увидеть его творения, равно как и творения других мастеров, живших здесь.
Изначально все барельефы на надгробиях были раскрашены, и кое-где еще можно разглядеть следы этой краски. Но по большей части вся она осыпалась от времени, дождей и ветра или была "съедена" мхом.
Причудливо переплетаются здесь камни с лицами горцев 19 века, и советские надгробия.
Еще 20 лет назад здесь кипела жизнь, село было многолюдно, работал клуб, школа и библиотека. Теперь лишь развалины. Природа потихоньку забирает свое, покрывая старые здания благоухающим разнотравием. В нескольких оставшихся домах живут три семьи. Живут тем, что держат скот и готовят сыр на продажу.
Пожалуй самое интересное в Ходе - это кладбище. Ход издревле гордился своими каменщиками и резчиками по камню. В начале XX века, их в Ходе было около десятка.
Одним из них был знаменитый Сосланбек Едзиев. Сын каменщика Микаила Едзиева, он был сказителем, архитектором, резчиком по дереву, скульптором. Мастер - вот, пожалуй, единственное слово, которое способно вобрать все его таланты. "Осетинский Пиросмани" так называли Едзиева историки искусства.
На кладбище в затерянном высокогорном селе мы можем увидеть его творения, равно как и творения других мастеров, живших здесь.
Изначально все барельефы на надгробиях были раскрашены, и кое-где еще можно разглядеть следы этой краски. Но по большей части вся она осыпалась от времени, дождей и ветра или была "съедена" мхом.
Причудливо переплетаются здесь камни с лицами горцев 19 века, и советские надгробия.
Читайте также