Александр Демьянов
8 апреля 2019

Зимний Алтай. Одиночное спонтанное мотопутешествие. 1

Формат поездки сложился стихийно. Определился он тем, что на конец лета-осень я хотел сходить в некий серьёзный одиночный поход и потом к концу сентября произвольно прокатиться на моте, съездить наконец уже к Чулышману и южному берегу Телецкого озера.
Поход так и не реализовался, а в сентябре залили дожди. Во внезапной середине октября резко понял, что без финального мероприятия в ускользающем сезоне ну никак не выйдет и хоть в дождь, хоть в снег, но нужно валить в горы, иначе всю зиму мерзко буду себя чувствовать.
Решил дерзко и молодёжно совместить пешку и мото. Рассчитывал закидать мот где-нибудь в лесочке ветками, перекинуть вещи в рюкзак и уйти в кольцевой маршрут, коих наметилось два варианта, по Курайскому и Северо-Чуйским хребтам. Сразу скажу, что идея эта накрылась нежными овальными формами ввиду мелкой, но нежданной технической накладки. Может, и к лучшему.

Долго думал насчёт обуви. Потому что исходил из неверной предпосылки, что будет мокро. Тоесть, я рассчитывал, что будет снег, но с плюсовыми температурами днём. Что как бы самое страшное для ног. Потому сделал выбор в пользу сапог из ЭВА. Хотя никогда раньше с ними дела не имел и относился с большим подозрением к историям, что народ использует их для горного туризма. Подошва там не для снега, разумеется, если сапоги не берутся в роли лыжезаменителя. Но это я рассчитывал пофиксить взятыми "кошками". По опыту поездки могу сказать, что лучше бы взял берцы. Температура выше нуля была только в первый день поездки и в день возвращения.

Прогноз погоды для мест, куда я собирался, я видел, но почему-то не верил ему, слишком уж он казался суровым для всего-то лишь октября.

Пришлось обойтись без моих любимых перенесений дат выезда. Предстоял единственный день с +15 в городе, после чего следовало резкое похолодание и дожди. За этот день я рассчитывал сделать основной перегон до Курайской степи и ожидать, что там осадки будут уже в виде снега.
Надо сказать, что я терпеливо отгонял навязчивые мысли о том, как буду возвращаться. Планировал ехать недели на две (с пешей частью, которая не состоялась) и соответственно пришлось бы возвращаться уже в ноябре и чего там будет с дорогой и погодой можно было только пугаться.
Ну да ладно, чтобы возвращаться, надо сначала доехать. Чем я и занялся. Следовало торопиться, световой день короткий, часов в 17 уже темнеет, потому я выехал в несусветную рань — около 10 утра.
Ехалось не так уж приятно, дул сильный порывистый ветер и приходилось постоянно ловить мот. Зато ветер был тёплым. По крайней мере до Семинского перевала.

1 остановился остудиться перед перевалом, вовремя обнаружил в фотике бэк-фокус, настраивал минут 30

На Семинском лежал снежок и температура около нуля. Тут впервые повеяло зимой. Потому даже не остановился на вершине.
Быстро скатился к Онгудаю, там махом отогрелся. И вообще, приятно там было. Онгудай не подкачал. Отдохнул и перекусил на своём традиционном остановочном месте. Отметил насколько мелкий Урсул. Традиционно же искупаться желания что-то не возникло.

2 хорошее место, уютное, только загаженное ублюдками

4 за Чуй-Оозы половил последние десятки минут тепла, было очень хорошо и благодатно и даже ветер стих

Кстати, пока ехал, всё иррационально надеялся и скорее даже жаждал встретить ещё какого мототуриста. Даже не знаю, почему во мне проснулось такое странное социальное желание. Но увы.

Как только солнце скрылось, подмораживать стало моментально.
Топил около сотни, потому не рассчитал жор бензина и заглох километров за 30 до заправки. Переключил на резерв, поехал. Спустя три километра опять заглох. Смеркалось, дул холодный ветер, предвещая смену погоды. И было уже далеко не +15 как на выезде. А я стоял на пустой трассе и проникался волшебной атмосферой всей этой ситуации, чувствуя. что начинаю жить. Потом очнулся, покачал мот, слив остатки из одной половины бака в другую, завёл и спокойно доехал до заправки.
Уже в темноте закатываюсь в Курайскую степь, лезу в горки, долго и привередливо выбираю наиболее шикарное место для ночёвки. Всё происходящее со мной ощущалось слишком уж необычно и эпично, чтобы размениваться на ночёвку где-нибудь в тривиальной низине. Надо обязательно забраться повыше, чтобы был вид на снега Северо-Чуйского.
И я нашёл фантастическое место. Почти на самой вершине холмов, но удивительным образом в ложбине и закрытое от ветра с одной стороны лиственницами, с другой — пупырём. С ОГРОМНЫМ количеством отличных дров. Я в него влюбился. И по всем признакам до меня там никто не ночевал. Так что не буду рассказывать, как туда доехать 8)
Ставлюсь, сижу у костра, отмечаю, что температура ведёт себя развязно и никак не может остановить своё падение. В итоге около 22х успокоилась на отметке -9. Я то вроде как из относительно тёплой осени приехал, а тут такое сразу же в первый вечер. Начал понемногу проникаться пониманием, что поездка не осенняя, а зимняя.
Но всё равно ощущаю счастье, что познакомился с ещё одной ипостасью моей ненаглядной Курайской степи.

6 делаю один кадр для очистки совести, фотографировать совсем не хочется, занят перевариванием впечатлений. Даже не смотря на почти полную луну.

Уснул довольный, что перегон сделан, и дальше меня ждёт неторопливое знакомство с октябрьско-зимним Алтаем и, скорее всего, много чудес.

Пробуждение оказалось полным стресса. Причиной оному послужил звук настойчивого и нетерпеливого стука по тенту палатки. Немного вспотев, срываю спальник, расстёгиваю палатку, пытаясь проснуться, сконцентрироваться, собраться и подготовиться к какой-нибудь гадости, возможно, ждущей меня снаружи.
Там пожилой алтаец, спрашивает у меня не видел ли я коня. Ну, мне кони давненько не снились, так что отвечаю нет, не пробегал.
Вообще, тема поисков скота достойна отдельной записи, у себя в жж я как-нибудь накатаю пост об этом. Это целый фольклор. Кратко: в какое бы укромное местечко вы не схоронились в радиусе 10-15 километров от населённого пункта на Алтае, вас обязательно найдёт чабан и спросит не пробегал ли тут конь или телёнок. И часто даже не один чабан.
Прошлым летом вот, в финальной точке похода по Теректинскому хребту при ночёвке километрах в 5 от села в очень укромной низине со всех сторон закрытой деревьями, меня вычислил сначала чабан искавший коня, затем чабан искавший чабана, искавшего коня, а потом просто рыбак, который никого не искал, но сказал на всякий случай, что чабаны друг друга успешно нашли.
В общем, к этому пора уже привыкнуть, но в первую ночёвку я был не готов к такому вот логичному развитию событий.
Завтракаю, наблюдаю за погодой, думаю чего делать дальше. На степь наползает снежный фронт, решаю сегодня ещё на ночь здесь остаться, тем более, что место обалденное. И пофотать ночью надо.

7 моё обалденное место

8 а такой вид открывается с точки съёмки предыдущей фотографии, тоесть, в двух шагах от палатки

9 тоже не так далеко, жаль Курайский хребет затянут

10 впрочем и Северо-Чуйский тоже не особо фотогеничен и всё в дымке

11 не могу нафотаться своего уютного прибежища

12 температура кстати опустилась градуса на 3 ниже нуля и до конца поездки ничего теплее не случалось

13 тут и снежок подоспел

14 гадаю чем это всё закончится

15 и сразу как будто бы совсем другое место

17 тут славливаю эйфорию, бегаю с дебильной улыбкой

18 эстетическое наркоманство

30 пара часов мелькнули и нет их, закат застал меня неожиданно, не было никаких признаков, что появятся цвета, однако ж..

32 ночью вдарило -12, помню ручки мёрзли когда бегал по окрестностям и фотал, ещё и ветер поддувал, зато грела мысль, что костёр недалеко

33 Курайский присыпало, как и полагается

Ночью спалось уже не так комфортно, как в прошлую, просыпался от холода пару раз. Хотя вещи я не все на себя надевал, так что запас оставался. Хотел акклиматизироваться и приучиться к холоду.

Утром небо чуть посветлело, хоть до состояния налаживания погоды было очень далеко. Решил ехать.

34 при сборах выяснилось, что вещей чёт слишком дохрена и меня это раздражает

Понял, что нужна какая-то система. Чтобы у каждой вещи было своё место и не размышлять каждый раз что куда приткнуть и сунуть.

35 на выезде из Курайской степи началось веселье

Проезжающие машины притормаживали и демонстрировали прилипшие к стёклам физиономии и задние панели телефонов. Поначалу забавляло, потом я привык к славе и всё перешло в фоновый режим.

При остановке решил оценить насколько меня держат шины на такой дороге и чуть тронул ручку тормоза, чего ранее благоразумно не делал. Результат — мгновенный срыв колеса. Сделал вывод что про тормоз надо забыть и останавливаться накатом. ну и ехать не больше 40-50 километров.

Помню ту мысль с которой я там остановился и фотал мотоцикл и пейзажи: "давай-ка тормозну, тут довольно снежно и надо это всё дело зафотать, а то вдруг потом за всю поездку более снежных мест у меня не будет". Ха-Ха-Ха…

38 в туда щас покачусь

Затем я въехал вон в то облако на фотке выше, там меня окружила плотная стена снега с низкой видимостью. Что сработало неожиданно — я почувствовал некий душевный подъём, что тут вот всё такое арктическое, а я то на мотоцикле и чуть ли не пел уже. Диссонанс окружающей обстановки и формата моего мероприятия приятно щекотал мозг. Я не подозревал, что всё это щекотание будет нарастать и на каком то этапе называться этот процесс будет уже по-другому.

39 Чуйская степь встретила ожидаемо солнцем, хоть мне и не верилось, что я его наконец уже увижу

Просьба не обманываться идиллическостью картинки. Мне тоже кажется, глядя на эти фотографии, что там было бы неплохо поваляться в травке, нежась на солнце. Но я то помню, что единственное о чём я тогда думал было где бы (а вот негде, степь же!) спрятаться от ураганного сдувающего с ног ветра температурой в -10 градусов.
И надо ли говорить, что все мои недавние восторги оказались быстро выдуты.

40 визуальная курортность

41 даже, я бы сказал, пляжность

42 уже недалеко от Кош-Агача, Курайский хребет, ему идут закаты

43 снежные бури туда-сюда

Позвонил другу, напросился в гости. Изначально хотел заночевать где-то в степи и даже подыскивал место, однако бешеный ветер сделал эти планы не то, чтобы малоосуществимыми, но я решил, что наличие рук и ног для меня пока что важнее, чем крутой опыт выживания, пусть и такой соблазнительный.

44 предвкушая скорый горячий душ не стесняюсь мёрзнуть, подыскивая самые героические ракурсы

45 много клёвых замороженных озёр, жаль закат быстро кончился

Ну а дальше меня ждала читерская ночь в комфорте и слабодушие в виде принятия горячего душа, вместо принципиального купания в полынье горной речки на ветру как в аэродинамической трубе.