За кадром «Моей Планеты»: знаковые моменты и поворотные события в жизни канала
Любая дорога начинается с первого шага, любой фильм — с первого кадра. Или раньше — с первой идеи. И вот, позади уже миллионы километров, тысячи передач и огромный опыт.
Как телеканал появился, кто его создает, и что дальше?
Диана Джалалова: путь к себе
Я помню ребенком, в родном Брянске, с замиранием сердца смотрела на голубой экран телевизора, стоящего у нас в квартире. Мир, который показывали в нем, казался невероятно волшебным, и мне очень хотелось туда попасть. Но, хотя я с детства любила фотографироваться, сниматься в видео, профессия журналиста казалась мне чем-то несерьезным. Так я чуть не ушла в бизнес.
В какой-то момент поняла, что занимаюсь не тем, чем хочу. Я всегда любила путешествовать и хотела путешествовать, и я хотела работать на телевидении. И тогда я поступила на журфак МГУ.
Уже там мы познакомились с нынешним главным редактором телеканала Романом Лобашовым. Это было на защите диплома, который я посвятила теме тревел-шоу. Придумала свой формат и даже сняла пилотную версию в Париже. Интересно, что Роман не вел у меня ни одной дисциплины, хотя и преподавал в МГУ. Но он увидел, как я говорю, как я защищаю свой проект. Ему это понравилось, и он позвал меня на кастинг программы «Один день в городе». Была съемка на Красной площади прямо на следующий день после моего дня рождения, когда я до пяти утра пела в караоке, у меня сел голос, и я думала: «Ну все, единственный шанс потерян». К счастью, утром голос вернулся, и я прошла этот кастинг. Сейчас я уже сама преподаю в МГУ и читаю лекции для студентов о том, как же стать телеведущим. Вот такой был путь.
Пожалуй, самое важное, что вообще мне дает работа — расширение кругозора. Даже не в том смысле, что я узнаю что-то новое об этом мире. Это, скорее, формирует определенное мировоззрение. Есть такое понятие — человек мира. Когда ты путешествуешь, когда живешь в разных странах, наблюдаешь разные культуры, видишь, как по другому могут жить люди, это очень сильно меняет тебя изнутри. Это, во-первых, примиряет тебя и с собой, и со своими ближними. Люди по-другому едят, молятся, выстраивают распорядок дня, строят дома не так, как ты привык, не так, как ты видел с детства, и это позволяет тебе расширить границы внутренние. Это, наверное, самое ценное, что дает мне работа.
Рассказать про историю со съемок? Один случай выбрать сложно, потому что на самом деле каждая поездка — это всегда огромное количество смеха и шуток, которые рождаются внутри команды, и в то же время — невероятные истории и совпадения. Я бы вообще сказала, что мы очень везучие. Кажется, что сама планета тебе помогает. Наверное, это потому, что мы так искренне влюблены в то, что делаем.
Как-то на съемках в Болгарии мы случайно попали на свадьбу. Это не было запланировано, и на этой свадьбе я поймала букет невесты. Совершенно случайно. И как только съемки закончились, мне сделали предложение. Ну вот такая милая, романтическая, мистическая немного история.
Антон Зайцев: путешествие в голове
Я — человек, воспитанный подшивкой журнала о путешествиях. В моем детстве их можно было найти на любой даче. Так вот: велосипед, бутылка лимонада «Буратино», пара бутербродов. Удаляешься от людей и построек на достаточное расстояние, располагаешься на травке, перелистываешь страницу и… Ты уже штурмуешь Альпы. Или бредешь по Калахари. Карабкаешься на башню Эйфеля. Полагаю, так во мне зародилась тяга к путешествиям, неважно настоящим или вымышленным.
Про съемки. Я вожу с собой дождь. Полагаю, мог бы зарабатывать неплохие деньги просто посещая засушливые регионы, где урожай гибнет на корню. Даже небосклон пустыни Атакама (самого безводного места в мире) пролился влагой, когда я туда прибыл. Местные обыватели в изумлении пучили глаза, мол, последний раз такое было 100 лет назад, дед деда рассказывал. А я привык.
Иногда дождь препятствует съемкам. Как-то раз мы попросили продюсера сотворить какой-нибудь ритуал, чтобы перестало моросить. И что вы думаете. Она покружилась, попричитала и готово.
Так с тех пор и повелось. Я вызываю дождь, она (при необходимости) его прекращает. Причем, метод работает безотказно. Группа настолько к этому привыкла, что мы исполняем подобное практически на полном серьезе. Рутина, понимаете ли. Но на окружающих это производит сильное впечатление.
«Моя Планета» — это бесконечное количество историй, которые можно рассказывать друзьям, или самому себе. Она помогла перевести мою страсть к путешествиям из сферы воображения в реальность. Хотя...
Иной раз я думаю, а вдруг на самом деле я по-прежнему валяюсь на травке в лесу и все это лишь грезы?
Андрей Понкратов: надеюсь еще на 15
О том, что я хочу путешествовать, я задумался классе в первом-втором. Как можно было путешествовать в Советском Союзе? Можно в разведчики пойти. Стать дипломатом. Дальнобойщиком, наконец. Или журналистом.
Я попробовал МГИМО. В итоге попал в армию, о чем совершенно не жалею. Была у нас там полковая многотиражка, в которой я принялся печатать тексты. Это мне очень пригодилось потом, когда я пришел поступать на журфак МГУ.
Правда, поступил я на газетно-агентское отделение. О телевизоре не помышлял. Собирался работать в АПН «Новости». Все знакомые и друзья были пристроены в частных телепродакшнах, и, когда я понял, что прожить на стипендию нельзя, пришел к ним: «Так и так — нужна работа». Взяли на испытательный срок, бесплатно сначала. Месяц работаю, второй, третий заканчивается. Денег как не было, так и нет. Я к продюсеру: «Аа-але, говорю, когда заплотите? — А что, еще не заплотили? — Нет, есть охота. — А я думала, испытательный срок окончен». Иногда надо напоминать о себе миру. Мир иногда про тебя забывает.
А потом и это кончилось. Я остался без работы. Бренькал у метро на укулеле, развозил пиццу, таксовал, вел две передачи на радио… Чем только не занимался.
Вдруг звонок: «Андрей Борисыч, есть дело, приезжайте». Приехал. И задержался на пятнашку.
Чего только не было за это время. Очень много проектов, очень много съемок. Бывало всякое. Так, как-то нас чуть не депортировали из Кувейта, потому что мы просили выпустить нас в город, на съемки, а не держать в отеле. Мы попали в обезьянник на Кубе — когда отказались оплатить в ресторане счет, в пять раз превышающий съеденное. Мы видели, как в Мексике людям оперируют глаза перочинными ножичками. Про неприятности — да, бывают, но со временем ты понимаешь, где они могут быть и начинаешь умело их обходить. Зато как приятно узнавать города, где ты бываешь, через их жителей. В путешествии обязательно надо общаться с местными!
Я — рекордсмен. «Человек мира», «Человек-праздник», «Мнимый больной», «Кавказский пленник», «А дома лучше», «Артефакты — культурный детектив», «Рекатерапия» ... Ни у кого стольких проектов не было и нет. И все их люблю. Но самый любимый, пожалуй, «Мнимый больной».
Надеюсь еще на 15.
Александр Пряников: гордость быть ведущим «Моей Планеты»
«Моя Планета» была работой мечты, любимый канал. Когда я впервые увидел формат Дискавери Трэвел, сказал себе: «Вот так хочу работать!». Ведь у нас тогда программы о природе и путешествиях все были тягучие, повествовательные, монотонные. Голос за кадром говорил: «Вот идет по саванне тигр, он охотится на антилопу…». Не хватало движения, эмоций.
И тут появляется первый российский настоящий трэвел-канал «Моя Планета». Он стал моей мечтой. Когда меня пригласили, был рад вести любую программу, все интересно. «Мировой рынок» — да, хорошо, отлично. Тема роли не играет. Как человек любознательный, ты должен изучить тему и правильно в нее погрузиться, справляться с любой поставленной задачей, пропускать через себя страну, материал, людей, культуру, традиции и переносить все это в то, что увидит зритель. Это погружение очень важно, люди смотрят твоими глазами, испытывают твои эмоции.
Формат путешествий — один из самых интересных и одновременно сложных. Это особый вид телевизионного искусства. Со стороны зрителям может показаться, что это так легко и просто — езди по свету, снимай, рассказывай. Но они не видят той колоссальной работы, которая происходит за кадром. Чтобы вышел интересный материал — огромному количеству профессионалов команды нужно все согласовать, договориться в разных уголках мира о съемках. Билеты, переезды, машины, жилье для съемочной группы, координация передвижений. Нужно учитывать погодные условия, держать руку на пульсе возможных угроз. Это такая мощная связка, цепь этапов работы, без которой программы не будет.
Самые интересные вещи, которые я держал в руках, когда вел «Мировой рынок» — килограмм золота на базаре в Стамбуле. В Малайзии — уникальные вещицы из красного дерева, которых всего пять в мире. Еще снимали в Италии трюфель размером с футбольный мяч за $150 000, а в Ливане — один из самых первых рынков на земле.
Умею ли я торговаться? Умею, но не люблю. Работа на рынке — тяжелый труд, с которым не каждый справится, я крайне уважительно отношусь к нему.
Пять эпитетов, которыми я бы мог описать «Мою Планету»? Движение постоянное, без него никуда, мы снимаем жизнь и должны быть живыми сами. Энергия, которую ты получаешь от нескончаемых путешествий и делишься ею. Дружба — коллектив должен ладить между собой, понимать с полуслова. Бывают дикие места, например, на Борнео. Вы там практически одни, взаимовыручка нужна. В Париже — люди приезжают, чтобы «увидеть и умереть», а вы работаете, не отвлекаясь. Конечно, эмоции — их невозможно не испытывать, работая в формате путешествий. Гордость. Быть ведущим «Моей Планеты» — это счастье, которым нельзя не гордиться. Многие мечтают работать здесь, но не всех берут. И это такая правильная, чистая, порядочная гордость — ты журналист-путешественник самого авторитетного и интересного познавательного канала России трэвел-формата. Ее, гордость каналом, приятно нести. Я всех буквально задолбал с майками, и в итоге они есть у нашей группы — с огромными логотипами канала и надписями «Россия» и «Моя Планета». Хотел, чтобы нас издалека видно было, что мы — представители серьезного канала о путешествиях.
Сесиль Плеже: моя жизнь изменилась кардинально
Как я стала ведущей телеканала? Это было забавно. Пишет мне в какой-то день подруга: «Привет! Я работаю на “Моей планете”, мы сейчас ищем ведущую-иностранку. Хотим сделать программу с иностранным взглядом на Россию. Тебе было бы интересно попробовать?» Дальше моя жизнь изменилась очень сильно.
Если ли любимый проект? Слово «любимый» — нет, не может быть такого. Если у тебя пять детей — кого ты любишь больше? Я люблю все, что мы снимали.
Все, что происходит в моей жизни, вроде бы случайно, но видимо, внутренне я этого хотела. Телеканал не то, что бы поменял мою жизнь. Он стал ее частью. Делать передачи по всей стране чудес — это много жизней в одной.
Случай из съемок… Это будет опять из области знаковых случайностей. Я всегда знала, что у меня есть брат моего дедушки, который живет в Магадане. Я понимала, что я его, скорее всего, никогда не увижу. И вот, благодаря программе, когда мы приехали снимать в Магадане, я с ним познакомился и пообщалась. Вот это было невероятно.
Миша Ронкаинен: делаю то, что делал, только круче
Я не мечтал попасть в телевидение в детстве, и даже путешествовать в детстве не особо мечтал. Это полная случайность.
Меня позвали на «Мою Планету» с YouTube, где я вел свой блог, от которого уже успел немного устать. Когда ты ютубер, приходится делать все самому, начиная от продюсирования и придумывания, куда ехать, до финального монтажа. И тут мне предложили делать то же самое, только на телевидении, при этом сняв с меня некоторые функционалы. Например, монтировать не нужно. Я согласился.
Теперь большую часть времени провожу на съемках и в путешествиях. С проектом «Россия вне зоны доступа» я просто объехал всю Россию. Был, кажется, в 75 или 76 регионах. Это очень интересно! И порой не без приключений.
Однажды у нас отключилась вся техника. Хоп! В один момент весь звук пропал. Во всех камерах. И это было в мистическом месте в Крыму, которое называется… не скажу. Рядом с ним, по слухам, где-то находится Священный Грааль.
Мы не знали, что делать, пока просто из этого места не вышли. Звука не было, в итоге так в фильме, по-моему, это и осталось. Все без звука. Либо мы каким-то образом это все замаскировали закадровым текстом. Но это была удивительная история. Никогда не было такого, чтобы все отключалось.
Когда я менял работы, многие из моих коллег говорили, что я дурак, потому что YouTube — это сила. И где мои коллеги сейчас? Так что это был очень прозорливый ход.
Вадим Норштейн: вдохновения только больше
Для знакомства с «Моей Планетой» надо было снять короткий ролик с таинственной историей. Помню, стал искать материал в интернете и расспрашивать друзей, у кого есть что-то интересное по теме. Остановил свой выбор на московском чародее петровской эпохи Якове Брюсе. Нашел в центре разваливающееся, зловещее здание и поехал снимать. А потом начались экспедиции в разные захватывающие места и встречи с интересными людьми. И с каждым новым путешествием это дело вдохновляет меня больше и больше.
Каждый фильм и каждое место, в которое мы едем, по-своему уникальны. И практически все экспедиции оставили след в моем сердце. Самая физически сложная поездка была к плато Маньпупунер — пришлось преодолеть не один десяток километров по горам с рюкзаком по медвежьим тропам. Самые вкусные путешествия обычно на Кавказе. Местные жители не оставят голодным ни одного путника. После этих поездок приходится усиленно заниматься спортом. А историю по поиску снежного человека в Кемеровской области я для себя еще так и не закрыл.
Во время съемок фильма про Мангуп-Кале в Крыму мы со съемочной группой задержались на горе дотемна и попали в сильный туман. Даже мощные фонари не помогли сориентироваться, видимость ограничивалась несколькими метрами. Мы шли минут пять в одну сторону, потом столько же в другую… Наконец поняли, что заблудились. И в этот момент из темноты возникла девушка со словами: «Ребята, помогите мне найти мою пещеру».
Холод пробежал по спине, все это было похоже на сцену из фильма ужасов. Но, слава богу, удалось сохранить самообладание и вступить с девушкой в диалог. Оказалось, она так же как и мы, заблудилась в тумане. А пещеру искала потому, что в этих местах все туристы останавливаются именно в пещерах. Девушку вывели и спасли, а после этого нашли и свою дорогу. И до сих пор шутим, что это был дух горы, который нас так проверял.
Но думаю, самые захватывающие путешествия и впечатления еще впереди.
Канал растет и меняется. Рассказывает Роман Лобашов, главный редактор канала.
Роман Лобашов: кажется, это было только «вчера»
Я много лет занимался социальной журналистикой. И в общем, все, что я делал, было нацелено на то, чтобы помочь людям. Дальше я открыл для себя какую-то новую грань своей профессии, увлекся креативным продюсированием различных форматов для каналов — и познавательных, и развлекательных. Мне стало интересно генерировать какие-то идеи, концепции и потом воплощать их на экране. Так, чтобы люди это смотрели и все-таки — не просто смотрели. Чтобы что-то полезное случалось с нашей аудиторией, чтобы они приобретали какие-то знания, чтобы у них поднималось настроение.
На телеканал «Моя Планета» я пришел 7,5 лет назад. Хотя кажется, что было это совсем недавно. И я настолько этим увлекся, когда стал креативным продюсером. Мы стали придумывать новые форматы, открывать новые лица. Это столько форматов, столько идей и столько концепций! Все закрутилось! Мы не случайно придумали слоган к нашим новым имиджевым роликам: «Ты только начни, и все закрутится».
Сейчас я поймал себя на мысли, что удивительная специфика нашего канала в том, что как-то удалось людям, которые создавали его 15 лет назад, сформировать удивительное пространство добра. И все сохранилось, это все есть, и оно как будто еще только крепнет. Это счастье. Да, я чувствую себя на «Моей Планете» в профессиональном смысле — абсолютно счастливым.
Так как же все начиналось?
О том, как получилось замахнуться на такой амбициозный проект, рассказывает Николай Табашников, руководивший работой канала с 2009 по 2023 год.
Николай Табашников: отдельный канал про путешествия был очень нужен
Было это давно. Мы были моложе и авантюрнее. Страх — это не то чувство, которое надо испытывать, начиная проект. Это работа, которую нужно сделать хорошо.
Запуск был физически очень тяжелый, мы работали практически по 24 часа в сутки полгода, особенно массированная работа пришлась на лето: дизайн, делали, ролики, программы снимали. И честь, и хвала коллегам, которые стояли у истоков, и все смогли поднять.
В то время на российском ТВ существовали лишь отдельные познавательные программы о путешествиях, «Моя Планета» стала первым настоящим целым каналом, увлекательным и конкурентоспособным. Время показало, что в России зрители хотели иметь свой канал, созданный глазами российских журналистов, а не только смотреть Дискавери и Нейчералс. Успех «Моей Планеты» был колоссальный.
Легенда гласит, что на одном из заседаний Дмитрий Анатольевич Медведев спросил, почему в нашей стране до сих пор нет своего канала Дискавери? Олег Борисович Добродеев присутствовал и сразу принял к действию. Так родилась «Моя Планета». Через год запустили канал «Наука», затем «История», другие каналы. Как-то все быстро разрослось и сейчас холдинг Цифрового телевидения объединяет уже 20 каналов.
Что касается названия, то на тот момент это уже редакция «Утро России» под руководством Игоря Леонидовича Шестакова, а чуть позже — 5 канал Санкт-Петербурга. Был небольшой блок программ о путешествиях. Собственно, там и зарождался наш канал. Все лето и весну 2009 года мы отправляли туда наши 1,5 часовые программы, тогда еще на «Betacam» 90 минутной. Это была, так скажем репетиционная база. А название принадлежит нашей коллеге, с которой все начиналось, Анастасии Чернобровиной. Мы все согласились, что лучшего названия и быть не может.
Для меня это большая честь, что 13 лет жизни посвятил каналу. Это было прекрасное время, интересное, насыщенное большой душевной, интеллектуальной работой, событиями, встречами, огромным кругом общения. Считаю большим везением, что оказался в эпицентре этих процессов. Когда сейчас езжу по стране и слышу, что «Моя Планета» — любимый канал многих в разных уголках — это невероятно приятно.
«Моя Планета» фиксирует мир на разных этапах, 15 лет назад, сейчас, сегодня, завтра. Смотришь программы и понимаешь, сколько интересного существует в мире, насколько он разнообразен и ценен, насколько важно его сберечь для будущих поколений.
За годы, пока я был главным редактором, были отсняты более 1,5 тысяч программ. Разное было, забавные истории, опасные, когда пытались у нас отобрать камеру. Один раз, когда я снимал в Неаполе, на нашу съемочную группу напали ультрас, болельщики из криминально неблагополучного района команды «Наполи». Обычно фанаты ходят в тех же футболках, что и команда, а тут не в голубом, а в черном шла толпа — человек на 300. Оказалось, что это была преступная группировка, связанная с каморрой. Они сочли, что мы из полиции, еле защитили тогда мы камеру, ноги унесли целыми. Всякое бывало. Ребятам нашим даже штативом приходилось отбиваться. К счастью, самолеты не ломались, природные катаклизмы не ставили под угрозу жизни съемочных групп. Правда, один раз я застрял в Каннах из-за извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль перекрыли аэропорт, небо было закрыто.
Что хочется пожелать ребятам канала? Вдохновения, любви к снимаемым странам и людям, неистребимого любопытства и желания поделиться интересными историями со зрителями. Мира, чтобы без проблем ездить и снимать всю планету. И сохранять очень важное ощущение того, что это именно наш, российский взгляд на мир.
А что дальше?
Дальше — новый сезон!
Над материалом работали: Елена Щипцова, Ирина Лутцева, Дарья Ракитина, Александра Гурьева