Железные всадники в гостях у Чингиз Хана

Сколько ни читал отчетов по Монголии, все авто и мото группы отчаянно блудят, сетуя при этом на карты, навигаторы и неправильные дороги. Так вот: Могу сказать с гордостью - Мы нигде не плутали! Ориентироваться было одно удовольствие. Пользовались при этом атласом Автодорог Монголии и простеньким авто навигатором с системой НавиТел…в ней северная Монголия входит в карту России.
Маршрут: Новосибирск-Чемал-Ташанта-БаянУльгий-озеро Ачит- Олгий (озеро Харус)-озеро Хяргас-Ургамал-Улиастай-Тэлмэн-Тсонцэнгэл-Тариат-Цэрэлэг-Хархорин –Булган-Тсонцэнгэл-Морон-Хаттгал-Ханх-
-Монды-озеро Байкал - Иркутск-Красноярск-Новосибирск
всего 6000км, из них по Монголии 2500км.
Участники и мотоциклы:
Дэн - XLR-250
Даня - BAJA-250
Зюк - XR-250



Собрались прокатить оффроад кольцо по Монголии на легких эндуро. Чтобы не пыльными общими дорогами, как это обычно делают европейцы на тяжелых мотоциклах, а по самым аппетитным пампасам. Да еще и в дюны заехать, порезвиться по возможности в песках. Маршрут я накидал пристегнув опыт покорения Монголии от новосибирского авто путешественника господина Юдушкина А.В. и наработки новосибирского же тур агентства Альтаир-тур, через которое и были сделаны монгольские визы. Атлас автодорог Монголии (отличный, как оказалось) распечатал с africatwin.ru
Труднее всего оказалось стартовать. Дэн пытался побороть греющийся и постукивающий мотор и стартовал из Красноярска два раза, а потом и вовсе завис в Новосибирске с разобранной головой и стершимися рокерами. Случайно практически нашли в городе донора –XRa поэтому отложили старт всего на неделю.
Вот драматическая хроника наших сборов:
Старт:
11 - Июля Дэн стартует с Крска, мотор греется, искра пропадает, от Ачинска на эвакуаторе назад.
13 - Июля - Дэн стартует опять (в обед)
14 - Июля (14-00) Вся гопа собирается выехать из гаража на регистрацию.

14 - до упора суетились в гараже….собирались вечером обсудить маршрут наконец собраться….
15 - Июля (01-00)сначала заведенная машина с ключами захлопнулась, потом кошку спасали, упавшую сверху, носили ее по подъезду - никто не сознался, чья она…потом бензин кончился на работающей закрытой машине с включенными фарами…хорошо аккумулятор сесть не успел ( и т.д.)) до меня доехал только Дэн в третьем часу ночи…
18 - Июля - вот уже неделя, как мы стартуем в монголию...)))
Дэн чинит двигатель, а Даня изголяется в художественном ваянии багажника..))

Как было уже сказанно выше, Даня всю эту неделю любовно мастерил чудо багажник, подзабив «слегка» на остальные сборы. В результате в назначенный день (все друзья уже забыли про наши затянувшиеся проводы) символически отчалили только мы вдвоем с Дэном, доехали до Обского моря и встали с палаткой ждать припоздавшего Даню.



На следующее утро стартовали таки на Алтай, с двумя, правда, дневными пересыпами для Дани, который благодаря своему всенощному бдению периодически засыпал и просыпался на ходу. В Чемал приехали глубоко затемно, встали с палаткой на газончике у домика новосибирского мотоциклиста СКВ. Есть теперь на Алтае, такой Мото.приют. Следующий день Даня теребил головку мотора. Очень неспешный старт произошел лишь через сутки. До вечера доехали до Ташанты, пограничный переход уже закрыт, ищем место для ночевки, такое, чтобы без назойливых местных джигитов. В результате въезжаем прямо на вершину вдольграничного хребта - слава легким эндуро! Тут и ставим палатку, бонусом нам великолепнейшая панорама с ледниками Актру, окрестными горами и степями. Утром, пока Дэн и Даня занимаются взаимоподниманием тел, сбрасываю карбюратор и меняю жиклер, ибо высота большая и богатит. К границе гоним, распугивая кучу жирных толи сусликов, толи тарбаганов. Все формальности на двух границах затягиваются до обеда. Монголы как водится, не спешат. За заставой покупаем смешную, но недешевую монгольскую страховку автогражданку, так положено. И отмечаем наше столь долгожданное прибытие В Гуанзе-юрте крепким чаем с вкусными бараньими Буузами.



План на сегодня - добраться до города Баян-Ульгий и поменять по достойному курсу рубли на местные тугрики. А еще залиться 92 бензином про запас. Поехали не по гравийной федералке, а по проселкам, через 2 перевала, сразу окунулись в офроад с каменистыми склонами и камышами с песочком. По пути встали на регулировку Дэнова карбюратора (высота), из соседних юрт тут же прискакали помощники и звали на чай, но мы устремились дальше. Я пару раз залег в глубоких песчаных колеях, на малой скорости песок ворочать ощутимо тяжелее и самое главное, надо напрочь забыть про передний тормоз. Пока приноравливался к обильному песочку, грохнул первое зеркало, открыл боевой счет.



В Монголии есть одна особенность, очень затрудняющая ориентирование. Все места, города, поселки имеют одинаковые названия, их там нереально много и в разных концах страны, и совсем рядом. Попробуйте провести нитку нашего маршрута по карте и вы поймете это сами. Поэтому, зная наш маршрут, и имея на борту своего мотоцикла и атлас и навигатор, я узурпировал всю траекторию нашего группового ориентирования и передвижения.
В городе Ульгие поменяли рубли (из расчета 10т.р. на 2 недели) на толстые котлеты тугриков (440 000тугров!). Встали за городом, на холме уже почти в темноте, чтобы ночью по палатке никто не промчался галопом. Первые же поиски места для лагеря показали, что нам придется научиться достигать консенсуса. Причем желательно без ежевечерних мордобоев. Шутка.
Второй день пейзажи прямо радовали, Горы, пустынные предгорья с песками и зелёные оазисы, вдоль реки Ховд. На речном берегу и разбили уютный лагерь, причем опять мучительно искали консенсуса, потому как Дэну уж очень приглянулись три дерева на самом болоте. Съездили в эту полную засаду и вернулись. На утро поменяли масло, Дэн переобулся на пятаковую резину. Даня на выезде со стоянки, с разгону ветел в болото, окунулся с головой, даже бензобак промял своими, так скажем, коленями, и это практически в пустыне! Вытащил мотоцикл весь в тине. Долго смеялись.



Масло отработку, да и весь невеликий мусор (по всему маршруту) мы вывозили в населенные пункты. Купили очередной еды в магазине, а на обмен оставляем пакетик с мусорком, замыкаем, так сказать пищевую цепь. Монголия чистая страна, там «засранцев» по количеству народонаселения в пятьдесят раз меньше, чем у нас, да и сорят кочевые люди пока не так обильно, как типичные П.О.П.А. «Персонажи Общества Потребления Артефактов». Кстати запад Монголии по их меркам, самая окраина страны. Народ здесь приветлив и добр, быт у населения простой, замешанный на немудрящих радостях бытия истинных кочевников, причем телевизионная ахинея, транслируемая через спутник из просвещенного Улан-Батора ( типа «топ модель по монгольски» и подобная нахлобучивающая людские мозги гламурня) не оказывает заметного действия на эти места. Общение с местными жителями, очень комфортное. Русских здесь любят, с Россией многих монголов связывают приятные воспоминания. Мы тоже не оставались в долгу, помогая местным мотоциклистам на бродах рек, но чаще всего мы выручали беспечных обсохших монгольских байкеров, дружески помогая такой заветной в степи поллитровкой бензина.



Каждое озеро Монголии красиво по своему. Соленое и большое Хяргас – оставляет полное ощущение настоящего моря, крутой солоноватый ветер и вездесущие чайки. Палатки поставили прямо на береговой гальке и тут же порадовали себя морскими ваннами. Здесь у монголов полудикий курорт. Весь маршрут мы с Дэном наблюдали за героическим процессом просыпания Дани каждое Утро, и это грандиозное по своей драме действо фотографировали. Сначала будили его, аппетитно спящего, в отдельной палаточке, кофием и скандалами, потом кофием и уговорами, а через какое-то время, о, чудо, и просто кофием.



После Хяргаса, пересекли малоезженый участок локальной полузаросшей пустыни и выехали к очень аппетитным песчаным дюнам, где и занялись заветными отжигами по барханам а ля «Дакар». Перед дюнами форсировали речку с песчаным дном. Дэн остановился секунд на двадцать и мотоцикл тут же засосало в мокрый песок. Доставали его из зыбуна методом «выкачивания», традиционным марокканским способом, предварительно полностью разгрузив. На Дюнах же отрывались как в кино!



Причем я, как самый коротконогий нападался на крутых склонах за всех троих. Постепенно по гребням заехали на самую высокую дюну массива, метров на двести выше остальной долины. Очень красивые пейзажи, нежные переливы песков, изящные формы барханов. Надо сказать, что это была одна из заветных целей нашего маршрута, попробовать на зуб настоящие большие пески, опробовать свои силы и свою технику на настоящих пустынных дюнах. Нам понравилось!


Дальше мы двинулись в сторону ставки Чингиз Хана, городу Хархорину (Каракоруму). Посетили старинный буддистский монастырь- крепость и монумент у стойбища легендарного воителя монголов. Чингиз Хан тут национальный герой, чего нельзя сказать о хане Хубилае, наследнке его империи, о том, что перенес столицу орды в Китай и все завоеванное соответственно. Монголы в обиде на Хубилая до сих пор, и имеют малореальные материальные претензии к своему южному соседу.
Купил в Хархорине для своей жены монгольское копье, любит она помахать дома восточным оружием на досуге.



Место тут любимое мото туристами, встретили одиночку француза и целую группу немцев на тяжелых BMW – на таких только по федералкам местным пылить. Хархорин это поворотная точка нашего путешествия. Впервые за всю Монголию остановились не в палатках, а в Юртовом лагере, помылись о чудо! В душе! Да вкусили цивильной еды в специально отведенной для этого юрте.



Озеро Хубсугул, это двухсоткилометровый брат Байкала. Здесь заповедник и въезд платный. На берегах есть лес, мы оказывается весьма соскучились по тени деревьев и травянистым полянкам. Береговая полоса усыпана готовыми сухими дровами – плавником. С наслаждением проводим вечерние костровые посиделки, рыбачим на хариуса и даже поим чаем с пряниками местного лесника, который мечтает оштрафовать «богатеньких заграничных мотто - буратинов» по целому списку непозволительных деяний, либо вместо штрафа покататься на наших мотоциклах. Но мы все-таки разруливаем ситуацию, договорившись, что будем чистить берег от мусора и пластика, и покатаем на мотоцикле господина инспектора аж до самой деревни.



Потом было неспешное прохождение границы, Тункинский хребет, Свежий, копченый и вкуснющий омуль на Байкале, и гонки по гравийным объездам строящейся дороги в сторону Красноярска, заезд в гости в Манское, к друзьям и дальше домой.
Текст и фото: Валентин Зюзюк (Zuk)