Бить или не бить: права женщин в трактатах средневековой Европы и Руси
Молчание — золото
Судя по европейским текстам позднего Средневековья, молчание считалось главной женской добродетелью. Философы опирались на сочинения Аристотеля, утверждавшего, что молчаливость украшает женщину. Так, Эгидий Римский, учитель будущего короля Франции Филиппа Красивого (XIII век), писал, что молчание женщины приносит тройную пользу: во-первых, молчаливая женщина кажется недоступной мужчинам, во-вторых, молчание позволит избежать неосмотрительных речей, а в-третьих, так женщины не будут вступать в перебранки, к которым, по мнению Эгидия, они склонны от природы.
Аналогичного мнения придерживались и авторы «Домостроя» (полное название — «Книга, называемая "Домострой", содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам»; есть мнение, что это плод труда нескольких авторов из Новгородской области, но наиболее известна редакция протопопа Сильвестра). Согласно этому документу XVI века, добродетельная жена должна быть трудолюбивой и молчаливой — тогда она принесет мужу благо. А если женщина болтает попусту и сплетничает, то жена она никудышная. Плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами.
Бить или не бить?
В средневековой Европе ответ на этот вопрос был однозначным: жену бить можно. Так, по мнению доминиканского монаха Николя Байара, жившего в XIII веке, побои не просто допустимы, но и способны принести женщине пользу. Право сильной руки было зафиксировано даже юридически. Так, жителям гасконских городов официально разрешалось поколачивать жен с целью воспитания — правда, не доходя до убийства. И даже если муж избил женщину до крови, он не считался преступником — выжила ведь.
На Руси, по сравнению с этим, жили гуманисты. В «Домострое» говорится, что жену нужно наставлять на путь истинный не битьем или понужденьем, а собственным примером, словно дитя. Впрочем, в случае серьезной провинности жену все же допускалось наказывать, но после обязательно простить, чтобы между супругами не осталось обиды.
Хорошая хозяйка — хорошая жена
Из общественной жизни средневековой Европы женщины были вытеснены почти полностью. Но в частной признавалось ее право заниматься хозяйством, вести домашние дела. Женщина не только следила за домашним хозяйством, но и исполняла роль посредницы между мужем и другими членами семьи. Она могла пожаловаться на слуг или детей, если считала, что их нужно наказать, или, наоборот, заступалась за домашних. А когда мужчины отправлялись в военные походы, на плечи жен ложилась обязанность полноценного управления домом или поместьем.
На Руси все похоже: жена должна знать о домашнем хозяйстве и рукоделии все, чтобы уметь наставлять слуг. «Домострой» предписывал женщинам следующий распорядок дня: умыться, помолиться, распределить домашние дела между прислугой. При этом и сама жена не должна сидеть без дела, чтобы подавать домашним хороший пример.
Женщины и образование
В Европе в Средние века не было однозначного взгляда на женское образование. Рыцарь-крестоносец Филипп Наваррский (XIII век), например, считал, что женщинам нельзя даже уметь читать, поскольку чтение может сделать их нецеломудренными. Были и не столь радикальные точки зрения: известный педагог XIII века Винсент де Бове предлагал включать в образование девочек благородного происхождения обучение домашнему хозяйству и чтению. Читать, разумеется, можно было только религиозные книги. Так или иначе доступа к светскому образованию в университетах у женщин не было: они могли обучаться только дома или при монастырях.
В «Домострое» о женском образовании практически ничего не говорится — за исключением обучения домашнему хозяйству. Известно, что женских учебных заведений в России не было до XVIII века. Однако некоторые женщины все же учились грамоте: до нас дошло жизнеописание Евфросинии Суздальской, которая читала не только религиозные книги, но и была знакома с трудами Аристотеля, Платона, Вергилия и Гомера. В XIII веке такая образованность и для мужчин была редкостью.
А как же любовь?
В средневековой Европе о любви до брака не могло быть и речи — в таком случае женщина считалась падшей. Но и в супружестве любовь носила религиозный характер, поскольку брак был в первую очередь церковным таинством. Церковь строго осуждала похоть, а сексуальные отношения между супругами допускала только в том случае, когда их целью было зачатие ребенка.
Своеобразную трактовку любви предлагала куртуазная культура. Она подразумевала отношения между рыцарем и замужней дамой (поскольку, как мы помним, в браке любви не было). Рыцарская культура возводила женщину в ранг Прекрасной дамы, земное воплощение Девы Марии. Поэтому в таких отношениях главную роль играла платоническая любовь, ее возвышающее воздействие на влюбленных. Куртуазная любовь была сплетена из ритуалов: дама дарила избраннику символические подарки, он посвящал ей победы на поле боя и сонеты, вместе они хранили тайну своих отношений.
Идеалом же «Домостроя» были тихие семейные радости. Хотя, согласно тексту, в браке жена подчиняется мужу, супруги обязательно должны испытывать чувства друг к другу. Муж должен воспитывать жену с любовью, а женщина должна внимать супругу — опять же с любовью.
И все же: человек ли женщина?
Помните, в «Преступлении и наказании» Достоевского Разумихин предлагает Раскольникову перевести немецкий текст, автор которого рассуждает: человек женщина или нет? Этот вопрос был актуален и в XIX веке, а уж в Средневековье философы на этот счет сомневались всерьез.
Люди Средневековья были уверены, что женщина от природы несовершенна. Так, итальянский гуманист XIV века Колюччо Салютати заявлял, что тот мужчина, который восхищается женщиной и тем самым ставит ее выше себя, сам опускается ниже животного. Интеллектуальное и физическое несовершенство женщины, в котором были уверены ученые мужи Средних веков, дополнялось еще и тем, что, согласно Библии, именно женщина виновна в изгнании людей из рая. Средневековый взгляд на женскую природу доходчиво объясняет герой памфлета Джованни Боккаччо «Ворон» (XIV век): поскольку мужчина сотворен по образу и подобию Бога, он по благородству превосходит и женщину, и любое другое существо.
«Домострой» тоже акцентирует внимание на несовершенстве женщин. По мнению его автора, женщины не так разумны, как мужчины, поэтому жена нуждается в советах и наставлениях мужа.
В общем, в те времена и на Руси, и в Европе к женщинам относились снисходительно, как к существам неразумным, а потому к серьезным занятиям их не допускали. При этом в нашем материале шла речь только о женщинах знатных сословий. Если же говорить о жизни служанок, то у них прав не было вовсе никаких: они фактически считались имуществом хозяина дома.